Наверняка, многие хотя бы раз сталкивались в магазине с ситуацией, когда у продавца не было сдачи. И что тогда делать: идти менять деньги, отказываться от покупки, ждать, пока мелочь появится в кассе?
С вопросом, может ли контролер-кассир в магазине отказать в покупке, если ему нечем дать сдачу, в нашу редакцию обратилась читательница Lubashka.

Давайте разбираться.
В Республике Беларусь кассир не имеет права отказать в обслуживании покупателю по причине отсутствия сдачи. Это является обязанностью продавца обеспечить возможность сдачи, независимо от суммы покупки.
Законодательные нормы
Согласно Инструкции о порядке ведения кассовых операций, утвержденной постановлением Нацбанка №472 от 20.12.2023, каждая торговая точка обязана заранее определить и обеспечить необходимый объем разменных денег для кассиров. Это означает, что отсутствие сдачи – это не проблема покупателя, а нарушение со стороны продавца.
В случае отказа в выдаче сдачи покупатель вправе потребовать книгу замечаний и предложений. Отказ предоставить ее является нарушением, за которое магазин может понести административную ответственность.
Как действовать покупателю
Если кассир отказывается предоставить сдачу:
-
Потребуйте книгу замечаний и предложений.
-
Если вам отказываются ее предоставить, зафиксируйте отказ (например, сделав фото или записав имя кассира).
-
Обратитесь с жалобой в администрацию магазина или в местные органы защиты прав потребителей.
Важно помнить, что продавец обязан вернуть даже одну копейку сдачи. Если этого не происходит, это является нарушением ваших прав как потребителя.
Задать вопрос в нашу рубрику “Мы выяснили” очень просто: заходите в чат-бот (@smartinf_bot), спрашиваете, а мы разбираем ваш вопрос. Ответы публикуем по вторникам и четвергам с 17:00 до 18:30 на сайте и в нашем Telegram-канале.