Оказывается, с апреля до конца августа в Минске жили и работали звезды мирового балета: Екатерина Щелканова и Антон Бойцов. Почему артисты такой величины практически инкогнито оказалась в Беларуси? Какой проект здесь реализовывали? Понравилась ли им страна, легко ли было здесь жить и работать? Об этом мы поговорили с Екатериной и Антоном перед их отъездом из Минска.
- Почему Беларусь?
Екатерина: Из-за коронавирусных ограничений никуда было нельзя. А сюда - можно. И еще в Турцию. Так что, выбирали между Минском и Стамбулом. Мы никогда не были в Минске и решили, что это прекрасная точка на карте, куда обязательно нужно приехать, показать ее нашим ученикам.
- А кто первый произнес: “Минск”?
Екатерина: Вообще-то Антон. У нас есть коллега по Мариинскому театру - Игорь Колб, он отсюда, закончил минскую школу и он солист Мариинского театра.
Антон: Я обратился к нему, когда мы придумали Минск, он дал телефон своей одноклассницы, которая является солисткой Большого театра Беларуси - Марины Вежнавец. У нее есть своя балетная школа. Мы арендовали один из ее залов в ДК МАЗа.
- Вы нашли место на карте, связались с друзьями, знакомыми, оказалось, есть место для занятий. Что было дальше?
Екатерина: Мы едем в Беларусь? - Прекрасно! Еще и визы не нужны?- Замечательно! - Собираем чемоданы!!!
В Америке все закрыто: компании балетные и театры не работают уже почти два года - это трагедия для всех артистов и для зрителей. Но здесь все работает, здесь ставят спектакли. И это было еще одно важное звено в принятии решения, потому что наши ученики очень любят театральную жизнь. Здесь сезон был в разгаре. У нас одна ученица, которая жила в Калифорнии (а там все очень строго было с коронавирусными ограничениями), когда пришла на спектакль в театр - заплакала. Она больше года не была в театре. От одной мысли о том, что она на спектакле…
- Что смотрели?
Екатерина: Это было “Лебединое озеро”.
Еще Беларусь (выбрали) - потому что это Витебск с Шагалом, это Гродно с Бакстом и не только. А у Антона прадедушка был когда-то лесничим в Беловежской пуще - организовывал царские охоты. Нам очень хотелось побывать там.
Антон: Информации у меня очень мало. В 1938 году его расстреляли - он был поручик царской армии. Я надеялся найти какие-нибудь данные. Пока не очень успешно, но мы в процессе.
- Итак, вы здесь. Первые впечатления? Сложно ли было обустроиться, найти квартиру?
Антон: Все было достаточно просто - интернет нам в помощь. Хотя у Екатерины достаточно жесткие требования.
Екатерина: Я люблю красоту, она меня питает. Я не принцесса на горошине, но когда несколько месяцев из жизни ты проводишь вдали от дома, хочется чувствовать себя как дома. Да и мы избалованы - танцевали в лучших труппах мира...
- Вы приехали в Минск не одни, а с учениками. Сколько с вами воспитанников?
Екатерина: Восемь человек. Одна итальянка, остальные американцы. Двое - русского происхождения, но уже родились там: дети из разных городов: из Нью-Йорка, Сан-Франциско, Сан-Диего, из штата Айдахо.
- Вы подчеркнуто не называете ваши классы школой. Почему?
Екатерина: История очень странная. Мы никогда не хотели никакую школу организовывать - мы очень много путешествуем и не хочется себя привязывать. Школа - это привязка к одному месту 10 месяцев в году. Это ученики и их родители, что самое сложное в этом деле. У нас был опыт и мы решили, что школу открывать не будем.
Но еще в 2010 году мы с Антоном после посещения детского дома в Петербурге приняли решение о создании благотворительного фонда, который получил название "Открытый Мир". Фонд появился из идеи находить таланты из среды детдомовских детей, у которых есть желание профессионально обучаться балету. Очень все сомневались, например, Миша Барышников, с которым я очень дружу, сказал мне: Идея прекрасная, я тебе желаю удачи. Когда ты найдешь хотя бы одного одарённого, способного к балету детдомовского ребенка, сообщи мне.
И когда это случилось, всего через несколько месяцев после основания фонда, именно благодаря Михаилу Барышникову состоялся наш первый благотворительный концерт в Нью-Йорке с участием звёзд Театра Американского Балета, Нью-Йорк Сити Балета, Бостонского Балета, детей из Петербургского детского дома и др. Он проходил в Центре Искусств Барышникова (BAC), предоставленного нам совершенно безвозмездно. Также Миша оплатил авиабилеты и проживание деток и сопровождающих их взрослых.
И с тех пор мы находим таких детей, даем им возможность учиться традициям русского балета и поступать в лучшие балетные школы.
Кроме того, мы уже много лет ведем зимние и летние интенсивы - приглашаем туда самых лучших педагогов, таких как Ирина Александровна Колпакова, Владилен Григорьевич Семёнов, Ирина Александровна Трофимова, Сирил Атанасоф, Елена Анатольевна Шерстнёва, Анатолий Макарович Сидоров, Ульяна Вячеслвовна Лопаткина, раньше на интенсивах работали и Людмила Николаевна Сафронова и Александр Александрович Стёпин, которых к великому сожалению уже с нами нет.
В 2016 году у нас родилась идея о постановке к 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева - собственного балета “Золушка”.
- Где вы поставили “Золушку”?
Екатерина: В Хьюстоне. Это был очень успешный проект: мы дали два спектакля - были полные залы на 2500 мест. Постановка была очень масштабной: всего принимали участие более 200 человек. Партию Золушки исполнила ведущая солистка Театра Американского Балета (ABT) Мисти Копланд - балерина номер 1 в США. Также в спектакле принимали участие наши ученики, они исполняли сольные классические, гротесковые и характерные партии. Сейчас один из них уже работает в Москве в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Кроме кордебалета все партии были исполнены детьми, большинство из которых впервые в своей жизни вышли на сцену в балетном спектакле. 123 исполнителя в возрасте от 3 до 18 лет.
Главной нашей задачей было познакомить взрослых и детей с миром театра, музыки и балета, в том числе детей и подростков из неблагополучных семей США и из детских домов России. Например, эскиз платья Золушки был сделан воспитанницей детдома одиннадцатилетней Анной Осипенковой. А эскиз декораций - тоже девочкой из детдома Василисой Маровой.
- Постойте, вы работали все лето, собрали несколько сотен человек, дали два спектакля - и все?
Екатерина: Да, мы не смогли расстаться (смеется). После “Золушки”, когда наши воспитанники сказали: мы не хотим расставаться, мы готовы с вами путешествовать, главное - занятия - мы создали нашу программу элитного обучения, которая предлагает избранным студентам возможность обучаться у нас искусству хореографии в течение всего года и принимать участие в наших выступлениях.
- И вот эти студенты в апреле приехали в Минск?
Екатерина: Да, мы продолжаем нашу ежедневную работу в балетном зале, стараемся помочь нашим воспитанникам найти своё место в театральной жизни. Например, Лидия надеется просмотреться в Большой театр Беларуси, она очень любит русский язык и читает Пушкина в оригинале. Киара готовится к просмотру в театр современного балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге в начале сентября.
- Как вашим воспитанникам Беларусь?
Спросите у них!
Лидия (Лидия 4 года учится у Екатерины и уже очень хорошо говорит по-русски): Мы обычно проводим курсы в России, но из-за пандемии не смогли туда попасть. И искали страну, куда с американским гражданством можно. Я случайно нашла Беларусь. Мы не планировали долго быть здесь, но когда я приехала - мне было очень приятно здесь: люди приятные, город такой красивый.
- Сколько вы здесь?
Лидия: 5 месяцев.
- Какие у вас планы, кем хотите стать?
Лидия: Я конечно хочу стать профессиональной балериной. Но не только. Я хочу быть человеком, который помогает другим через искусство. Если ты танцуешь от души, люди это чувствуют и это может помогать людям.
Киара: я просматриваюсь на следующей неделе. Мы готовим номер. Я не так хорошо говорю по-русски, но мне здесь тоже очень нравится.
- Екатерина, у вас занимались и белорусские дети - им по силам "потянуть" такого педагога?
Екатерина: Я думаю, что это задача педагога сделать так, чтобы работа была максимально полезной для ученика. Не скрою, в данный момент мне непросто, ведь у меня в студии одновременно занимаются начинающие ученики и уже довольно опытные, можно сказать профессиональные, артисты балета. Но, слава Богу, есть знания, переданные мне от самой великой Агриппины Вагановой через её не менее великих учениц, с семью из которых мне посчастливилось поработать в течении моей профессиональной карьеры.
- У вас биография - как кино. Вы прожили в США почти 30 лет. Остались во время гастролей труппы тогда еще Кировского (сейчас Мариинского - Смартпресс) театра. И судя по Википедии, это был прыжок в неизвестность?
Екатерина: Да, первые годы были нелегкими. Я и рекламу раздавала на улице и посуду мыла в ресторанах. Через два года решила, что я не могу не танцевать и, подкопив немного денег, начала брать классы. Это очень распространено в Америке. Например в Манхеттене есть много студий, куда может прийти позаниматься любой желающий, независимо от уровня подготовки. Приходишь, платишь, занимаешься. Я решила таким образом попытаться войти в форму.
(Ипанема, Бразилия с АВТ- разогрев перед уроком на сцене, 1996 год)
Однажды я пришла на занятие немного раньше и заглянула в класс, и там, боже мой, сам Барышников. Я просто обомлела и, от неожиданности, я тихонько ахнула. Но я закрыла дверь и пошла в раздевалку готовиться к уроку. Через несколько минут я с ним столкнулась в коридоре. Он сказал по-русски: Привет! Я ответила: Привет!
Он спросил, что я тут делаю, где я училась. Мне кажется, он был шокирован: Вагановская академия и Кировский театр - это пропуск в мир балета. Барышников остался и смотрел как я занимаюсь. Я немного волновалась, потому что была не в форме, всё-таки два года без занятий … Но он быстро оценил мои возможности и вынес резюме: "Ты должна танцевать!"
Так Миша вернул мне уверенность в себе, и через пару месяцев я была принята в лучшую балетную компанию Америки - Театр Американского Балета (ABT).
(На сцене Мариинки перед спектаклем. 14-летняя Екатерина готовится танцевать первое в жизни Pas de deux…. По сцене идёт Художественный руководитель школы, один из первых партнёров Г.С. Улановой, К.М. Сергеев)
- Поэтому историю Золушки вам близка?
(Смеётся)
- Где Вы еще работали?
Екатерина: После работы в Театре Американского Балета я снялась в фильме Роба Маршалла "Чикаго", затем была репетитором в Канадском Королевском балете в Виннипеге и преподавала в школе при компании. После меня пригласили в Монреаль на должность главного репетитора в компанию "Ле гран бале де Монреаль". Потом ещё была главным репетитором в труппе канадского хореографа Эдуарда Лока.
В 2006 я стала художественным руководителем Берлинского международного танцевального фестиваля. С 2013 года являюсь постоянным членом жюри Международного Балтийского Балетного конкурса в Риге (IBBC).
Антон танцевал в Мариинском театре, выступал на главных балетных сценах мира. Кстати, работал с Евгением Плющенко при подготовке к его новой программе, которая принесла ему победы в ЕВРО, ЧМ и финале Гран-при в Петербурге в сезоне 2002-2003 гг.
- Вы закончили здесь работу. Куда едете: Америка или Россия?
Екатерина: Возвращаемся в Россию. Совсем.
- Вы решили уехать из Америки?
Екатерина: Я очень люблю Америку, люблю Нью-Йорк. И мне очень больно смотреть на то, что там происходит… Но это отдельная тема.
Автор: Юлия Кочубей