Если Литва решит повлиять на транзит белорусских калийных удобрений, то это будет катастрофой для республики. Об этом написал бизнесмен, акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Biriu kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий на своей странице в Facebook

Бизнесмен отметил, что Литва является участником пяти международных соглашений по поводу транзита, которые однозначно запрещают Вильнюсу воздействовать на транзит. По его словам, эти официальные договоренности являются частью правовой системы Литвы, поскольку все они ратифицированы Сеймом. 

Удовицкий подчеркнул, что транзит через территорию Литвы не может быть прекращен, а любой политик, требующий этого запрета, уже нарушает литовские законы, так как толкает правительству к нарушению международных обязательств. 

"Поскольку и США, и Евросоюз также ратифицировали фундаментальные международные соглашения, защищающие транзит, то само предположение о том, что европейские или американские санкции как-то влияют на транзит, является необоснованным. Если же по какой-то необъяснимой причине Литва все же будет воздействовать на транзит белорусских калийных удобрений, то это будет катастрофой для Литвы", – написал бизнесмен.

Он подчеркнул, что только компенсация по иску терминала от потери контракта превысит миллиард евро. Удовицкий отметил, что компенсации по искам "Беларуськалия" также будут исчисляться миллиардами евро. 

"И, конечно, будут десятки исков из многих стран от компаний, купивших калий, но не получивших его, размеры этих исков даже не берусь предполагать. Ну и самое забавное. Через Литву идет транзит белорусского калия в США, да-да, американским компаниям, продукт, купленный за американские доллары. Потому что это абсолютно законно. Наши политики хотят нанести ущерб и американским компаниям тоже?" – написал он.

Накануне вступили в силу санкции США против "Беларуськалия" - производителя калийных удобрений. Заявлялось, что они будут перевозиться через Клайпедский порт как минимум до конца декабря, поскольку белорусская компания оплатила эти грузы заранее. 

Глава "Литовской железной дороги" Мантас Бартушка сказал, что литовская сторона не может приостанавливать операции по контракту, потому что в противном случае будет нарушен договор. 

В Литве разгорелся скандал из-за того, что "Литовские железные дороги" продолжили транзит белорусской продукции через территорию Литвы. В четверг стало известно, что министр транспорта подал в отставку, глава МИД Литвы готов последовать примеру коллеги. Решение об отставке министров премьер-министр Литвы обещала принять на следующей неделе.

Теперь Литва пытается вернуть Беларуси средства, которые были выплачены в качестве аванса за транзит белорусских калийных удобрений.