После известных трансформаций медийного пространства Беларуси, на информационной поляне стала появляться новая жизнь. Возникли новые медиа и, следовательно, площадки для рекламы и промоушена. Одним из самых заметных и посещаемых стал интернет-ресурс Smartpress.by, который за год с небольшим вышел на показатель 3,5 миллиона посетителей в месяц. Расспросили руководителя проекта, Вячеслава Зеньковича об аудитории издания, популярных темах, конкуренции на медиа рынке и запросах от брендов.
- Вячеслав, ресурс Smartpress.by довольно быстро вышел на высокие показатели по читательскому трафику. У издания, наверняка, сформировалась постоянная аудитория, интересы которой вы анализируете. Кто ваш читатель? Какие темы людям интересны?
Концепция Smartpress.by – медиа для людей будущего. Для тех, кто хочет сегодня улучшить качество жизни. Во всем: в образовании, в быту, медицинском обслуживании, в отдыхе… Мы стараемся формировать аудиторию предприимчивых, хорошо образованных, жизненно активных людей, которые стараются во всем рассчитывать на свои силы, навыки и умения.Людей, которым близки по духу идеи позитивных преобразований, повсеместного внедрения социальных и технологических новаций, отказа от устаревающих схем, технологий и шаблонов.
Это взыскательная публика. Им интересны новости. Причем не только беларуские, а, в силу известных причин, и международные. Им интересны статьи и интервью о новом, полезном, позволяющие «быть в тренде».
Это потребитель «продвинутого лайфстайла», которым мы стараемся обеспечить читателя. И даже в партнерских, рекламных материалах на нашей площадке обязательно присутствие новизны, инновационности.
- То есть, вы работаете не со всеми рекламодателями?
Можно сказать, мы не размещаем промо и рекламу заказчиков, которые не отвечают нашему представлению о «компании будущего». Поясню. Не хотим на нашем ресурсе продвигать морально устаревшие технологии, бренды, которые в своем развитии явно остановились и отождествляют себя лишь со «славным прошлым». Реклама таких компаний, по нашему мнению, влечет репутационные издержки, несопоставимые с финансовым результатом.
- Вернемся к аудитории. Кто ваш читатель?
Основная масса читателей – 30+. Как правило это платежеспособные люди с высшим образованием, занятые преимущественно в частном секторе экономики страны. Ну, и белорусская классика: 61% аудитории - женщины!
- Smartpress.by достиг внушительных аудиторных цифр в Viber и Telegram. Каково читательское поведение пользователей в этих каналах, в каком виде вы туда подаете информацию?
Мы первое белорусское медиа, перешагнувшее стотысячный рубеж подписчиков в Viber. Это на самом деле рекорд!
В Telegram успехи поскромнее, около 21.000 постоянных читателей.Вообще, считаю Viber весьма недооцененным на беларуском рынке ресурсом. И очень перспективным. У него очень удобный функционал, широкие возможности.
В Viber и Telegram подписчики читают нашу новостную ленту. Говорят, что каждая лягушка хвалит свою лужу. И я должен хвалить Smartpress.by. Но как человек, который уже более 30 лет в новостном бизнесе, смею заверить, что это самая качественная и профессиональная информационная лента. Ее делает штат высококвалифицированных журналистов, многие из них прошли школу «Интерфакса».ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: VIBER БЕЛАРУСАМИ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК «СВОЙ»: СОЗДАЛИ ЕГО БЕЛАРУСЫ И ВСЕ ОБ ЭТОМ ЗНАЮТ. ДА, НАШИ РАЗРАБОТЧИКИ В СВОЕ ВРЕМЯ ПРОДАЛИ ЕГО ИЗРАИЛЬСКОЙ КОМПАНИИ, А ТЕ ЯПОНСКОЙ. НО ОН ТАК И ОСТАЛСЯ БЕЛАРУСАМ РОДНЫМ. ЕСТЬ ПРОВЕРЕННЫЙ СПОСОБ ЗА РУБЕЖОМ ВЫЧИСЛИТЬ БЕЛАРУСА - У НЕГО В ГАДЖЕТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ ЗАКАЧАН VIBER! ЭТО РАБОТАЕТ НА 100%!
В Telegram новость в среднем читают более 4-5 тысяч человек. Данные по прочтениям в открытом доступе. У Viber нет счетчиков в открытом доступе. Но у меня имеются основания утверждать, что в этом канале у нас прочтений больше.
Помимо новостей в Viber и Telegram мы анонсируем статьи и интервью на темы продвинутого лайфстайла, о чем я говорил выше. А также партнёрские материалы.
Незадолго до достижения стотысячного рубежа в Viber, к нам стали поступать заявки от рекламодателей по размещениям исключительно в мессенджерах. Сейчас мы развиваем это направление.
- Насколько успешна работа Smartpress.by с брендами? Появились ли знаковые спецпроекты с компаниями? Какие из них вы бы отметили? Какие бренды в целом обращаются к вам?
Рынок стал постепенно просыпаться после шестимесячного «мертвого» сезона, спровоцированного событиями в Украине. Нужно понимать, что он уже не будет прежним. Все переформатируется: и схемы работы, и сами участники рынка.
По известным причинам на паузу в рекламе встали многие традиционные автодилеры. Зато на рынке возник и стал стремительно прорастать их конкурент – Elecro-car.by Он занимается поставками на беларуский рынок электрокаров китайского производства. Мы с ними работаем. И мне это особенно интересно, так как я уверен, что за этими ребятами будущее беларуского авторынка.
Законтрактованы «длинные» программы по промоушену, в частности, с БСБ-банком, Paritetbank, МТС, MODUM, Образовательным центром «100 баллов», фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер», компанией «Беллакт-Столица», онлайн-гипермаркетом «21 век», LVO…
Поскольку рынок просыпается очень не бодро, немало работаем и по «коротким программам». В числе партнеров "ТРЦ Galleria Minsk", аптечная косметика H&B, Инко-фуд, Сатива…
- Как сегодня редакция относится к пиару компаний, к релизам? Какие из них вы можете публиковать, а какие не появятся на страницах Smartpress.by?
Желание компаний донести информацию о своей полезности обществу только приветствуем. Преимущество работы по промоушену с нами заключается в возможности создавать качественный нативный контент. Тот самый, который «хорошо заходит». Нам не интересно разово урвать немного денег. Нам важно, чтобы клиент понимал почему мы именно так «упаковываем» законтрактованную задачу. И не просто понимал, но еще и принимал! Значение имеет не только наше желание и желание клиента. Случается так, что наши взгляды на механизмы реализации отличаются.
Обычная история – клиент просит разместить статью и сразу пытается вбить в договор обязательное согласование текста и гарантированную цифру прочтений. Это не к нам. Соглашаемся, только если согласование носит исключительно фактологический характер (цифры, названия, фамилии и тд).
Иной раз хорошо, по-журналистски написанный материал, проходя горнило согласований у юристов, бухгалтеров, специалистов по безопасности и иных уважаемых людей из аппарата заказчика, претерпевает столь значимые изменения, что на выходе порадовать может только самих визирующих.
Я ничего не имею против пресс-релизов. Но и они должны быть правильно написаны. Пресс-релиз, наверное, уже можно назвать одним из жанров современной журналистики. Со своими правилами и законами. Когда их делают не профессионально, они нечитабельны и эффективность от этого размещения никакая.
Что хорошо воспринимается, так это нативная реклама. Умные статьи, интервью, новости. Это реально работает.
- Работает ли баннерная реклама в вашем издании?
Нужно понимать, что Smartpress.by – это не магазин. Туда люди приходят читать, а не покупать. Баннеры у нас работают как инструмент узнаваемости бренда, на имидж.
Если я, например, захочу купить золотое кольцо, в самую последнюю очередь буду думать о возможности этого приобретения через Smartpress.by. Скорее всего, загуглю и увижу миллион предложений. Поэтому я отказался от предложения одной крупной сети ювелирных изделий поставить у нас счетчики на баннер и фиксировать их покупки.
- Не секрет, что блогеры сегодня стали конкурентами медиа и откусывают немалые бюджеты на стороне брендов. Есть мнение, что их охваты и вовлеченность работают эффективнее, чем у медиа. В чем ваше преимущество?
Определенная конкуренция, безусловно, есть. Но медиа всегда будут на порядок эффективнее. Блог - это, как правило, монопольная площадка только одного экспертного мнения, одного мировоззрения, одного понимания жизни и всяческих проблем. Когда блогеров много и они разных взглядов на жизнь, это уже лучше. Но с точки зрения рекламодателя, уже дороже. Медиа в этом плане могут быть намного гибче. Да и ответственность блогера и медиа просто несравнима. И по закону и в восприятии читателей.
Приведу недавний пример. Один очень тяжелый партнер долго изнурял нас предложениями изобрести что-нибудь оригинальное для промоушена их новой линейки соусов. После нескольких попыток мы сдались и решили для себя, что больше не станем тратить время и силы на столь взыскательного партнера. Как минимум, это не рентабельно.ТАК ЧТО ПРО БОЛЬШУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЛОГЕРОВ Я БЫ ПОСПОРИЛ. ГЛАВНОЕ, СТОИТ ПОНИМАТЬ, ЧТО БЛОГЕРЫ - ОНИ РАЗНЫЕ. ЕСТЬ И С НАКРУЧЕННОЙ БОТАМИ АУДИТОРИЕЙ, ЕСТЬ И С АМОРФНОЙ, НЕАКТИВНОЙ.
Недавно увидел рекламу этих самых соусов у известной, уважаемой мною блогера. Она со своими детьми эти соусы с чем-то там ела… Зайдет это потребителю лучше, чем лёгкая статья с аргументированным подбором гастросетов? И да, и нет. Задачи совершенно разные: блогер работает силой персонального бренда: если она кормит детей соусами, то и я попробую. А мы даём информацию для более требовательного читателя, гурмана, который создает идеальные гастросеты, подбирая соус к конкретному блюду.
Для продвижения товаров и услуг должно быть много площадок и они должны быть разные. И плох тот производитель, который не использует все возможные площадки для своего продвижения.
- Вячеслав, как опытный медийщик, дайте оценку перспектив развития медиарынка РБ. Какие форматы медиа, какие ниши могут быть перспективными?
Медиарынок подвергся существенной трансформации. Сейчас на его руинах формируются «новые формы жизни». Надеюсь, здоровые и жизнеспособные.
Самыми востребованными жанрами будут новости и структурированные статьи и интервью. Больших, тематически всеядных, доминирующих ресурсов больше уже не будет. Их время прошло отнюдь не по каким то политическим мотивам. Наступает время востребованности сегментированной, специализированной, профессионально сделанной информации: про банки, про IT, про недвижимость и так далее. Многие из этих ниш либо не заняты, либо еще не «расцвели»…