Внутреннее одиночество как непреодолимость: смотрим "Записки юного врача" Евгения Корняга

В Бресте стартовала программа Международного театрального фестиваля "Белая вежа". Один из самых резонансных спектаклей в ее афише — "Записки юного врача" Белорусского государственного театра кукол. В Минске зрители размели билеты на эту постановку Евгения Корняга за 2 месяца до премьеры. В Бресте также моментально закончилась электронная продажа на его показ. Если вы являетесь обладателем заветного входного, то поспешите занять свое место: поверьте, желающих всеми правдами и неправдами прорваться в зрительный зал будет много. Смартпресс рассказывает, почему постановку, взорвавшую прошлый театральный сезон, нельзя пропустить. 

kornjag_scena.jpg

Имя Евгения Корняга уже давно стало брендом не только у нас, но и за границей. Известный белорусский режиссер не привязывает себя к какому-то конкретному театру трудовой книжкой и обязательствами. Ему невозможно навязать конкретный материал и определенную сцену: Евгений будет ставить только то, что интересно в первую очередь ему самому. Он не растрачивает себя: работает выверенно, медленно, начиная работу с актерами не с прогона текста или мизансцен, а с погружения в материал, поисков самовыражения и импровизаций на тему. Так, как к этому процессу подходит Корняг, в Беларуси не работает никто. Не зря актеры ждут, когда же он снова появится в каком-то из отечественных театров и считают за честь стать частью его команды. Я помню слезы актрисы после одной из громких премьер: это были слезы сожаления, что трудный, но затягивающий и дающий рост в профессии сразу на целую голову, процесс репетиций закончен.

В наше время большая редкость, чтобы в режиссере были заинтересованы как внутри достаточно жесткого театрального сообщества, так и снаружи, ведь зритель у кассы четко реагирует на фамилию, еще не зная, что он увидит после поднятия занавеса. Спектакль может быть безумно сложным и многоплановым, как "Сестры Грайи" театра кукол в Молодечно, дерзким, резким, на грани фола, как "Интервью с ведьмами" в столичном Театре Кукол, изящно-медитативным, как "Бетон" или неожиданно поющим и визуально контрастным, как "Шлюб з ветрам" (оба последних спектакля идут в Республиканском театре белорусской драматургии). Точно в спектакле от этого режиссера можно предугадать только одно: он будет резонансным и его точно будут долго обсуждать в медиа и соцсетях.

"Записки юного врача" удивляют уже с названия: в Беларуси Евгений Корняг еще не ставил по произведениям мастодонтов от литературы. Но, взяв Булгакова, режиссер не останавливается на давшем название спектаклю цикле ранних рассказов автора. Казусы из медицинской практики вчерашнего студента, которого оторвали от разнообразия столичной жизни и забросили в глухую провинцию, нанизываются на рассказ "Морфий": подающий надежды молодой врач пытается свое разочарование, душевную боль и поглощающее изнутри одиночество заглушить морфиновым "обезболивающим". Вот только не вычитал он ни в одном из потрепанных учебников, что та приходящая на кончике иглы легкость приносит лишь временное забвение.

Режиссер великолепно сплетает изначально разрозненные истории в единую повествовательную нить. Кто бы мог подумать, что Булгаков так ляжет на эстетику театра кукол! Главный герой доктор Поляков (актер Дмитрий Чуйков по-новому раскрылся в этой роли) на глазах у зрителей ампутирует конечности своих кукольных пациентов, забирается в выкаченную на сцену кукольную голову, чтобы выдрать зуб вместе с куском челюсти, лечит сифилис, рассматривая только гигантские, уходящие под колосники, крестьянские ноги или превращает свою ванну, в которой ему так и не довелось толком помыться, в платформу для поездки на санях среди стаи волков. Художник Татьяна Нерсисян с тонким юмором передает атмосферу этой забытой богом больницы, где шляпы и пальто вешают на торчащие ноги трупов, а стеклянная стенка типичной операционной превращается в подиум для шансонетки. Вышло смешно до слез в начале, разрушительно горько в конце и невероятно точно на протяжении всего спектакля.

kornjag_glavgeroj.jpg

Если Булгаков все сомнения главного героя прописывал во внутренних монологах, то Корняг придает внутреннему голосу вполне осязаемые очертания: яркая певица кабаре в исполнении Екатерины Трофимук появляется в больнице вместе с доктором Поляковым. Она озвучивает все его страхи, связанные с незнанием, как лечить ущемленные грыжи или резать для облегчения дыхания горло. Она наигранно страдает, подбирает к каждой ситуации, как модный стендапер, тематические песни из репертуара Анатолия Вертинского. Но пока она рядом, у Полякова еще есть надежда вырваться из плена морфия. 

В "Записках юного врача" нет актеров первого и второго плана, тут следует говорить об отлично сыгранной команде. Медсестры в исполнении Анны Господарик, Натальи Кот-Кузьмы, Светланы Тимохиной и медбрат Алексея Сенчило работают на контрасте молодым врачом, который не может найти себе применение в мире, поменявшем правила игры. По тексту на дворе 1918-й год, но жители этого закрытого мирка не хотят даже прислушаться к тем катаклизмам, что происходят за границами их среды обитания. И только доктор Поляков всё сильнее вязнет в своих страхах перед неизведанным, панике, что эта серость вокруг и тьма египетская человеческого нежелания хоть в чем-то разобраться никогда не изменится. 

Постепенно колбы, что после каждой новой инъекции доктора, заполняются кровью, превращаются в непробиваемую стену между человеком и его искренним стремлением спасать страдающих. Процесс саморазрушения остановить не удалось… Неуемная фантазия Евгения Корняга помогла пронзительно точно передать размышления Булгакова о том, как сложно человеку продолжать действовать даже с благородными целями в несвойственном ему, отторгающем его мире и под силу ли найти себе место в жизни, когда реальность уходит из-под ног. 

Автор: Анастасия Панкратова

Фото: Анна Шарко