Наиболее чувствительные санкции сегодня - в отношении белорусского неба, заявила в Смартэфире 25 июня 2021 года политолог Ольга Харламов. При этом, они, в первую очередь, отразились на белорусских пассажирах, а в плюсе оказались российские авиаперевозчики.
“Даже не в отношении “Белавиа” (потому что это проблемы сотрудников компании и потенциальных пассажиров), а именно в отношении использования белорусского неба. Это те проблемы, которые прямо или косвенно ударяют по всем авиаперевозчикам, не только европейским. Это кажется: сколько там той Беларуси... Но это затраты, это повышение цен на билеты и появляется неожиданный бенефициар - российские авиаперевозчики, которые не облетают Беларусь, не поднимают цены, а соответственно имеют профит. Получается, санкции негативно действуют на белорусских пассажиров”, - сказала Харламова.
Белорусская власть реагирует на санкции традиционно: заявлениями о контрсанкциях.
Однако что касается секторальных санкций ЕС в отношении Минска политолог считает, что “часть санкций не настолько масштабна, чтобы реагировать на них”.
“В конце концов, может будет заявлено - не будем покупать двигатели Мерседес, сделанные в ЕС, а заменим их на китайские. Большинство дорогой и элитной продукции идет через Россию, и то, что Беларусь потребляет, оно незначительно”, - пояснила Харламова.
Ранее заместитель премьер-министра Анатолий Сивак заявил, что ежемесячные потери авиаотрасли Беларуси из-за санкций оцениваются на уровне $10,3 млн.
После инцидента с самолетом Ryanair Агентство по авиационной безопасности Европейского союза (EASA) 2 июня предписало национальным компетентным органам государств-членов EASA проинструктировать эксплуатантов воздушных судов, что проведение операций в воздушном пространстве Беларуси больше не допускается, если это не требуется для обеспечения безопасности полетов в непредвиденных обстоятельствах.
4 июня Совет ЕС "решил усилить существующие ограничительные меры с учетом ситуации в Беларуси, введя запрет на пролет над воздушным пространством ЕС и на доступ в аэропорты ЕС белорусских перевозчиков всех типов". Запрет начал действовать с 5 июня.