Летние каникулы в деревне - одно из самых тёплых воспоминаний детства, которые мы забираем во взрослую жизнь. Ностальгируем, грустим и мечтаем снова перенестись в дом, где раннее утро начинается с горячих бабушкиных блинов, малинового варенья, пушистого кота у печки и крика петуха за окном. Год назад супруги Алеся и Митя Шатёр купили хату на хуторе Горбачи в Сморгонском районе, чтобы окунуться в эту атмосферу. Окружили себя красивыми вещами с историей – рушниками, пестрыми покрывалами, скупая их по всей стране. И пустая хата "ожила", стала похожей на ту, в которой многие провели своё детство.
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
Перед домом Алеси и Мити раскинулся яблоневый сад, на крыльце греются коты, в окна пробираются солнечные лучи. Открываем двери – и сразу слышен "деревенский" запах - лука, картошки, трав. Как считают хозяева, именно так должна пахнуть хата. Они улыбаются гостям, их маленький сын Тихон надувает щёки и вот-вот готов расплакаться. И только коту Семёну всё равно, что происходит. Он растянулся на всю кровать и включил функцию "игнор".
Удивительно, но хата молодых людей выглядит как машина времени в прошлое. И мы с удовольствием туда отправляемся, разглядывая знакомые вещи и вспоминая деревенское лето у бабушки.
Как семья нашла деревенский дом
Год назад Алеся и Митя Шатёр купили хату в Горбачах. На узкой улице без названия 28 домов, и только в двух зимними вечерами горит свет. Одни уехали навсегда, другие приезжают на лето.
- Калі мы ўбачылі гэту хату яшчэ з вуліцы, адразу вырашылі: яна наша. Далі бабулі задатак і прайшліся па вёсцы. Амаль нiдзе няма жыцця. Вяртаемся, а гаспадыня пытае: “Можа вам грошы вярнуць?" Не, нас нічога не спужала, - момент сделки Алеся вспоминает с улыбкой.
Так пара из Молодечно обрела свой деревянный дом. Сначала они хотели здесь проводить лето и отпуск, но во время жизни в деревне планы изменились. Тишина, размеренная жизнь, природа сделали своё: семья осталась на зиму. Так у единственного местного жителя Вени появились соседи.
- Мы набылі хату за 3 тысячы даляраў. Гаспадары пакінулі класную шафу, куфар, стол. А ўсё, што датычыцца інтэр'ера, набывалі самі, - супруги, которые проводили детство у бабушки в деревне, очень хотели повторить ту атмосферу.
Давайте вспомним, что создавало ту самую атмосферу.
1. Ковры с цветами и оленями
В интернете стали искать объявления о продаже рушников, покрывал. И, конечно же, ковра с оленями. Это же была всеобщая детская забава - рассматривать его перед сном. Так на одной стене появились знаменитые олени, а на другой – вышитый цветастый ковёр из Пинского района. Самое дорогое приобретение супругов – за него попросили 400 рублей. И, надо отметить, он уже стал визитной карточкой дома.
2. Пушистый кот
Рыжий Семён, который греется возле печки, всем видом показывает, как сильно устал от жизни. Он идеально смотрится на высокой кровати или круглом коврике возле порога. Согласитесь, сложно представить деревенский дом без кота. И только непоседливый Тихон может устроить Семёну взбучку: стоит коту задремать, к нему тут же бежит Тихон и со всей детской “нежностью” наваливается на животное.
- Яны добра ладзяць, - рассказывает Алеся. – Мабыць, самае папулярнае пытанне, як дзіця і котка не псуюць посцілкі, ручнікі. Ніякай праблемы няма. Я за тое, каб не хаваць прыгожыя рэчы па шафах, а жыць сярод іх. Ну, праслужыць посцілка не 100 гадоў, а 50. І што?
Семён оживает, когда с работы возвращается хозяин. Митя, сотрудник дорожной организации, каждый день ездит на работу в Минск. Полтора часа в одну сторону и столько же обратно.
- Я не заўважаю час, бо ў дарозе слухаю аўдыёкнігі, лекцыі, - отмечает молодой человек. - Шлях мяне не стамляе.
3. Печь
Возможно, длительная дорога не утомляет потому, что после нее можно взять книгу, чай, прислониться к горячей печке и отдохнуть. Она - и сердце, и душа деревенского дома. Помните, как по утрам бабушка доставала "шыпячую яечню" или пышные блины? В доме Алеси и Мити тоже есть печка. Ребята быстро научились её топить. Она задёрнута белыми занавесками, с потолка свисают связанные пучки трав.
- Спачатку ідэя жыць у вёсцы выглядала як мара. Глядзела на вясковыя здымкі ў інтэрнэце, і так мне балела! Быццам, у горадзе пражывала не сваё жыццё, - делится с нами Алеся, которая до декретного отпуска работала учителем. - Думала, можа на пенсію выйду і тады з'еду ў вёску. І так добра, што нашыя мары з мужам супалі! Бо ведаю шмат пар, дзе адзін гатовы набыць вясковую хату, а другі – супраць.
4. "Дзедава палова"
С этим выражением пара столкнулась впервые после покупки дома. За старым деревянным шкафом и шторой стояла кровать, на которой спал дед. В деревне и сейчас так принято: у бабушки есть свой угол и кровать, у дедушки – тоже. Если дом большой, муж с женой расходятся по разным комнатам. Вот только почему-то “бабінай паловы” нет, а “дзедава” - есть. Теперь на “дзедавай палове” спит маленький Тихон.
А помните, как ещё делилась хата? На “чысты пакой” – это своеобразная гостиная с красивыми рушниками, накидками, на кроватях стоят пышно набитые подушки - и никто не смеет на них дышать.
Это красота, к которой прикасаться строго запрещено. Иначе можно отгрести от бабушки по первое число. А ещё в доме может быть “халодны пакой”. У ребят он сразу, как заходишь из сенцев.
В этом помещении всегда холодно и оно отлично заменяет зимой холодильник.
5. Фиранки (занавески) на окнах
Ближе к вечеру в дом заглядывает солнце и особенно красиво подсвечивает фиранки на окнах.
- Першы час шмат маніторыла абъявы ў інтэрнеце. Шукала прыгожыя фіранкі, але там такія кошты! Для сябе ўсталявала ліміт: магу набыць рэч за 50 рублёў, максімальна – за 100. І вырашыла: лепей купіць ручнікі, яны выходзяць танней. А ўжо сяброўка перашыла іх, і атрымаліся фіранкі, - говорит Алеся.
На них – веточки сирени, яркие красные цветы, мелкие соцветья. Замечаем на байке девушки вышитые васильки. Оказывается, она сама взялась за иголки с ниткой, набила рисунок на трёх кофтах и сдалась. Слишком много усидчивости нужно и свободного времени, а у молодой мамы с этим всегда проблема.
6. Тяжёлый куфар (сундук)
Правда, с сундуком вышло иначе. Пока Тихон спал, мама две недели разукрашивала старый сундук, который оставили прежние хозяева. Огромный, неподъёмный, деревянный - этот предмет интерьера точно был в каждом доме. В нём хранились вещи, которые берегла семья. Тонкое сукно, кропотливо вышитые накидки, праздничные рушники…
В руках Алеси сундук из деревенского превратился в сказочный. На нём появились жар-птицы, гроздья винограда, солнце и замысловатые узоры.
7. “Чырвоны кут”
- Магчыма, не ва ўсіх бабуль дома было тое, што вы бачыце ў нас. Гэта ўжо квінтэнсэнцыя, - смеётся наша собеседница. – Збор усяго класнага, што асацыіруецца ў нас з вёскай. Не было ж мэты акружыць сябе рэчамі, якія былі ў нашых бабуль. Напрыклад, я вельмі люблю этнаграфічныя музеі. Там шмат таго, што хачу бачыць у сваёй хаце.
Как и положено в деревне, на видном месте у ребят - “чырвоны кут” (икона, обрамлённая рушниками). Они решили оставить старые иконы прежних хозяев и не менять их на новые.
8. "Посцілкі”
Мите нравится, как жена преображает дом. Он становится колоритным, самобытным, переливается разными красками.
Алеся шутит, что она враг минимализма: с голыми стенами чувствует, как от хаты веет холодом. Поэтому в ней должны быть ковры с оленями, котами, мотивами из сказки, а на кроватях покрывала – "посцілкі”.
9. Тканые коврики
Этот дом и сам может стать музеем "Летние каникулы у бабушки". Здесь собраны вещи со всей Беларуси: неземной красоты ковёр с цветами – с Полесья, белоснежные подзоры – из Гомельской области, накидки – из Воложинского района. Ну и, конечно же, не обошлось без тканых ковриков.
Это первое, куда ступают ноги, как только утром сползаешь с высокой железной кровати на пол.
10. Железная кровать
Кстати, про кровать. Именно она даёт ощущение, будто всю ночь спал на троне) Высокая железная кровать на колёсиках. Раньше в деревнях их красили в синий или зелёный цвета.
Заходишь в любую деревенскую хату, а там икона в углу, синяя кровать, цветастые коврики, белоснежные фиранки. И воспоминания об этих простых вещах многие проносят через всю жизнь.
…Когда солнце вечером закатывается за лес, мы идём прогуляться по Горбачам. Они раскинулись на высоком холме.
- Паглядзіце направа – гэта Маладзечна, ад нас усяго 25 кіламетраў, - показывает Митя в сторону города, который отчётливо виден. - А злева – Смаргонь, да яе - 15. Але пакуль мы не імкнемся ў горад. Чаму мяне навучыла вёска за гэты час? Спакою. Калі да нас прыязджаюць сябры з горада, потым жартуюць: не маглі заснуць ноччу, бо вакол такая цішыня!
- Я нават не магу назваць адмоўныя рысы жыцця на хутары. Прыбіральня на вуліцы асабіста ў мяне не выклікае ніякай праблемы, - подключается к разговору Алеся. - Калі я палю грубку ці нясу ваду з калодзежа, адчуваю: раблю тое, што трэба, маё жыццё асэнсаванае і я атрымліваю асалоду. Вось планую завесці кур. Тут такія далягляды! Ні на што іх не прамяняю.
Прощаясь, семья выходит на дорогу возле дома, машет нам вслед и шутит: вот они и стали теми самыми бабушкой и дедушкой, которые так трогательно провожают гостей.
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.