Суровые белорусские морозы, из-за которых детям разрешалось не ходить в школу, кажется, остались в прошлом. Шубы уже не актуальны не только из-за повышения экосознания. В них просто жарко зимой. Климат становится теплее. И это влияет не только на наш гардероб, но и на животный и растительный мир. Из страны постепенно уходят холодолюбивые существа, а количество тех, кому надо “погорячее”, наоборот, увеличивается. Новые южные животные зачастую приходят не одни, а приносят с собой своих… паразитов.

О том, насколько они опасны для аборигенных видов и для людей в рамках проекта "Дикая природа Беларуси", начатого Смартпресс при сотрудничестве с ООО “Дикая природа“, поговорили  с главным научным сотрудником Центра по биоресурсам НАН Беларуси, доктором биологическим наук, профессором Елизаветой Бычковой.

Паразиты в Беларуси 1_Елизавета Бычкова.jpgЕлизавета Бычкова. Фото Смартпресс

Нервные расстройства тарантула

Один из южных мигрантов – паук тарантул. Хоть и выглядит он впечатляюще, и для некоторых животных его яд смертелен, для человека это членистоногое опасности не представляет. Правда, в средние века считали, что укус тарантула вызывает безумие. А в Италии даже противоядие от него придумали – народный танец тарантелла, который надо было плясать до последних сил, чтобы избавиться от недуга. 

Паразиты в Беларуси 2.jpgПаук тарантул. Источник terrarium-online

Но на деле оказалось, что тарантул никакого вреда разуму человека не несёт. А вот сам порой страдает от нервных расстройств. Виной тому его паразиты – нематоды. Это круглые черви, которые скапливаются около рта паука. Если они заводятся у тарантула, то тот постепенно теряет контроль за придатками, управляющими ядовитыми клыками, и в результате умирает от голода. Перед этим у него даже может измениться походка: он начинает передвигаться словно на цыпочках. 

Паразиты в Беларуси 3.jpgИсточник zoo-ekzo

– Воздействие нематод тарантула на наших аборигенных пауков пока ещё исследуется. Что касается человека, то вряд ли они могут ему навредить. Эти паразиты передаются при укусе тарантулом человека, а это очень редкие случаи, – комментирует Елизавета Бычкова.

Паразиты могут привести к эпидемиям

В целом инвазивные паразиты наносят вред и биологическому разнообразию, и экономике. Это хорошо видно на примере нематоды плавательного пузыря угря. В 1990-х она была практически во всех угревых водоемах. Это север Беларуси (Нарочь, Браслав). И в некоторых озерах гибель этой рыбы доходила до 100 %. И всё из-за нематоды. Появилась она в результате импорта посадочных материалов из-за границы. 

Паразиты в Беларуси 4.jpgНематода угря. Источник wikipedia

Однако не все паразиты вредят своим хозяевам. Но могут негативно влиять на другие виды.

– Есть такая рыба, чужеродная для нас, чебачок амурский. Тоже вместе со своими нематодами к нам “приехал”. Но у него самого эти паразиты не вызывают никаких последствий, он просто носитель. А вот что будет, если нематоды чебачка попадут в угревые водоёмы и встретятся с угрём? Ситуация может выйти из-под контроля, – рассуждает профессор.

Паразиты в Беларуси 5.jpgЧебачок амурский. Источник wikipedia

В последнем издании Чёрной книги Республики Беларусь (в нее внесены чужеродные виды, негативно влияющие на окружающую среду), есть целый раздел, посвящённый инвазивным видам паразитов. Почему именно инвазивным, а не чужеродным? Потому что ущерб от их присутствия уже зафиксирован.

Ещё один пример – гельминт Khawia sinensis возбудитель кавиоза – заболевания кишечника карпа и его гибридов. В Беларусь паразит был завезен в 1970-х и спустя полвека так адаптировался к нашей ихтиофауне, что сейчас встречается и у многих аборигенных видов – плотвы, леща и др. Несмотря на то, что процент зараженности невысокий, это тревожный сигнал. В прудовых хозяйствах с этим паразитом ведётся серьёзная борьба. Потому что, если запустить этот процесс, он может привести к целым эпидемиям.

Паразиты в Беларуси 6.jpgКарп. Источник vokrugsveta.ru

Что спасает экосистему?

Степень влияния паразитов на экосистему во многом зависит от их цикла развития. Используются ли в нём только прямые хозяева или ещё промежуточные.

– Паразиты с прямым развитием более устойчивы во внешней среде, чем их сородичи с промежуточным. У тех же гельминтов карпа Khawia sinensis есть промежуточные хозяева – водные олигохеты (черви, которые очищают водоемы от органических остатков). И это замедляет процесс распространения паразитов. В прудовых хозяйствах с гельминтами карпов борются так: по осени высушивают ложи прудов, спуская воду. А с водой уходят и олигохеты вместе с Khawia sinensis, – рассказывает Елизавета Бычкова.

Паразиты в Беларуси 7.jpgВодная олигохета трубочник. Источник wildfauna.ru

У разных представителей фауны – разные паразиты. И, как правило, на несвойственные для себя организмы они не посягают. Маловероятно, что аскаридии птиц, например, будут поражать копытных.

Но а что касается животных одного семейства и их новых видов в наших лесах? Вон та же енотовидная собака, не привезла ли каких “неприятных соседей” с Востока?

Паразиты в Беларуси 8.jpgЕнотовидная собака не принесла в Беларусь новых паразитов (но это не точно) Фото wiktionary.org

– Гельминтофауна енотовидной собаки такая же, как у лисы и волка, они все относятся к семейству псовых и у них общая экологическая ниша. Поэтому маловероятно, что енотовидная собака принесла что-то специфичное со своего естественного ареала обитания на нашу территорию. Но исследования в этом направлении ведутся, – отмечает Елизавета Бычкова.

Малярия нам не грозит. Пока что

И напоследок, задаем ученой самый животрепещущий вопрос: а как у нас обстоят дела с малярийными комарами? Эти насекомые являются переносчиками паразитов человека, вызывающих малярию.

Паразиты в Беларуси 9.jpgМалярийный комар.Источник web-zoopark.ru

–  До недавнего времени считалось, что у нас 3 вида малярийных комаров. Но один наш сотрудник, который специализируется на этих насекомых, говорит, что по новым данным их уже 5. Вероятность того, что с дальнейшим потеплением их станет больше, есть. Но в Центре по биоресурсам мы наблюдаем за этим. К тому же, даже если комар и малярийный, то есть физиологически способен переносить инфекцию, это не значит, что каждое насекомое этого вида априори это делает. Если рядом нет очага заболевания малярией, то и переносить нечего, – успокаивает профессор.

Ещё больше о дикой природе Беларуси читайте на канале Смартпресс Природа в Viber


Автор: Наталия Некрашевич

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.