Как вы представляете себе человека, который называет себя дедом? Вероятно, сразу рисуется образ седовласого мужчины солидного возраста. Но что если это молодой парень, которому нет еще и 30-ти? Оказывается, бывает и так. Игорь Гайкевич стал “Дзедам Янкелем” раньше, чем отцом своей дочери Евы. Вот уже четыре года под этим псевдонимом он ведет блог в Инстаграме, где рассказывает про историю, культуру, традиции и фольклор Беларуси и, в частности, Полесья, откуда он сам родом. За это время полешук собрал аудиторию почти в 23 тысячи подписчиков и даже написал книгу сказок. Журналисты Смартпресс съездили к нему в гости, чтобы послушать вживую “дзедавы байкі” и узнать, откуда блогер берет информацию и вдохновение для такого контента. 

В командировку, кроме профессиональной фотокамеры, мы взяли с собой и новый смартфон от HONOR – HONOR X9c.  

Дзед Янкель и его история 1_Игорь Гайкевич.jpgИгорь Гайкевич или “Дзед Янкель” 

“У мясцовасці, дзе я нарадзіўся, куды ні глянь, то гістарычная каштоўнасць” 

Сейчас Игорь с семьей живут в агрогородке Махновичи, в 35 км от Мозыря. Однако сам парень родом из деревни Букча Лельчицкого района. 

Дзед Янкель и его история 2.jpgГуляем улицами Махновичей. Фото сделано на HONOR X9c 

– У той мясцовасці, дзе я нарадзіўся, здаецца, куды ні глянь, то гістарычная каштоўнасць ці спадчына ЮНЭСКА. Па-першае, Цэнтральнае Палессе славіцца бортніцтвам (лясным пчалярствам) – рамяством, якое знаходзіцца ў спісе сусветных нематэрыяльных каштоўнасцей. Мой бацька таксама ім займаецца, і я ў будучым планую. А па-другое, дзякуючы Альманскім балотам, на гэтых землях захавалася шмат чаго старажытнага – да нядаўніх часоў туды проста цяжка было дабрацца, – рассказывает Игорь.

banner

Дзед Янкель и его история 3.jpgБорть (улей) в деревне Букча 

Например, в окрестностях деревни Дзержинск Лельчицкого района стоят древние каменные кресты, с которыми связаны местные легенды. А еще там недавно откопали языческое капище.  

Дзед Янкель и его история 4.jpgКаменный крест в окрестностях деревни Дзержинск Лельчицкого района  

Живет на туровщине и традиция поклонения “каменным девочкам” – идолам, которым местные женщины исповедуются накануне Пасхи. Каждый год камню, похожему не то на крест, не то на фигуру человека, в это время приносят дары и угощения. Особенно ярко выражен этот культ в деревне Данилевичи.   

Дзед Янкель и его история 5.jpgДанилевичская “каменная девочка”, Фото geocaching.su

Дзед Янкель и его история 6.jpgПейзажи Махновичей. Фото сделано на HONOR X9c 

Дзед Янкель и его история 7-1.jpgФото сделано на HONOR X9c 

Существование порчи и сила “шэптаў” былі для односельчан чем-то неоспоримым 

В общем, Игорь вырос на земле с богатой историей, своими поверьями и аутентичными традициями. С ранних лет мальчика окружали люди, для которых существования сглаза и порчи считалось чем-то неоспоримым, а обращаться за лечением к шептухе было вполне обыденно. И это, конечно, повлияло на его мировоззрение. Многое вначале смешило и вызывало недоумение, но по прошествии лет парень проникся философией и взглядами своих соседей и родственников.

Дзед Янкель и его история 8.jpg 

– Так, я лічу, што шэпты працуюць, сам бачыў эффект ад ніх. Чаму так адбываецца? Ды таму, што людзі вераць у гэта. Мне здаецца, мы проста недаацэньваем наш мозг, ён спараўды здольны на дзівосныя рэчы. Але, канешне, я за тое, каб народную медыцыну выкарыстоўваць ў дадатак да навуковай, а не толькі самастойна. Дарэчы, бываюць выпадкі, калі сур’ёзныя спецыялісты ў добрых клініках самі адпраўляюць пацыентаў да шаптух. Бо па абследваннях у чалавека ўсё нармалёва, а адчувае ён сябе дрэнна, – отмечает Игорь. 

Дзед Янкель и его история 9.jpgФото сделано на HONOR X9c 

Когда у отца Игоря, например, не заводилась бензопила, он говорил, что инструмент “сурочылі” (сглазили). Или предупреждал: на “Чудо” (в Лельчицком районе так локально называют православный праздник Михайлово чудо) лучше никуда не ходить, потому что “будзе цябе чудзіць-блудзіць”. А сам как-то поехал в этот день в лес и там “заглох”.

Дзед Янкель и его история 10.jpg

Дзед Янкель и его история 11.jpgФото сделано на HONOR X9c 

Дзед Янкель и его история 12.jpg

– Мы з братам неяк у жарт спыталіся ў нашай бабы Тані пра тое, як наводзіць студу (делать приворот). Дык тая аж у твары змянілася: “На што вам гэта, кіньце дурное”. Спужалася, што мы сапраўды збіраемся нешта такое рабіць. Бо ніколькі не сумнявалася ў дзейнасці рытуала і, магчыма, добра ведала яго, – говорит парень. 

Дзед Янкель и его история 13.jpgПока ходили по деревне встретили местную жительницу Надежду. Она сначала насторожилась, но быстро “оттаяла”, заметив, что мы с Игорем. Фото сделано на HONOR X9c 

Дзед Янкель и его история 14.jpgФото сделано на HONOR X9c 

“Для блога патрэбен быў вобраз мудрага чалавека – і я ўзгадаў дзеда Янчыка” 

После окончания школы Игорь уехал сначала в Мозырь, а потом – в Москву. Но быстро понял, что душа просится в родные места. Вернулся на Полесье и… стал “Дзедам Янкелем”. 

Дзед Янкель и его история 15.jpgИгорь на пороге своего дома 

Дзед Янкель и его история 16.jpgС этого места “Дзед Янкель” часто записывает подкасты. Фото сделано на HONORX9c  

– Я стварыў аккаунт чатыры гады таму. Мне тады было 23… Уявіце сабе, такі малады хлопец распавядае пра этнаграфію, гісторыю. Ну несур’ёзна. Патрэбен быў нейкі вобраз мудрага, сталага чалавека, які нібыта ўсё жыццё пражыў на Палессі. І я ўзгадаў, што ў маёй роднай вёсцы, быў такі дзед, які з намі, малымі, заўсёды гутарыў і жартаваў. І звалі яго Янчык. Вось вырашыў узяць сабе псеўданім у яго гонар, толькі троху змяніў імя. І гэта спрацавала, аўдыторыі такі ход спадабаўся!  – объясняет Игорь. 

Дзед Янкель и его история 17.jpgФото сделано на HONOR X9c  

Информацию, которую парень использует в подкастах и постах, он берет из научных публикаций. Или же из первоисточников – опираясь на истории родственников и знакомых. Но такие “данные” старается проверять. Изучает труды этнографов и ученых, например, работы  доктора филологических наук Татьяны Володиной. Самому отправляться в экспедиции по стране пока не особо получается – вместе с женой Игорь воспитывает дочку Еву, которой еще нет и 2-х лет.

Дзед Янкель и его история 18.jpgУ Игоря собралась уже своя тематическая библиотека – книги по этнографии и фольклору ему часто дарят друзья и родственники. Фото сделано на HONOR X9c 

Дзед Янкель и его история 19.jpgФото сделано на HONOR X9c 

– Ну дзесьці бываю, канечне. Ездзілі во з бацькам на выселеныя хутары – мясціны на Альманскіх балотах, дзе да стварэння авіяцыйнага палігону у 1960 -х гадах, жылі людзі. Вясной быў у вёсцы Новае Палессе на народным свяце “Гуканне вясны”. Там засталіся яшчэ бабулі, якія памятаюць старажытныя песні ды абрады, – делится собеседник.

Дзед Янкель и его история 20.jpgВыселенные хутора на Ольманских болотах 

Дзед Янкель и его история 21.jpg“Гуканне вясны” в деревне Новое Полесье 

“Дзед Янкель” рассказывает, пожалуй, обо всех аспектах жизни наших предков – что ели и пили, как отмечали праздники, строили взаимоотношения и проводили обряды, кому молились и чего боялись. Но особое внимание уделяет мифологии. А точнее, полесской демонологии. 

– У кожнага рэгіёна Беларусі ёсць свае міфічныя істоты. Толькі на Усходнім Палессі  “зафіксафаны” кастамахі – пачвары, якія, як вупыры вылазяць, з магіл. А так агулам палешукі, напрыклад, лічылі, што ў хваробы можа быць нейкі канкрэтны выгляд – халеру яны апісвалі як жанчыну на карэце з белымі канямі, – приводит пример Игорь. 

Дзед Янкель и его история 22.pngКостомахи. Рисунок Игоря Гайкевича 

“Дзедавы казкі” написал, чтобы их прочитала дочка 

В 2023 году вышел сборник Игоря Гайкевича “Дзедавы казкі”. Идея появилась, когда забеременела жена.

– Я разумею, што ў нас дзеці паміж сабой размаўляюць у асноўным па-руску. Але мне хочацца, каб мая дачка дакладна прачытала хаця б адну кнігу на беларускай мове. Вырашыў, што калі яе напішу я, то яна ўжо не адверціцца, – улыбается собеседник. 

Дзед Янкель и его история 23.jpg 

Сам “Дзед Янкель” хорошо владеет белорусским языком, в том числе, туровско-мозырским диалектом.  

– Я нават бачыў статыстыку, дзе было адзначана, што Жыткавіцкі і Лельчыцкі раёны – самыя беларускамоўныя ў краіне. З дзяцінства ў маім асяроддзі размаўляць па-беларуску было нормай. І ніколі на сваё “беларускамоўе” я не сустракаў негатыўнай рэакцыі. Наадварот, людзі часцей усміхаюцца, калі замест “пожалуйста” чуюць “калі ласка”, – отмечает парень.

Дзед Янкель и его история 24.jpgВсе иллюстрации для книги “Дзедавы казкі” (как и для своего блога) Игорь делал сам 

А вот жена Игоря, Вика, сама из Бобруйска, и там на белорусском языке мало кто говорит. Поэтому девушка многого не понимает. Особенно, когда приезжает свекровь и начинает свою “гаворку”. 

– Маці бывае як нешта скажа, то я і сам губляюся. Хаця і больш адаптаваны да ўсяго гэтага. Вось назвала неяк пляменніка “саўмачок”. Мы ўпершыню такое слова пачулі, а для яе яно настолькі звыклае, што нават цяжка растлумачыць. Тады бацька прыйшоў на дапамогу. Кажа: “Гэта крэпкі хлопчык”, – рассказывает Игорь. 

Дзед Янкель и его история 25.jpgКартины Игоря Гайкевича. Фото сделано на HONORX9c 

А еще в туровско-мозырском диалекте слово “лужа” означает “поле, залитое водой”, а не то, что мы привыкли видеть на асфальте. “Островами” же называют на Полесье вовсе не участки земли посреди моря, а возвышенности суши на болотах. 

Понял, что в Беларуси нет своей “рождественской истории” и решил это исправить 

Сейчас готовится к выходу в свет уже второе литературное творение Игоря – книга “Як паверыць у Раство ці цуд, што адбыўся на Палессі”. 

– Неяк глядзелі на беларускай мове амерыканскі фільм “Раствяная гісторыя ” і я раптам падумаў: вось у англамоўным асяроддзі ёсць шмат зімніх святочных казак, у рускамоўным, як мінімум, гэта “Вечары на хутары ля Дзіканькі”, а ў нас што? Такога тэматычнага амаль і няма… трэба гэта выпраўляць. 

Дзед Янкель и его история 26.jpg 

Рождественская фантастическая повесть Игоря Гайкевича вместила в себя полесский фольклор, местных “нячысцікаў”, аутентичные обрядовые песни и даже “шэпты”… И, конечно, в основе всего этого лежит сюжет, в котором добро всегда побеждает зло.

Дзед Янкель и его история 27.jpgИллюстрация из поста блога “Дзеда Янкеля” в Инстаграме 

Как мы уже говорили, в командировку на Полесье, кроме профессионального фотоаппарата, мы взяли с собой смартфон HONOR X9c. Он защищен от влаги и пыли, устойчив к падениям с высоты до двух метров. Но главное – смартфон работает до трех суток от одного заряда, что важно для тех, кто отправляется в долгое путешествие.

За всю поездку гаджет израсходовал только 20% процентов зарядки. Это с учетом активной 2-х часовой съемки и последующего просмотра материалов, включенного навигатора и использования соцсетей. К слову, батарея HONOR X9c очень емкая – целых 6600 мАч! При этом сам смартфон тонкий и легкий. Сегодня в Беларуси открылся предзаказ на него с подарком. 

Автор: Наталия Некрашевич, фото Христина Лузай и из личного архива собеседника 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.