В воскресенье в Национальном аэропорту Минск из-за ложного сообщения о минировании  совершил вынужденную посадку самолет авиакомпании Ryanair, летевший рейсом Афины-Вильнюс. Это авиационное происшествие могло бы стать почти рядовым, если бы не одно "но": позже выяснилось, что был задержан белорус, летевший этим рейсом - Роман Протасевич, главный редактор телеграм-канала, который в Беларуси признали экстремистским. В результате Минск оказался в центре скандала, затрагивающего интересы многих государств. Собрали самую главную на данный момент информацию о рейсе Афины-Минск-Вильнюс.

Посадка самолета. Самолет авиакомпании Ryanair рейса RYR1TZ Афины-Вильнюс незапланированно сел в Минске в воскресенье, 23 мая. В аэропорту сообщили, что пилоты приняли такое решение из-за угрозы минирования судна. Telegram-канал пресс-службы президента Александра Лукашенко "Пул Первого" рассказал, что борт был почти у границы с Литвой. Однако, летчики запросили помощь у Минска. Ближайшим аэродромом был порт назначения Вильнюс, однако борт был посажен в аэропорту Минска.  Самолет Ryanair сопровождал истребитель МиГ-29, как пояснили в Минобороны, чтобы в случае необходимости оказать помощь.

1.jpg

Кто на борту? После дополнительного досмотра пассажиров рейса, сообщение о взрывном устройстве не подтвердилось, зато стало известно, что на борту находился главный редактор Telegram-канала, признанного в Беларуси экстремистским, "Беларусь головного мозга", а также экс-главред еще одного экстремистского канала Nexta Роман Протасевич. Само собой его задержали.

Начало расследований.  По факту "заведомо ложного сообщения об опасности" Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч.1. ст.340 УК Беларуси. Также в Беларуси создана комиссия по расследованию инцидента с самолетом Ryanair. 

Кроме того, собственное досудебное расследование по факту "захвата самолета и запрещенного обращения с людьми" начала Генпрокуратура Литвы. О необходимости полного расследования заявила и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

Позиция авиаперевозчика. К концу дня Ryanair  выпустили заявление о том, что экипаж рейса Афины-Вильнюс был предупрежден белорусской стороной о потенциальной угрозе безопасности на борту самолета и был проинструктирован - направиться в ближайший аэропорт - в Минск.

Минус шесть. Спустя более 6 часов самолет вылетел из Минска, в 21.27 он сел в Вильнюсе. При этом, по словам главы литовского МИД Габриелюса Ландсбергиса, изначально на борту был 171 человек, а в пресс-службе столичного аэропорта говорили о 123-х. По информации в соцсетях, до сих пор неизвестно местонахождение девушки Протасевича, гражданки России Софьи Сапеги. Также есть неподтвержденная информация еще о четверых пассажирах, которые не полетели из Минска в Вильнюс. 

2.jpg

Мировая реакция

На инцидент практически мгновенно стала поступать реакция из стран Евросоюза. Президент Литвы Гитанас Науседа призвал союзников по НАТО и ЕС немедленно отреагировать на инцидент. "Я призываю союзников по НАТО и ЕС немедленно отреагировать на угрозу, исходящую от белорусского режима для международной гражданской авиации. Международное сообщество должно принять срочные меры для предотвращения повторения подобных инцидентов”  - говорится в сообщении на сайте президента Литвы. Науседа инициировал обсуждение на заседании Совета Европы в Брюсселе в понедельник, 24 мая. 

Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в свою очередь заявила, что "совершенно недопустимо принуждать рейс Афины-Вильнюс к посадке в Минске. Любое нарушение правил международного воздушного транспорта влечет за собой последствия".

Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель отметил, что в ЕС внимательно следят за событиями, происходящими с рейсом из Афин в Вильнюс, который "был вынужден приземлиться в Минске из-за предполагаемой угрозы безопасности".

О своей обеспокоенности заявила Великобритания, а премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий назвал  инцидент "угоном гражданского самолета" и "беспрецедентным актом государственного терроризма". Он также обратился к главе Европейского Совета с предложением обсудить на заседании в понедельник "немедленные санкции против режима Лукашенко". 

Внешнеполитические ведомства Норвегии и  Австрии потребовали независимое международное расследование этого инцидента и освобождение Романа Протасевича.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг написал в Twitter, что в альянсе внимательно следят за ситуацией. 

Госдеп США в свою очередь осудил инцидент с самолетом Ryanair в Минске и потребовал освобождения Протасевича, заявив, что "под угрозу были поставлены жизни более 120 пассажиров, включая граждан США".

Белорусский ответ

В МИД Беларуси высказали удивление по поводу заявлений со стороны ряда стран и европейских структур. "Ситуация прямо и явно нагнетается. Происходит ее намеренная политизация, звучат ничем не подтвержденные обвинения, клеятся ярлыки", -  заявил пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства Анатолий Глаз. 

По его словам, действия Беларуси в ситуации с самолетом Ryanair полностью соответствовали установленным международным правилам и тому есть доказательства. 

Что говорят в России

Депутат Госдумы России  Вячеслав Лысаков назвал экстренную посадку самолета Ryanair в Минске "блестящей спецоперацией".  "Несомненно, КГБ Беларуси провел блестящую, с оперативной точки зрения, спецоперацию. И отследили "объект", и его сопроводили, и разыграли возможный теракт и, фактически, принудили самолет сесть, и, наконец, "приняли" в надёжные руки", - написал Лысаков в своем Telegram-канале. 

Он считает, что это серьезный ход "в отношении упитанных и непуганных авторов ресурсов, зачастую провоцирующих людей на прямое столкновение с силовиками ради своих политических и финансовых интересов".


Действия экипажа глазами российского пилота. Пилот "Аэрофлота" Андрей Литвинов, комментируя в Twitter  ситуацию, сказал, что не стал бы менять траекторию и "совершил бы посадку в Вильнюсе, а при "принуждении к другим действиям" - подал сигнал бедствия" и доложил на аварийной частоте о нападении на воздушное судно.

Далее он бы настоял на посадке на том аэродроме, на который было принято решение, исходя из воздушной обстановки, метеопрогноза, годности аэродрома и т.д.

"Если возникает реальная угроза, то следую за истребителем, но на земле требую консула и СМИ", - подчеркнул  пилот. 

Документы, регулирующие действия командира воздушного судна

Ситуацию с рейсом Афины-Вильнюс также разобрал эксперт Украинского института будущего и блогер Игорь Тышкевич. В частности,  он обратил внимание, что существуют ключевые международные документы, которые регулируют сферу гражданской авиации.

Согласно Конвенции о гражданской авиации высшим должностным лицом с момента запуска двигателя и до момента, когда он заглушен, является командир. Однако по общепринятым нормам для безопасности полетов он подчиняется наземному диспетчеру. В случае если не подчиняется - он берет на себя ответственность за решение, но теоретически нарушает Конвенцию. 

Согласно Конвенции о преступлениях и других актах, совершаемых на борту воздушных судов, если есть сообщение о минировании или другом ЧП (не важно из какого источника) - командир или наземные службы сообщают об этом друг другу, и экипаж также выполняет команды наземного диспетчера. 

На борт распространяется юрисдикция того государства, в котором зарегистрирован самолет (в случае с Ryanair - это различные страны) до тех пор, пока в исключительных случаях командир передает ответственность национальным органам другого государства и они принимают ответственность за судно, лиц и имущество на борту - ст. 5-2 Конвенции о преступлениях и других актах. 

Последствия

24 мая стало известно, что латвийская авиакомпания AirBaltic не будет использовать воздушное пространство Беларуси, об этом заявил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс. "Наша национальная авиакомпания AirBaltic непрерывно следит за ситуацией с безопасностью в воздушном пространстве разных стран. И уже приняла решение пока не использовать воздушное пространство Беларуси в своих полетах. Со своими рекомендациями выступит и Латвийское агентство гражданской авиации", - сказал министр.

3.jpg

Кто такой Протасевич

Роману Протасевичу 26 лет, учился на факультете журналистики в Белорусском государственном университете, но был отчислен. Некоторое время сотрудничал с "Радио Свобода" и "Еврорадио". В январе 2020 года уехал в Польшу, где намеревался просить политическое убежище.

В ноябре 2020 года Комитет госбезопасности Беларуси внес его в перечень организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности. Молодой человек проходит обвиняемым по следующим статьям: ч.3 ст.130 (совершении умышленных действий, направленных на возбуждение социальной вражды по признаку профессиональной принадлежности — максимальная санкция до 12 лет); ст. 293 (организация массовых беспорядков — максимальная санкция до 15 лет ); ст. 342 (организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок — максимальная санкция до 3 лет). Следственный комитет направил в Польшу документы на экстрадицию.

До сентября 2020 года Протасевич был редактором признанного экстремистским Telegram-канала Nexta. С марта 2021 – редактор другого признанного экстремистским канала "Беларусь головного мозга".

24 мая правозащитники признали молодого человека политическим заключенным.