Идея интерфейсов, позволяющих управлять устройствами силой мысли, развивается уже десятки лет. Так долго, что уже успела "поднадоесть" так пока и не реализовавшись. И видимо поэтому мы не замечаем, что революция уже свершилась – и уже в ближайшие годы мы сможем пользоваться гаджетами "без рук", и даже без слов. Никаких "Ок, Гугл" или "Алиса, включи музыку". Только управление силой мысли, только нейроинтерфейсы.

 некстмайнд.jpg

Точкой отсчета можно считать глобальную выставку цифровой и бытовой техники CES 2020 года. На ней сразу в нескольких номинациях выиграла технология нейроинтерфейса для управления компьютерными играми в виртуальной и дополненной реальности NextMind. Не концепт, а вполне рабочий гаджет на основе особого запатентованного материала, который позволяет улавливать мысленные команды без необходимости брить голову и мазать кожу гелем-проводником.

 0a71f449-7258-42c4-bd3a-2f006eba89c3.jpeg

И буквально через несколько месяцев не менее продвинутую разработку представил автомобильный бренд Mercedes. В потоке негативных новостей о кризисе авторынка, отмене и переносе проектов почти незаметно прошел релиз об успешных испытаниях концепта Vision AVTR, позволившего создать машину, которой можно управлять силой мысли. В авто, на котором испытывался интерфейс, руль убрали за ненадобностью. Сосредотачиваете мысль на той или иной иконке на приборной панели – и авто реагирует. Эксперты, вживую изучившие проект на прошлом Мюнхенском автосалоне, критично отозвались об этом нейроинтерфейсе как о пока "рудиментарном", но "вполне рабочем".

нейро_3.jpeg

Сами же немецкие инженеры заявили о "новой вехе в слиянии человека с машиной", осторожно уточнив, что все же о внедрении такого управления в серийные авто речи пока не идет. Но – в ближайшие годы его элементы намерены ограниченно использовать для информационно-развлекательных технологий. Иными словами, не пошевелив и пальцем, управлять бортовым мультимедиа.

В то время, как нейроинтерфейсы "обкатываются" в игропроме и автоиндустрии, не меньшие успехи демонстрирует и медицина. Очевидно, что главной сферой применения таких технологий всегда виделось улучшения качества жизни людей, лишенных возможности двигаться из-за различных заболеваний. Буквально пару месяцев назад стартап Synchron запустил в США клинические испытания интерфейса мозг-компьютер. И почти в это же время компания Neuralink Илона Маска начала поиск директора по клиническим испытаниям для тестирования мозговых имплантатов на людях. Легко заметить, что в подобных случаях, в отличие от упомянутых в начале статьи, речь идет именно о "традиционных" имплантах, устройствах, подключаемых непосредственно к мозгу. По крайней мере, пока. Но если, как надеются ученые, оправдаются надежды, возложенные, к примеру, на квазидвижения (простыми словами, сигналы в мозгу, обрабатываемые как нечто среднее между обычными и воображаемыми движениями), то брить головы и делать пусть малоинвазивные, но все же операции, не придется и в медицинских лабораториях.

нейро.jpeg

Когда гаджеты с управлением силой мысли наконец выйдут за пределы НИИ и выставочных стендов? Например, в Российском Центре нейрокогнитивных исследований на переход от пусть уже рабочих, но пока концептов "в быт" дают всего 5-7 лет. Судя по новостям – прогноз вполне реалистичный. Возможно, не следующий, но один из следующих смартфонов вам не придется даже доставать из кармана, чтобы переключить трек, звучащий из наушников или сбросить поступивший невовремя звонок.