Последние новости о Covid-19 в Африке звучат так: небывалый за полтора года всплеск заболеваемости и смертей, самый низкий в мире доступ к вакцинам… Печальные, но сухие цифры, и за ними - тысячи и миллионы судеб. Людей, которые постоянно сражаются за право ходить по земле, но за каждый прожитый даже рядом с опасностью день благодарят, рассказал о своих впечатлениях Смартпресс руководитель волонтерского движения "Дети Африки" Руслан Яроцкий, его благотворительные поездки на самый жаркий континент планеты пандемия не остановила.

Яроцкий1.jpg

О ситуации с Covid-19

В августе 2020 года, когда мы были в Африке с благотворительной миссией, серьезного отношения к Covid-19 не заметили. Людям казалось, что это один из многих вирусов, которые гуляют по Африке. 

В Африке - огромное количество болезней, от которых умирают люди. Covid-19 там должен еще занять очередь в списке проблем

Статистика по коронавирусу, наверняка, есть… Но там и в другие времена статистику никто не знал, потому что скрупулезно не вел. Я с трудом представляю, как можно посчитать болеющих, например, в Кибере, где в трущобах не определено даже точное количество проживающих. Мне очень сложно верить в статистику, хотя она, наверняка, и есть. 

В самом начале, если помните, считалось, что от коронавируса помогают противомалярийные препараты, а Африка - страна малярии, жители с детства принимают эти лекарства. Поэтому глобального роста заболеваемости не было, связано ли с этим фактом - трудно сказать. 

яроцкий5_goriz.jpg

Сейчас ситуация хуже. Со временем люди стали болеть и умирать. Проблема есть, возможно, не такая, как в Индии или в других странах. Но, возможно, больше она связана с тем, что у большинства населения Африки доступ к медицине ограничен.

О доступе к средствам индивидуальной защиты 

Бедняки, с которыми мы работаем, считают, что правительство просит денег на средства защиты, которые до простых людей не доходят. Действительно, во многих африканских странах большой дефицит элементарных средств защиты, например, многоразовых масок. 

Когда мы проводили акции для местных, замечали: многие в качестве маски используют какие-то изношенные тряпки. Неизвестно, что безопаснее - в такой маске или без нее…

яроцкий3_goriz.jpg

Мы привезли из Беларуси многоразовые маски - сколько смогли. Люди приходили в пункты питания и с удовольствием брали маски и надевали. Если маски есть, они стараются их носить, особенно, в местах скопления. Я рассказываю о том, что видел в Кении, Танзании, Уганде. 

Об ограничительных мерах

Был и локдаун, были закрыты школы. Но это породило множество проблем: дистанционка предполагает наличие интернета, связи, а у многих этого нет. И здесь дистанционка заключалась в том, что школы закрывали, а полноценного обучения не было. Приюты, в которых мы работаем - тоже. Директору приюта надо было еще найти возможность приезжать кормить детей. 

Яроцкий2_goriz.jpg

О последствиях пандемии

Пандемия повлияла на все сферы жизни во всем мире, но в Африке она уже оставила глубокий след. Она повлияла на образование, на занятость, на социальную сферу. Социальная сфера в Африке датируемая и во многом - международным сообществом, но для этого надо вести информационную деятельность. А все остановилось. Жить стало тяжелее, нельзя точно сказать, по какой причине, но африканцы констатируют это. 

Кенийцы, например, жалуются, что еда подорожала. В Африке экономика достаточно примитивна. Да, в больших городах есть заводы, они вынуждены работать. Другое дело - Восточная Африка, там, где есть выход к океану и национальные парки. 

Там есть целые регионы, которые живут исключительно за счет туризма, даже земледелием из-за жары невозможно заниматься. И, конечно, сейчас они остались наедине с собой. Они выживают, как могут.

О миссии белоруса в Африке 

Мы - волонтеры: используем возможности финансов и нашего багажа. В прошлый раз взяли столько, сколько поместилось: маски, антисептики, приборы для измерения кислорода, тонометры. Есть в Беларуси предприниматели, которые жертвуют некоторые суммы на помощь африканцам. Мы работаем со школами и приютами в Африке, оставляем все это в медицинских кабинетах, чтобы люди пользовались. 

Яроцкий6_goriz.jpg

В августе 2021 года мы снова полетим и увидим своими глазами, как за это время изменилась ситуация. Раньше мы фокусировались исключительно на еде, сейчас,  понятно, что надо пересматривать ассортимент помощи. Но тоже планируем взять с собой СИЗы и другие необходимые вещи.  

Также мы распространяем информацию о школах и приютах, чтобы люди, даже если едут в туристических целях - знали, как посетить приют и пожертвовать, если есть такое желание. 

О дороге в Африку 

Добираться в Африку в прошлом году было не сложно. В Европе были ограничены полеты, мы все это знали и готовились. Мы летели из Минска в Амстердам, в транзитной зоне нам измеряли температуру, проверили документы, и мы дальше улетели в Кению. 

Сейчас авиасообщение восстановлено, не в доковидном объеме, конечно, просто требуются документы: ПЦР-тест, так называемый "паспорт возможностей". Вакцинироваться пока я не могу, потому что после болезни у меня спустя полгода сохраняется достаточное количество антител. На основе анализа крови можно в Европе получить “паспорт возможностей”.  

Яроцкий7.jpg

Об отношении к жизни   

Covid-19 - не самое страшное в Африке, там одновременно может бушевать несколько эпидемий. Есть, например, Эбола, и она опаснее коронавируса, при котором шанс выздороветь намного больше. Такое состояние, в котором Европа находится последние два года, Африка переживает десятилетиями. 

У них нет ужаса перед коронавирусом, как у нас. В Африке люди в глаза смерти смотрят каждый день.

Яроцкий8.jpg

Африка - сильный континент, народ - прекрасный, люди очень хорошие. Мы работаем в приютах, которые часто организованы при православных приходах и там, оптимизма, конечно, больше. 

Нельзя сказать, что психологически пандемия сломает этот народ. И не потому что африканцы - оптимисты. Они разные. Есть регионы, где идет гражданская война, и там сложно радоваться жизни, потому что перспективы туманны…

Но африканцы - люди, которые умеют жить сегодня. Не завтра и не вчера. Поел, выжил и слава Богу!  

Беседовала Лариса Абрамчук