Утром деревня Мосар в Глубокском районе проживает привычный летний день: одни возвращаются со службы в костеле, другие едут на велосипеде в магазин, а кто-то прямо на улице обсуждает засуху. За неспешной деревенской жизнью из гнезд наблюдают аистята: летать им ещё рано, а вот выставлять любопытный нос на улицу – самое время. Возможно, Мосар так и остался бы обычной деревней, каких в Беларуси тысячи. Но в конце 1980-ых годов здесь появился ксёндз Юозас Булька, и место стало превращаться в своеобразный "белорусский Версаль". Возле костела высадили сотни красивых цветов, кустов, разбили дендропарк, навели порядок на кладбище. Одно из самых спорных решений Бульки – запретить продавать спиртное. Полностью.   

Мосар – это длинная-предлинная улица Центральная, от которой отходят небольшие – Лесная, Полевая, Мира. Заблудиться невозможно. И, куда бы ни завернул, всё равно выйдешь к костелу Святой Анны. Это негласный центр деревни, возле которого крутится жизнь местных. Несколько лет назад здесь закрыли школу, второй магазин. Так что последние деревенские новости обсуждаются возле костёла, в очереди у автолавки и в единственном магазине, который принадлежит предпринимателю.  

Мосар 1.jpg

Мосар 2.jpgКостел Святой Анны в Мосаре

С магазина и начнём путешествие по Мосару. В 2009 году ксёндз Юозас Булька (умер в 2010 году – Прим.) добился, чтобы в деревне запретили продавать спиртное. Говорят, одни прихожане его поддержали и собирали подписи за такое нововведение. Другие, увидев на полках вместо алкоголя обычные напитки, хотели писать письмо с просьбой вернуть всё обратно. 

Мосар 3.jpg

Мосар 4.jpg

– Да-да, у нас тут зона трезвости. Вон до того моста, – с улыбкой рассказывают местные и показывают на мост, который находится в начале деревни. – Раньше автолавка приезжала и за ним спиртное могла продавать, как только его пересекала – нет.  

Недавно и автолавку коснулись изменения: теперь алкоголь можно продавать на всех остановках в деревне. Как шутят местные, "былі бы грошы”.   

"Почему многие думают: раз деревня, то здесь все пьют?"

– Дайте пиво, – говорит единственный покупатель в магазине и протягивает продавцу свернутую купюру в 5 рублей. О том, когда в Мосар вернулось пиво, поговорим дальше. А пока спрашиваем у мужчины:

– Как вы живёте без вина? 

– Потихоньку, – отвечает он, забирает пластиковую бутылку и молча уходит.

Мосар 5.jpgВ Мосаре один магазин на всю деревню 

Мосар 6.jpg

На полках – фрукты, овощи, конфеты, мучные изделия, сыры, колбасы и пиво. Ни вина, ни крепких спиртных напитков нет. 

– Почему многие думают: раз деревня, то здесь все пьют? А в городе все белые и пушистые? Разве там алкоголь не котируется? – с обидой в голосе говорит продавец Ольга. 

Она родилась и выросла в Мосаре, может увлеченно рассказать про праздники в деревне, костел Святого Юстина, которому поклоняются местные. Но меняется в лице, когда слышит, что в ассоциативный ряд с Мосаром попадает и борьба с алкоголизмом. Посторонние думают: раз здесь запретили спиртное, значит, тут живут выпивохи. Местные на это отвечают: это не так, спиртное здесь пьют, как и в любом другом городе-поселке-деревне. 

Мосар 7.jpgПродавец Ольга помнит тот день, когда с полок убрали весь алкоголь

– Когда ввели запрет на продажу спиртного, я как раз работала в этом магазине. Если честно, люди отреагировали не очень – это же ущемление прав потребителя. Помню, поступил звонок из райпо, сказали, вышел указ, нужно убрать все бутылки. Убрали, и выручка упала наполовину, – пересказывает те события продавец Ольга. 

В один день в Мосаре перестали продавать весь алкоголь, пиво тоже, а несколько лет назад его вернули на полки, но с оговоркой: с содержанием спирта не более 6%.  

Когда спиртное запретили в Мосаре, деревенские стали ездить за ним в соседние деревни 

Изменилась ли глобально ситуация после запрета продажи спиртного? Деревенские такого не заметили. Говорят, те, кто пил, в один миг не стали трезвенниками. А тех, кого водка не интересовала, новшество и так не затронуло. В Мосаре согласны: с пьянством нужно бороться, но как – непонятно. 

Мосар 8.jpg

Мосар 9.jpg

– Што рабілі? Ездзілі ў суседнія ў Луцк і Удзела, там былі магазіны, – жители деревни рассказывают, как выходили из "отрезвляющей" ситуации.         

В Мосаре, как и в любой деревне, можно заговорить на улице с любым человеком. Люди здесь открытые, интересные, с чувством юмора. Один из первых вопросов, который слышишь от них: "Видели наш костёл?”. Это гордость всех, даже если человек не является прихожанином. Но стоит затронуть тему запрета на алкоголь, это выглядит чуть ли не как оскорбление.   

Мосар 10.jpg

Мол, наша деревня и не была пьющей! Она шляхетская, интеллигентная, а выставили непонятно какой. 

– Яшчэ ніхто не вылячыў ніводнага алкаша. Напрыклад, жонка крычыць на мужа-пьяніцу, кадзіруе, крычыць. Праходзіць 2-3 месяцы, ён трымаецца – і ізноў п'е, – рассуждают местные жительницы.

Мосар 11.jpgЖенщины на улице обсуждают, что после запрета на продажу алкоголя никто из местных трезвенником не стал

В деревне, где живет около трёхсот человек, новость о том, что приехали журналисты, разносится за считаные минуты. 

Мосар 12.jpg

Пока идем к костелу, навстречу едут велосипедисты и громко говорят с теми, кто работает в огороде:

– Кажуць, журналісты тут. А што пытаюць? 

"Купят ящик в запас и за сутки всё выпьют"      

Раз уж имя ксёндза Юозаса Бульки звучало не раз, нужно напомнить о нём самом. В конце 1980-х годов в деревню Мосар прямо из Вильнюса приехал католический священник. Что интересно: он всю жизнь проработал на заводе и только в возрасте 62 лет был рукоположен в священники. Как вспоминают местные, Булька быстро нашёл к ним подход: “Мы вернулись к вере, больше людей стали ходить в костел, а дети бегали вокруг него толпами”. 

Мосар 13.jpgКсёндз похоронен прямо возле костела

Мосар 14.jpg

Возле костела высадили сотни красивых цветов, кустов, разбили дендропарк, навели порядок на кладбище, появилась аллея трезвости. А Мосар на волне изменений стал туристическим местом, которое до сих пор преподносят как "белорусский Версаль". И вполне заслуженно: гуляя по ухоженной территории костёла Святой Анны, можно подумать, что ты в Италии или во Франции. Множество клумб с цветами, большие бело-розовые лилии в прудах, памятник папе римскому Иоанну Павлу II…

Мосар 15.jpg

Мосар 16.jpg

Мосар 17.jpg

– Раньше возле костела территория была запущенной, там, где сейчас пруды, было болото, а рядом пасли коров, овец. Булька всё дуже окультурил, – рассказывает нам 81-летняя Мария Мурзич. Несмотря на свой возраст, Мария Антоновна в нарядном платье, когда видит камеру, стеснительно причёсывается.  – Ксёндз нас приучил убирать на кладбище не только могилы своих родных, но и соседние. Если они заросли и никто не приезжает – помоги, убери.      

Дом Марии Антоновны находится недалеко от костела, она до сих пор ходит на службы. Говорит, раньше у каждого жителя Мосара возле храма Святой Анны был свой участок, который нужно было постоянно убирать: "Ён прасіў, і ніхто не мог адмовіць”. Теперь за территорией возле костёла ухаживает отдел культуры, а храм по очереди моют местные жители. Те, что помоложе и покрепче. 

Мосар 18.jpgМария Мурзич до сих пор ходит на службы

– Пока Булька жил, как-то меньше пили, – делится с нами Мария Мурзич. – Те, кто пьёт, едут в Удело (соседнюю деревню – Прим.), купят ящик в запас и за сутки всё выпьют. Пьянице всегда мало… И одиноким пенсионерам тяжело. Надо обработать участок, картошку посадить, сено покосить – просят у кого-нибудь помочь, а эти работники деньги не хотят брать, нужна бутылка. А где её взять? В Удело же не пойдешь за бутылкой (расстояние 6 км. – Прим.). 

"Дендропарк – это 16 гектаров земли, тысячи цветов, кустов, растений" 

По улице Центральной идёт местная жительница Ванда, слово за слово, и она рассказывает: 

Булька сам всё делал и нам пример показывал. А сейчас старшее поколение отходит и всё уходит… Но возле костёла красота! Они стараются, всё поливают и поливают цветы – а засуха какая!  За лето было два небольших дождя.     

Мнение о том, что раньше было лучше, услышим ещё не раз за целый день, проведённый в Мосаре. Нам, конечно, не с чем сравнивать, мы здесь не были в 1990-х годах, зато много ездим по стране. Досмотренные дома, пруды, цветники, один из дачников разбил большой сад, высадил необычные деревья. Мосар без колебаний можно включить в маршрут путешествий по стране. Да, здесь есть свои проблемы, но чувство безнадёжности деревня не вызывает. 

Мосар 19.jpgТак выглядит местное кладбище. Оно находится через дорогу от костела

Мосар 20.jpgА этот сад разбил дачник

И какие цены! Билет в дендропарк стоит всего 2 рубля (для местных бесплатно). На входе встречают огромные трехсотлетние дубы, недалеко от них сотрудники наливают бочки с водой: вот-вот начнётся полив всей территории. Вручную.

Мосар 21.jpg

Мосар 22.jpg

Мосар 23.jpg

– За день уходит 4 тонны воды, - говорит заведующий комплексом Сергей Лавринович. – Весь парк – это 16 гектаров земли, тысячи цветов, кустов, растений. Раньше приезжали из Ботанического сада, смотрели, отмечали, что даже у них нет таких видов. Сейчас многие растения пропали, закрылся зоопарк.  

Мосар 24.jpgСергей Лавринович в дендропарке

Мосар 25.jpg

Сергей закладывал парк вместе с ксёндзом Юозасом Булькой.  Признаётся, не раз хотел уйти с работы: "Очень тяжело всё поддерживать. Думаешь, зачем оно надо? А потом приезжают туристы и говорят: "Спасибо вам! Вы молодцы!" И остаёшься".   

Когда снимут запрет на продажу алкоголя? 

Рядом с костёлом стоит синяя деревянная хата – парафиальный музей имени Юозаса Бульки. Если попросить сотрудников, его откроют бесплатно. В народе этот музей называют антиалкогольным. Одна часть – это декорация чистого и светлого дома с вязаными ковриками и белыми рушниками, на столе – буханка хлеба.

 – Так живут те, кто не пьёт, - говорит экскурсовод. – А там те, кто пьёт. 

Мосар 26.jpg

Мосар 27.jpg

И проводит в чёрную комнату с самогонным аппаратом, пустыми бутылками из-под вина и пива, банкой консервы. Впечатляет, но главное, чтобы это впечатляло алкоголиков. Когда-то ксёндз завёл тетрадку трезвости, где люди обещали бросить пить. Где она сейчас – наши собеседники не знают. Будто с ней и пропали все обещания.   

…Пока по Мосару гуляют немногочисленные туристы из Минска и Витебска, у местных по расписанию автолавка. Бригина Болеславовна (90 лет) и Ядвига Иосифовна (70 лет) сидят на скамеечке возле заброшенного магазина.

Мосар 28.jpgБригина Болеславовна, Ядвига Иосифовна и Вацлав (слева направо)

– Дзень добры, панове!  – подходит ещё один покупатель Вацлав.

– Абы што цяпер! Нічога не абкошана, хаты стаяць пустыя, – говорят женщины, но тут же поправляются, мол, всё хорошо. ФАП не закрыли и на этом уже “спасибо”.

Мосар 29.jpg

Мосар 30.jpg

Когда будет снят запрет на продажу алкоголя, в деревне никто не знает. Но точно знают: они хотят, чтобы про Мосар говорили в другом ключе.   

– Нам Булька оставил такое наследие! Привел в порядок костел, территорию рядом, высадил дендропарк, люди с ним расчистили кладбище. А еще научил любить цветы, – говорит продавец Ольга. – Недавно была в Витебске по работе, у меня спрашивают: “Вы из Мосара? Это там, где красота, да?” Приятно, когда про твою деревню так говорят. 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.


Получать все новости оперативно в Viber.