Генеральный директор СЗАО "БелДжи” Геннадий Свидерский во время пресс-конференции по поводу презентации первого электромобиля белорусской сборки Geely EX5 озвучил три причины, по которым, по его мнению, необходимо отменить льготы для электромобилей, ввозимых в Беларусь.
Говоря о развитии мощностей завода "БелДжи” и организации конвейерного производства электромомобилей на площадях предприятия, гендиректор констатировал, что в настоящее время в Беларуси действуют льготные условия для импорта электромобилей: это стимулирует развитие инфраструктуры и знакомит покупателей с электротранспортом. "Если теперь мы эти льготы будем оставлять, – подчеркнул он, – то, конечно, никакого стимула для организации производства не будет, потому что на первом этапе наши затраты будут больше, а цены будут выше, чем у мировых лидеров”.
Также Геннадий Свидерский напомнил, что сегодня от продажи отечественных Geely и Belgee физлицам 20% от стоимости автомобиля сразу поступают в бюджет, а по импортируемым электрокарам бюджет теряет НДС. Кроме того, по его мнению, электромобили покупают не самые бедные белорусы, и чаще в качестве второго автомобиля.
Одним из доводов необходимости ограничения импорта электромобилей в Беларусь на законодательном уровне – путем гармонизации союзного законодательства, – Геннадий Свидерский назвал то, что большинство ввозимых в страну электромобилей не проходит никаких испытаний. “Требования по безопасности автомобилей в Китае отличаются от требований 18-го регламента, и я уже сейчас борюсь за то, что все автомобили должны получать одобрение типа транспортного средства (ОТТС)”, – отметил руководитель “БелДжи”.
Технический регламент Таможенного союза 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" устанавливает требования к безопасности транспортных средств, предназначенных для использования на дорогах общего пользования.
Напомним, что без уплаты таможенных пошлин физические и юридические лица могут ввезти электромобиль до 31 декабря 2025 года. В белорусском законодательстве также закреплено освобождение от НДС на импортируемые в страну электромобили, а юридические лица могут также получить инвестиционный вычет. Однако в настоящее время активно обсуждается вопрос отмены льгот на импорт электромобилей. Так, ранее заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Андрей Большаков высказался о том, что по итогам анализа эффекта от льготы будут “рассматриваться вопросы целесообразности ее продления”.
Понятно, что, в первую очередь, отмена льгот будет способствовать развитию отечественного автопрома, однако может уменьшить на рынке количество бюджетных моделей электрокаров и серьезно ударит по карману конечного покупателя, так как отмена льгот повлечет за собой повышение цен на электромобили. Кроме того, отмена льгот может косвенно отразиться на эффективности использования зарядной инфраструктуры, созданной в Беларуси, и сделать бессмысленными попытки углубления электрификации транспорта в нашей стране.