Уже несколько дней в разных городах Беларуси визжат тормоза и дымятся покрышки — у знаковых исторических памятников белорусской архитектуры и истории дрифтуют чемпионы Беларуси и пилоты международного уровня.
А происходит следующее — снимают промо-ролик. Компания Blockchain Sports Ecosystem разрабатывает систему автономного управления дрифт-машиной при помощи искусственного интеллекта.
Для реализации этой идеи партнёр проекта, IT-компания X-Labs Inc. из белорусского Парка высоких технологий предложила свое решение – специальные камеры, оснащенные системой технического зрения Computer Vision для создания точных моделей движения транспорта во время соревнований. Эти модели послужили материалом для обучения нейроморфного ядра, которое и будет управлять дрифт-машиной.
Исполнительный директор компании Blockchain Sports Ecosystem, владелец группы компаний X-Labs Inc Дмитрий Саксонов рассказал на пресс-конференци в Минске в четверг, что создаваемое нейроморфное ядро сможет управлять не только машинами для дрифтинга. Дальше это можно будет применять для автоматизации процессов как в машиностроении, так и во многих других сферах. А пока в дрифте!
Зачем снимают промо-ролик?
Во-первых, для презентации программы, которая будет управлять машиной. А во-вторых, для подготовки к проведению первого чемпионата "Пилоты против искусственного интеллекта", который пройдет в конце 2025 года — начале 2026 года в Саудовской Аравии. Задача организаторов — подготовить в Беларуси команды для участия в нем, а заодно и для продвижения в мировом дрифте. Часть команд соберут в нашей стране, часть — в Японии.
Есть задумка в Стайках создать тренировочную базу дрифтеров.
"Мы хотим вернуть в Беларусь гонщиков из разных уголков мира, которые приезжали сюда раньше. Пригласить пилотов из наибольшего числа стран, показать им нашу страну. Поэтому мы выбрали для съемок исторические комплексы, красивые развязки, какие-то современные здания и устроили среди них показательные выступления", — пояснил Саксонов.
Т.е., через красОты страны компания решила популяризировать дрифт-спорт, чтобы он "заиграл новыми красками".
Саксонов заверил: "Возможно, лучшей страной для дрифтинга мы не станем, но точно очень сильно нашумим в мире дрифта. Это я вам обещаю".
На съемки промо-ролика в нашу страну прилетели автоспортсмены из Австралии, Бразилии и Японии, Таиланда, Нидерландов. А на следующей неделе организаторы привезут в Минск "специального гостя", который, как обещают, придаст промо-ролику "яркое наполнение". Имя звезды пока не раскрывается.
Где можно увидеть дрифт?
Показательные выступления уже прошли в Несвиже, Коссово, Бресте, Гомеле, Могилеве, идут съемки в Гродно.
В субботу дрифтить будут в Минске — у железнодорожного вокзала, на улице Кирова, на территории старого аэропорта; в воскресенье — на мосту через Немигу, на развязке улицы Комсомольской и развязке у ГУМа; в понедельник — у стадиона "Динамо", улице Революционная, в Троицком предместье. Во вторник снимать будут у Национальной библиотеки Беларуси и возле СК "Минск-Арена". В среду — дрифт в Национальном аэропорту.
Чего хотят айтишники, понятно, — продвинуть свою технологию в мире и параллельно поспособствовать развитию белорусского дрифтинга. А зачем приехали сюда иностранные пилоты?
Они не отказались пообщаться и рассказали, как им Беларусь. Здесь стоит заметить, что наверняка не все белорусы сами были во всех этих знаковых местах родины, куда добрались спортсмены из очень далекого зарубежья.
Почему понаехавшие дрифтеры считают, что видят сон, и какие два слова выучили по-русски?
Братья Юкио и Киоти Таруми — из Японии. Юкио говорит на трех языках: японском, английском и португальском. Признался, что в чаде дымящихся покрышек несколько терялся и даже пытался говорить с белорусами на японском.
Для Юкио это уже второй приезд в Беларусь. Он сказал, что сначала ему было страшно к нам лететь, но очень быстро освоился. А уже после двух дней на белорусских харчах даже "забыл свое японское прошлое".
Считает, что люди в Беларуси выглядят счастливее, чем в Японии. "Я говорю это не потому, что нахожусь здесь, а потому что так чувствую, — добавил Юкио. — Для меня быть здесь — это как сон. До сих пор думаю, а не сплю ли я".
Он отметил, что уровень белорусских дрифтеров очень высокий, да и машины тоже хорошие. Правда, в машине он постоянно искал руль не с той стороны, потому что на его родине левостороннее движение. А еще пилот запомнил один белорусский продукт — сметану. И выучил еще одно слово по-русски "спасибо".
Его брата Таруми поразило то, как быстро и слаженно перекрывали для съемок дороги и целые проспекты. Его, впечатлила организация проекта. Редко в какой стране встретишь такое отношение и вовлечение в процесс, сказал он.
Тадахиро Фукаду поразило количество людей, которые приходили на съемки ролика, их поддержка. А еще, сказал он, здесь так же спокойно и безопасно, как в Японии.
Джейк Джонс из Австралии. Он впечатлился дружелюбием и открытостью белорусов (да, мы такие). А еще он ел борщ, и тот ему очень понравился. Весьма искренне спортсмен улыбался и поднимал большой палец вверх, вспоминая обед.
Для Даниэля Мессмера, тоже австралийца, Беларусь оказалась открытием. Он понятия не имел, куда едет, и перед поездкой даже гуглил, что мы за страна такая. Понравилась ему архитектура городов и воспитанность белорусских людей.
А вот к Игорю Хаяшида Ногуэре (на фото выше - справа) у журналистов были особые вопросы. Что за имя такое: Игорь — вроде бы русское. Фамилия Хашияда — японская, а вторая — Ногуэра — бразильская.
"А все просто, — ответил бразилец. — Имя Игорь (Igor) очень распространено в Бразилии. И Юкио — тоже Игорь, только японский".
Мама у Игоря — японка, отсюда первая фамилия, а отец — бразилец. Отсюда вторая.
Интересный парень — бразильский Игорь. Он признался, что между собой пилоты шутят про пребывание в Беларуси так: "Мы спим и видим сон".
А они точно борщ сметаной заправляли?