Рост городов и технический прогресс существенно влияют на дикую природу. Её площади постепенно сокращаются, а обитатели лесов всё чаще выходят “в люди”. Например, встретить лося, гуляющего по лесопарку Минска, уже не такая большая редкость. С каждым годом увеличивается и количество ДТП с участием крупных диких животных. И дело тут не только в том, что водители должны быть более бдительными. Животным нужны особые условия для перехода дорог. Какие именно и что из этого есть в Беларуси? Спросили у зоолога Руслана Новицкого. 

Экодуки и тоннели для животных 1_Руслан Новицкий.jpgРуслан Новицкий. Фото Александра Судника  

“Мы не можем сказать животным: дорогу переходите только здесь” 

В Европе наиболее распространенные и эффективные средства, которые помогают животным не попадать под колёса автомобилей, – экодуки и тоннели под дорогой.

Экодуки и тоннели для животных 2.jpg

Экодук – специальный мост для безопасного перехода животных через автотрассы. 

Экодуки и тоннели для животных 3.jpgЭкодук в Нидерландах. Фото fishki.net 

– Строительство одного экодука, если он находится на равнине, может стоить порядка $3,5 млн. Ведь это не просто мостовая конструкция. В нее обязательно должно входить несколько гидроизоляционных слоев. Иначе бетон, который, как правило, лежит в основе экодуков, под воздействием влаги и низких температур постепенно разрушится. И в наших климатических условиях, где зимы бывают более суровыми, чем в Европе, цена такого сооружения будет ещё выше, – комментирует Руслан Новицкий.

Экодуки и тоннели для животных 4.jpg

Пока экодуков в Беларуси нет, альтернативой им служат тоннели под дорогами и гибридные проходы: например, расширение мостов через реки и путепроводы. 

Экодуки и тоннели для животных 5.jpgТоннель для животных на участке трассы М6 Минск-Гродно  

Перед тем, как построить переход, ведется основательная подготовка. Зоологи и экологи анализируют статистику ДТП с участием диких животных. А также проводят полевые исследования и выявляют, в каких местах чаще всего происходит миграция тех или иных видов. Кроме того, “пешеходов” как-то надо привлечь на безопасный участок трассы.  

Экодуки и тоннели для животных 6.jpgПереход для животных на белорусской трассе. Фото bahna.land 

– Мы не можем собрать животных на семинар и сказать: “Ну что, ребята, мы тут для вас сделали 20-ти метровый коридор, и переходить дорогу теперь надо только здесь”. Поэтому, для привлечения внимания, например, копытных, возле переходов высаживают разные съедобные растения, размещают солонцы (кормушки с солью), копают водоёмы, – поясняет зоолог.  

Это процесс небыстрый. Лесным обитателям надо 2-3 года, чтобы привыкнуть переходить дорогу в определённом месте. 

Экодуки и тоннели для животных 7.jpgФото pokayadoma.ru 

Защитные сетки порой провоцируют аварии  

Вдоль белорусских трасс довольно часто можно встретить сетчатые ограждения. Да, в какой-то степени они защищают дороги от диких животных. Но могут стать и косвенной причиной ДТП. 

Экодуки и тоннели для животных 8.jpgФото dorhoz.ru 

Металлические сетчатые конструкции без проходов, как это сейчас практикуется, создают дополнительные проблемы. Сетки легко повреждаются. Причем, чаще всего, людьми, которые собирают грибы и ягоды и пытаются выйти на дорогу в удобном для них месте. В результате через эти “прорывы” животные попадают на трассу, а назад “вход в лес” найти не могут. Испытывают стресс, начинают метаться по проезжей части и, соответственно, провоцируют аварии, – рассказывает Руслан Новицкий. 

Экодуки и тоннели для животных 9.jpgФото pressa.tv 

Защитные сетки также запускают изоляционные процессы. То есть, группы животных одного вида разделяются и “обновление крови” происходит крайне редко, что вредит популяциям.

Экодуки и тоннели для животных 10.jpgФото zabnalog.ru

Нет шума – нет тревоги

Вдоль МКАД-1 и МКАД-2, а также на Микашевичской и Могилёвской трассах расположены звукоизоляционные барьеры

– Когда животное подходит к обочине, особенно в ночное время, звук и свет фар подъезжающего автомобиля могут его напугать и спровоцировать резкий выход животного на дорогу. А если приближающийся транспорт не слышен, то и бояться нечего, и тот же лось спокойно идет себе своим путем дальше.

Экодуки и тоннели для животных 11.jpgФото baldezh.top

Звукоизоляционные барьеры, как правило, бывают деревянными или стеклянными. Вторые опасны для птиц, которые из-за прозрачности материала не видят препятствий, поэтому на стекло часто наклеивают силуэты пернатых. 

Экодуки и тоннели для животных 12.jpgФото urbananimal.ru

“Коридоры безопасности” нужны не только млекопитающим

Земноводные нуждаются в безопасности на оживленных трассах не меньше, чем млекопитающие. Для амфибий строятся подземные переходы, которые представляют собой бетонные трубы. 

Экодуки и тоннели для животных 13.jpgПодземный переход для земноводных

– В них обязательно должны быть рекомендованные биологами бордюры- направляющие высотой 30-40 см, чтобы амфибии не выходили на проезжую часть, а попадали в созданные для них подземные коридоры, – отмечает специалист. 

Экодуки и тоннели для животных 14.jpgФото Руслана Новицкого

Экодуки и тоннели для животных 15.jpgФото dzen.ru

В Беларуси около 500 локаций, где земноводные могут мигрировать через дороги. Специальные переходы оборудованы не везде. Поэтому в этих местах устанавливаются дорожные знаки, предупреждающие, что нужно снизить скорость.

Текст: Наталия Некрашевич

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.