Рост городов и технический прогресс существенно влияют на дикую природу. Её площади постепенно сокращаются, а обитатели лесов всё чаще выходят “в люди”. Например, встретить лося, гуляющего по лесопарку Минска, уже не такая большая редкость. С каждым годом увеличивается и количество ДТП с участием крупных диких животных. И дело тут не только в том, что водители должны быть более бдительными. Животным нужны особые условия для перехода дорог. Какие именно и что из этого есть в Беларуси? Спросили у зоолога Руслана Новицкого.
Руслан Новицкий. Фото Александра Судника
“Мы не можем сказать животным: дорогу переходите только здесь”
В Европе наиболее распространенные и эффективные средства, которые помогают животным не попадать под колёса автомобилей, – экодуки и тоннели под дорогой.
Экодук – специальный мост для безопасного перехода животных через автотрассы.
Экодук в Нидерландах. Фото fishki.net
– Строительство одного экодука, если он находится на равнине, может стоить порядка $3,5 млн. Ведь это не просто мостовая конструкция. В нее обязательно должно входить несколько гидроизоляционных слоев. Иначе бетон, который, как правило, лежит в основе экодуков, под воздействием влаги и низких температур постепенно разрушится. И в наших климатических условиях, где зимы бывают более суровыми, чем в Европе, цена такого сооружения будет ещё выше, – комментирует Руслан Новицкий.
Пока экодуков в Беларуси нет, альтернативой им служат тоннели под дорогами и гибридные проходы: например, расширение мостов через реки и путепроводы.
Тоннель для животных на участке трассы М6 Минск-Гродно
Перед тем, как построить переход, ведется основательная подготовка. Зоологи и экологи анализируют статистику ДТП с участием диких животных. А также проводят полевые исследования и выявляют, в каких местах чаще всего происходит миграция тех или иных видов. Кроме того, “пешеходов” как-то надо привлечь на безопасный участок трассы.
Переход для животных на белорусской трассе. Фото bahna.land
– Мы не можем собрать животных на семинар и сказать: “Ну что, ребята, мы тут для вас сделали 20-ти метровый коридор, и переходить дорогу теперь надо только здесь”. Поэтому, для привлечения внимания, например, копытных, возле переходов высаживают разные съедобные растения, размещают солонцы (кормушки с солью), копают водоёмы, – поясняет зоолог.
Это процесс небыстрый. Лесным обитателям надо 2-3 года, чтобы привыкнуть переходить дорогу в определённом месте.
Фото pokayadoma.ru
Защитные сетки порой провоцируют аварии
Вдоль белорусских трасс довольно часто можно встретить сетчатые ограждения. Да, в какой-то степени они защищают дороги от диких животных. Но могут стать и косвенной причиной ДТП.
Фото dorhoz.ru
– Металлические сетчатые конструкции без проходов, как это сейчас практикуется, создают дополнительные проблемы. Сетки легко повреждаются. Причем, чаще всего, людьми, которые собирают грибы и ягоды и пытаются выйти на дорогу в удобном для них месте. В результате через эти “прорывы” животные попадают на трассу, а назад “вход в лес” найти не могут. Испытывают стресс, начинают метаться по проезжей части и, соответственно, провоцируют аварии, – рассказывает Руслан Новицкий.
Фото pressa.tv
Защитные сетки также запускают изоляционные процессы. То есть, группы животных одного вида разделяются и “обновление крови” происходит крайне редко, что вредит популяциям.
Фото zabnalog.ru
Нет шума – нет тревоги
Вдоль МКАД-1 и МКАД-2, а также на Микашевичской и Могилёвской трассах расположены звукоизоляционные барьеры.
– Когда животное подходит к обочине, особенно в ночное время, звук и свет фар подъезжающего автомобиля могут его напугать и спровоцировать резкий выход животного на дорогу. А если приближающийся транспорт не слышен, то и бояться нечего, и тот же лось спокойно идет себе своим путем дальше.
Фото baldezh.top
Звукоизоляционные барьеры, как правило, бывают деревянными или стеклянными. Вторые опасны для птиц, которые из-за прозрачности материала не видят препятствий, поэтому на стекло часто наклеивают силуэты пернатых.
Фото urbananimal.ru
“Коридоры безопасности” нужны не только млекопитающим
Земноводные нуждаются в безопасности на оживленных трассах не меньше, чем млекопитающие. Для амфибий строятся подземные переходы, которые представляют собой бетонные трубы.
Подземный переход для земноводных
– В них обязательно должны быть рекомендованные биологами бордюры- направляющие высотой 30-40 см, чтобы амфибии не выходили на проезжую часть, а попадали в созданные для них подземные коридоры, – отмечает специалист.
Фото Руслана Новицкого
Фото dzen.ru
В Беларуси около 500 локаций, где земноводные могут мигрировать через дороги. Специальные переходы оборудованы не везде. Поэтому в этих местах устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие, что нужно снизить скорость.
Текст: Наталия Некрашевич
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.