За рулем огромной фуры Вадим Гречишкин вот уже 24 года. За это время у него появились любимые маршруты – автобаны в Германии. Хотя там часто можно застрять в пробках. И те дороги, по которым ему не очень нравится ездить – перевалы в Италии и Австрии. Особенно когда идет дождь, стоят густые туманы. За время работы Вадим многое повидал, но такие очереди, как сейчас выстраиваются на границе с Польшей и Литвой, видит впервые. Как водители готовят еду во время долгого ожидания, где принимают душ и почему любят ездить босиком – об этом в материале Смартпресс.
С Вадимом Гречишкиным мы встречаемся в Минске: буквально на днях он вернулся с очередной шестинедельной вахты в Германии. Отдохнет дома дней 20 – и снова в путь. В международные перевозки мужчина пришел в 2000-м году: молодой семье нужны были деньги, а заработать их электромехаником торгового холодильного оборудования тогда было невозможно.
Вадим Гречишкин уже 24 года в международных перевозках.
– Как девочки играют в куклы, так мальчики в машинки. Мне хотелось кататься за рулем, а своего авто не было, так я стал водителем, – смеется Вадим. – Помню, первый рейс был в Германию, вез запчасти с Минского тракторного завода. А как только получил деньги, сразу купил телевизор за $280 и видеомагнитофон за $180. Последний стоил как моя месячная зарплата на предприятии.
“Думал, посмотрю мир, а увидел автобаны”
Вадим Гречишкин не ведет специальный список, куда заносит все страны, в которых успел побывать. Но знает: объездил почти всю Европу.
– В молодости думал: вот это работа! Посмотрю весь мир за рулем, совмещая полезное с приятным. Выехал в рейс и понял: ничего же не видно, один автобан, – рассказывает водитель-дальнобойщик. – Правда, иногда бывают такие уик-энды, что сразу запоминаются. Как-то застрял в Берлине на две недели, пока оформляли нужные документы. Каждый день покупал билет на общественный транспорт за 6 евро и с ним объездил всю 30-километровую зону вокруг Берлина. Был во всех музеях: музее мадам Тюссо, Боде, Пергамский…
Вадим исколесил почти всю Европу.
Вадим чаще видит автобаны, чем красивые места. Он не может взять и свернуть в какой-нибудь маленький городок в Альпах, даже если проезжает в ста метрах от него: есть график, в него нужно уложиться.
– Не люблю ездить по дорогам Австрии и северной Италии: горы, перевалы, одни туннели и сплошные туманы, дожди, – говорит Вадим, который на дорогу смотрит не как турист, а как профессиональный водитель. – За столько лет работы единственная страна, которая пришлась по душе, – Германия. Хотя там постоянно идет ремонт автобанов, можно в пробке провести час, а можно сутки. Но все равно люблю эту страну, исколесил ее не только по работе, но и с семьей во время отпуска.
“Два раза объездил земной шар”
За 24 года за рулем какие только грузы не перевозил мужчина: запчасти, мебель, бытовую технику и даже вез пальмы из итальянского города Пистоя в Россию, когда там в 2018 году проходил чемпионат мира по футболу.
– Если прикинуть расстояние, какое за это время проехал, точно как два раза земной шар объехать, – отмечает Вадим. – Очереди на границе были всегда, если раньше стоишь двое суток – это уже много. А сейчас можно и на две недели застрять. Например, в июне 14 дней простоял на пункте пропуска Бенякони (белорусско-литовская граница), в августе – две недели в Козловичах (белорусско-польская граница). Как мне кажется, очередь там искусственно создана: местные брестские водители уступают друг другу место, придерживают его для знакомого. Вот “калейка” и движется с трудом.
В длинной очереди водители читают книги и мастерят качели
Вадим уточняет: стояние в очереди до “накопителя” (большая стоянка с кафе, туалетом, душем - Прим. ред.) и в нем сильно отличаются.
– Когда на неделю застряли перед накопителем, перед нами было около 600 машин. Что делали водители? Загорали, общались, смотрели телевизор, – перечисляет наш собеседник. – Туалета никакого нет – бегали в лес. Душ прямо из канистры принимали экономно. Смыл пот – и всё. Потому что в дорогу берешь запас на 40-50 литров, ее должно хватить до ближайшего магазина или заправки. Эту воду и пьешь, и расходуешь на душ.
Лично Вадима во время двухнедельного ожидания выручал планшет.
Машина, на которой работает Вадим.
– Я пересмотрел уже весь ТikTok, YouTube, Instagram, перечитал все новости, – говорит мужчина. – Кто-то читает книги, обменивается ими с другими. В ход идет все: карты, шахматы. Некоторые даже умудряются сделать качели на границе: натягивают ремни между деревьев и катаются.
Как устроен быт дальнобойщика?
Почти каждая фура оборудована так, что напоминает мини-квартиру: есть небольшой холодильник, телевизор, микроволновка, автомобильная мультиварка, а у кого-то даже кофеварка.
– Что готовлю? Все то же самое, что и жена дома: в мультиварке тушу картошку с мясом, варю суп, кашу. На газовой плите жарю яичницу, – Вадим рассказывает, как устроен быт дальнобойщика. – У меня есть кастрюли любых размеров, сковородки, тёрки.
Рабочее место водителя.
Единственный нюанс – продуктов нужно взять столько, чтобы хватило до границы. Через нее никакие крупы, яйца, овощи не перевезешь, все запрещено. По словам Вадима, водители действительно воспринимают свой автомобиль как квартиру.
– Многие ездят босиком. Чтобы в кабине было чисто, оставляем тапочки на ступеньках. Работать в носках или босиком очень удобно, – отмечает наш собеседник.
Диван, на котором спит Вадим.
Спит водитель на диване из плотного поролона, уверяет, что это удобно и можно отлично выспаться. Пока у него есть время отдохнуть дома, а скоро снова в дорогу. Спрашиваем, сильно ли он нервничает, если застревает на границе.
– Я абсолютно спокойно на все реагирую. Это раньше кровь гуляла, хотелось, чтобы все было быстрее. С возрастом иначе начинаешь смотреть на многие вещи. Куда мне торопиться? Платят сейчас не за рейс, а фиксированную ставку каждый день – 50-90 евро. Так что неважно: спишь ты, едешь или стоишь на границе, деньги все равно ложатся в твой карман, – объясняет Вадим Гречишкин. – Да, неплохо застрять на границе на два дня, отдохнуть, но потом это уже утомительно. Ехать все-таки веселее, есть какое-то движение, меняется картинка.
Текст: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко и личный архив героя публикации
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.