Сегодня велосипед — не только средство передвижения, но и устройство для развлечения, и популярный спортивный тренажер. Рождение и эволюция обыкновенного чуда на колесах — в новом материале совместного проекта Смартпресс и Betera, лидера индустрии беттинга Беларуси.

велосипед3.jpg

От Леонардо да Винчи до Сиврака и Артамонова

История изобретения велосипеда обросла мифами и легендами не меньше, чем строительство пирамид. В 1974 году в архиве Миланского католического университета был обнаружен легендарный листок, на одной стороне которого находился якобы чертеж гениального Леонардо да Винчи, а на другой — набросок двухколесного макета. Сегодня считается, что этот рисунок — фальсификация. По одной из версий, в 1960-х два хмельных монаха пририсовали цепь и педали к двум окружностям, которые были нанесены на бумагу великим мастером задолго до этого. По иным гипотезам, так "покреативили" ученик да Винчи Джакомо Капротти или позже сотрудник Калифорнийского университета Карло Педретти

рисунок_да_винчи.jpgТот самый "чертеж да Винчи"

В конце XIX века французский журналист Луи Бодри выдумал графа де Сиврака, который по утверждению борзописца, являлся создателем первого прототипа велосипеда, больше напоминавшего самокат.

Историей "с бородой" стало упоминание о крепостном Ефиме Артамонове родом с Урала, который будто бы сконструировал первого, еще не педального "коня" в 1800-м году и совершил первый в летописи "велопробег" — из Тагильского заводского поселка в Москву. За это он и его семья получили вольную. Но это событие не зафиксировано ни в одном из известных документов того времени, поэтому считается исследователями байкой.

Гантели и гири история Betera 2_Баннер.jpg

Подошвой по мостовой

Официальной датой создания велосипеда признан 1817-й год, когда профессор барон Карл фон Дрез создал свой "велобег". Правда, от использования устройства быстро изнашивались не велосипедные шины, а подошвы ботинок. Это было двухколесное приспособление, оснащенное рулем, прикрепленным к деревянной раме. Оно напоминало классический в нашем понимании велосипед, только без педалей. 

велосипед_фон_дреза_-_копия.jpg

Эволюция "велобега"

В 1839 году суровый шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан, не удовлетворившись придумкой Дреза, внедрил существенные инновации в деревянную конструкцию. Он, наконец, установил направшивавшиеся седло и ножные педали. Но педали нужно было толкать, а седло еще было дискомфортным. 

велосипед_макмиллана.jpg

А вскоре на авансцену выходит ничего не ведающий о велосипеде Макмиллана 19-летний мастер по изготовлению колясок по имени Пьер Лалман. Француз оснастил тот самый "велобег" барона фон Дреза педалями на переднем колесе, которые уже нужно было крутить, а не толкать, что существенно облегчало пользование механизмом. 

велосипед_лалмана.jpg

В 1864 году промышленники братья Оливье и каретный инженер Пьер Мишо запускают массовое производство модернизированных Лалманом "велобегов", которые англоязычные пользователи прозвали "дэнди-хорзами". В 1870-х годах получили распространение потешные "пенни-фартинги" — по названию британских монет пенни и фартинг. Они были знамениты огромным передним и маленьким задним колесами. А вот французские военные высоко оценили смешной "пенни-фартинг" и в 1870-1871 годах использовали их в франко-прусской войне для разведки и передачи донесений. С этого момента военная карьера двухколесной новинки пойдет в гору. 

пенни-фартинг.jpg  

В 1867 году было представлено металлическое колесо со спицами, а в 1878-м британец по фамилии Лоусон снабдил велосипед цепной передачей.  

"Скиталец", он же "ровар"

Нынешний вид байка мы знаем благодаря Джону Кэмпу Старли, который в 1884 году соорудил "Скитальца" — велосипед, обладающий уже двумя равноразмерными колесами, цепной передачей и седлом между колес. Кстати, колесо он уменьшил не просто так. Одна из историй гласит, что Джон Старли как обычно вскарабкался по стремянке на высокий "пенни-фартинг" и поехал кататься. Спустя некоторое время он обнаружил, что стремянка осталась далеко позади, и слезть с велосипеда не представляется возможным. Название "Скиталец" или "Rover" перекочевало как синоним слова "велосипед" во многие языки. В том числе белорусский — "ровар".  

Джон Старли и ровер.jpegДжон Старли и ровер

Нельзя не отметить и одного из основателей известной компании "Dunlop Tyres" Джона Бойда Данлопа, который в 1888-м создал первосортные “подковы” для железного коня. А именно — каучуковые шины, получившие в итоге массовое распространение.

Как ни странно, педальные тормоза у велосипеда родились аж в 1898-м, что кажется запоздавшим важнейшим дополнением. Вместе с ними увидел свет и механизм свободного хода, благодаря которому появилась возможность ехать, не крутя педалей. 

Велосипед в спорте

В наши дни во многих странах Старого Света и в особенности Азии велосипед — незаменимое транспортное средство и полноправный участник дорожно-уличного движения. Но если есть на чем скакать, кататься и тем более ехать, заложенные в человеческой натуре азарт и состязательный рефлекс обязательно возьмут свое. Так произошло и с велосипедом.

лэнс_армстронг.jpgЛэнс Армстронг

Сегодня популярность велоспорта по всей планете огромна, армия его поклонников не поддается исчислению. Кто не знает о знаменитых, многодневных и однодневных, велогонках мира — таких как "Тур де Франс", "Вуэльта", "Джиро д'Италия", "Классика Сан-Себастьяна", "Тур Фландрии", "Париж — Брюссель", "Примавера"? Кто не слышал фамилий величайших велогонщиков — Лэнса Армстронга, Альберто Контадора, Алессандро Петакки, Александра Винокурова, Хоакима Родригеса, Филиппа Жильбера? И это речь только о велогонках на шоссе.

Шоссе и трек — короли велопрограммы

Велоспорт удивительно многогранен. Короли спортивной велопрограммы — конечно же, шоссе и трек, набирает обороты маунтинбайк (езда на горном велосипеде). Шоссейные, трековые, горные дисциплины входят в олимпийских реестр и имеют масштабный соревновательный календарь.

джиро.jpg

Неудивительно, что при такой конкуренции гонщики и велокоманды стремятся ехать в колесо со временем и следовать передовым технологиям — в деле облегчения и апгрейда велосипедов, создания новых типов шлемов, комбинезонов, чтобы сэкономить лишнюю секунду на трассе. Как пример: в 1996 году швейцарская компания ВМС изготовила первый гоночный велосипед с использованием углеродного волокна. И в том же сезоне команда под ее патронажем выиграла "Тур де Франс". В современном велоспорте битва технологий — далеко не последний соревновательный аргумент. 

Наталья Цилинская: гоняемся на "карбоне"

Благодаря таким спортсменам, как Александр Лисовский, Евгений Гутарович, Константин Сивцов, Василий Кириенко, Александр Усов, Зинаида Стагурская, Елена Омелюсик, Татьяна Шаракова, Ольга Панарина белорусский велоспорт высоко котируется в мире. Но даже в этом ряду особняком стоит Наталья Цилинская — 28-кратная победительница этапов Кубка мира, 8-кратная чемпионка планеты и бронзовый призер Афинских ОИ-2004 в трековых гонках. Сегодня Наталья Валерьевна возглавляет Белорусскую федерацию велоспорта. И не только по долгу службы считает велосипед великим изобретением и универсальным тренажером.

наталья_цилинская.jpg

— Это действительно во всех смыслах эффективное и доступное приспособление в плане оздоровления и досуга, — рассказала Наталья Цилинская. — Шоссейный, горный, прогулочный — можно выбрать велосипед в зависимости от интересов и в любом ценовом диапазоне. Городская инфраструктура в Беларуси располагает к ежедневному катанию. Противопоказания? Их практически нет. Режим переключения скоростей, малые передачи, выбор ландшафта, контроль за самочувствием – всегда можно дозировать нагрузку на суставы.

По словам Натальи Валерьевны, белорусские велогонщики используют технологические новшества: обтекаемые шлемы, современные велотуфли, отлив колодки по ноге.

— В мире велоспорта ставится немало экспериментов, — поведала глава БФВ. — Но есть стандарты, разработанные научными бригадами. Скажем, гоняемся мы на "карбоне". Карбоновый велосипед может быть очень легким. Но не менее 8 кг — чтобы сохранялись жесткость и надежность конструкции и материала. А в остальном — руль да раму никто не отменял.

Другие материалы об истории спортивных изобретений можно прочитать по хештегу #история спорта. 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Все новости спорта в нашем новом Telegram-канале.