Ученые из США выяснили, что коронавирус Khosta-2, поражающий российских малых подковоносых летучих мышей, способен соединяться с человеческой версией белка ACE2 и заражать клетки людей. Результаты опытов исследователей были опубликованы в статье в электронной библиотеке, пишет ТАСС.

летучая мышь.jpg

"Мы изучили два коронавируса летучих мышей, поражающих рукокрылых в России. Оказалось, что один из них может соединяться с человеческим рецептором ACE2 для того, чтобы проникать в клетки людей. Открытие этого вируса впервые указало на то, что коронавирусы, в теории способные заражать человека, циркулируют в популяциях животных и вне пределов Азии", - пишут исследователи.

Точная история появления SARS-CoV-2 пока остается предметом споров среди биологов и эволюционистов, однако ученые предполагают, что его предок начал распространяться среди летучих мышей Восточной Азии еще в середине прошлого столетия. Раскрытие истории эволюции SARS-CoV-2 осложняет то, что за последний год ученые открыли следы антител к SARS-CoV-2 или очень похожим на него вирусам в образцах крови людей, взятых задолго до начала пандемии.

Группа молекулярных биологов под руководством Майкла Летко, доцента университета штата Вашингтон в Пуллмане (США), открыла первый пример существования опасных для человека коронавирусов в популяциях животных за пределами Юго-Восточной и Восточной Азии. Они совершили это открытие в ходе анализа образцов биожидкостей, собранных среди российских подковоносых летучих мышей.

Природные источники коронавирусов

Недавно, как отмечает Летко, его коллегам удалось выделить два коронавируса, Khosta-1 и Khosta-2, которые поражают два широко распространенных вида рукокрылых, больших (Rhinolophus ferrumequinum) и малых подковоносых летучих мышей (Rhinolophus hipposideros).

Изначально ученые считали, что эти патогены не могут проникать в человеческие клетки, так как структура их S-белка заметным образом отличается от того, как устроен данный компонент оболочки возбудителей COVID-19 и атипичной пневмонии SARS. По этой причине они далеко не сразу проверили то, способны ли эти вирусы взаимодействовать с человеческим белком ACE2, который SARS-CoV-2 использует для проникновения в клетки.

Как оказалось, изначальные предположения Летко и его коллег были ошибочными. Один из двух вирусов, Khosta-2, активно взаимодействовал как с изолированными молекулами белка ACE2, так и этими белковыми цепочками, встроенными в клеточную мембрану. Это свидетельствует о том, что данный вирус способен заражать человеческие клетки, несмотря на его непохожесть на SAR S-CoV-2.

По оценкам ученых, заразность Khosta-2 оказалась сопоставимой с тем, насколько активно человеческие клетки поражает коронавирус RaTG13, предположительный предок SARS-CoV-2. Это указывает на то, что потенциально опасные коронавирусы летучих мышей встречаются не только в Азии, но и в Европе, что значительно расширяет перечень потенциальных природных источников последующих пандемий, подытожили Летко и его коллеги.