Вы удивитесь, но в середине ноября РЦОП по легкой атлетике принял мировое первенство. Звучит как фантастика, учитывая, что многие белорусские спортсмены отстранены от мировых стартов, а наши объекты давно не видывали международных звезд. Однако все это правда: в Минске состоялся крупнейший форум по спортивному метанию ножа. Беларусь представляли 12 участников во взрослой категории. Бронзовый призер в метании с шести метров 66-летний Сергей Матвеев из Борисова рассказал Смартпресс об экзотичном для многих увлечении, которое, тем не менее, способно дарить незабываемые соревновательные эмоции.
Центр метания – Гомель
На чемпионате мира выступили свыше 100 метателей, география – от Латвии до Монголии. При этом чемпионат Европы Беларусь уже ранее принимала, а вот до статуса страны-хозяйки планетарного форума дослужилась впервые. Значит ли, что мы – среди лидеров в этом виде спорта?
– В Беларуси метание ножей – пока непризнанный вид спорта, а вот в России официально внесен в реестр с 2019 года. До этого метание было частью унифайта. Это как бы многоборье, включающее также рукопашный бой, полосу препятствий и стрельбу. Белорусы постоянно ездили в Россию, начиная с 2000-х, а у нас в стране ничего такого не было до 2011 года – пока не стали проводиться первые соревнования в Минске. Вдохновителем был Олег Мартынчук, а назывались они “Шалёны зубр”. Но центр развития спортивного метания ножей – Гомель. Там сейчас единственный в стране функционирующий клуб. Например, на недавнем чемпионате мира участвовали во взрослой категории 12 белорусов, из которых 10 – из Гомеля, Мартынчук из Минска, а я – из Борисова, – говорит Сергей Матвеев.
Сергей Матвеев на награждении. Фото из личного архива.
Кстати, своему конкуренту из столицы наш герой как раз во многим обязан тем, что однажды взял в руки нож.
– Метанием увлекся в 48 лет – в 2006 году. Узнал, что в Беларуси есть успешный метатель – Олег Мартынчук. Подумал, а почему бы и мне не попытать силы? Начал пробовать – стало получаться. Раньше лучшим результатом было 8-е место. А тут удалось занять 3-е на дистанции шесть метров.
Призовых нет, инвентарь – за свой счет
При этом все белорусы, которые берут в руки ножи и бросают его на точность – абсолютные энтузиасты. Заработать на этом нельзя. Причем речь не идет о том, что призовые скудные – их просто нет.
Команда белорусских метателей – среди участников чемпионата мира. Фото из личного архива собеседника
– Мы, хоть и составляем конкуренцию россиянам, но сами – любители, как кружок по интересам. В России, в отличие от Беларуси, за медали предусмотрены поощрения. Детально в этот вопрос не углублялся, на за третье место на последнем “мире” им давали вроде бы около 100 тысяч российских рублей (порядка 3100 белорусских – Прим. ред.), – рассказывает борисовчанин.
Благо хотя бы траты на экипировку и инвентарь не баснословные. Для того, чтобы заниматься спортивным метанием, нужно немногое.
– Я отдал около 250 рублей, чтобы купить три ножа для участия в чемпионате мира. Это специальные снаряды СМН+ длиной 28 см и весом порядка 320 г. На обычные ножи они не похожи – скорее, на колышки для палатки. Так что травму ими нанести невозможно, и за холодное оружие они не считаются. У меня даже соответствующий сертификат есть. Причем служить ножи могут долго – свыше пяти лет. Они из хорошей стали, быстро не изнашиваются, – подчеркивает медалист чемпионата мира.
Инвентарь для спортивного метания: ножи СМН и СМН+
Какие перспективы у спортивного метания?
В начале века и брейк-данс со скалолазанием казались спортивным арт-хаусом, однако с некоторых пор являются частью олимпийской программы. Матвеев считает, что будущее у спортивного метания ножей действительно есть, однако любит свое хобби он не поэтому.
– Наш вид спорта постепенно обретает в мире популярность. Российские метатели ездят на соревнования в Англию, Францию, есть сообщество в Германии, в Китае. Популяризация “ножам” очень помогла бы. Но мне это интересно само по себе. Расслабиться, забыть о повседневности – нахожу в метании особое наслаждение. Сам за собой замечаю, что иногда будто открывается “третий глаз”: отвлекаюсь ото всех мыслей, вижу только с 5-7 метров пятачок в три сантиметра, куда вонзаю три ножа. Найти это состояние – большое удовольствие.
Так выглядит брус с мишенью у метателей ножа. Фото “Онлайнер”.
Тренировки – три раза в неделю
Сергей, пусть и называет себя любителем, но демонстрировать такие высокие результаты без регулярных усердных тренировок невозможно. Он подтверждает предположения и признается, что в свои 66 постоянно совершенствуется.
– Найти пенек или что-то подобное нетрудно. Я работаю в Борисове возле полигона. Остаюсь там после работы, чтобы потренироваться в лесополосе. Организовал себе спил, в него и бросаю. Раз в неделю хотя бы по часу стараюсь этому уделять время. Если реже поддерживаешь форму, навыки теряются. Есть, конечно, уникумы, которые могут год не метать, а потом соревноваться, но это сложно, – рассуждает Сергей.
Диплом Сергея Матвеева за 3-место
“На меня глядят как на чудака”
Активный отдых на природе и ножи – не просят ли знакомые Матвеева продемонстрировать класс, зная, что их приятель – один из сильнейших в мире метателей?
– Редко, но что-то такое бывает. Чаще на меня глядят как на чудака. Мол, ножики свои кидаешь – делать тебе нечего. Однако большинство не сильно интересуется, чем я занимаюсь.
Немаловажный вопрос – как удается совмещать работу и необычное увлечение?
Одна из сильнейших метательниц Беларуси Фатима Тожибаева. Фото belkagomel.by.
– Гомельчанке Фатиме Тожибаевой как-то компенсировали затраты на поездку, когда она ездила на соревнования в Калининград и взяла медаль. Пошли навстречу, потому что представляла Беларусь. Но это исключение. Я бывший военный, уже на пенсии, но работаю электромонтером. Если надо ехать на соревнования, беру день за свой счет на работе. В этом проблем нет.
Автор: Григорий Трофименков
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.