Уход за пожилыми людьми имеет свою специфику и требует особого подхода. Во многих европейских странах дома престарелых давно стали нормой. А что в Беларуси? Какую помощь предлагают частные дома престарелых, и кто их постояльцы? Поговорили об этом с директором пансионата "Доброта" Александром Климовичем.

Что из себя представляет пансионат

Это частное трехэтажное здание, расположенное на закрытой территории, с системой видеонаблюдения для безопасности пожилых людей. Помещения оснащены поручнями, пандусами и широкими дверными проемами. Созданы комнаты как для постояльцев, способных самостоятельно передвигаться, так и для лежачих.

Image12.jpg

Image23.jpg

Image08.jpg

“Все условия максимально приближены к домашним. Есть задний дворик, где можно гулять, место, чтобы поиграть в шашки, шахматы, карты. В каждой палате стоит телевизор. Периодически устраиваем развлекательные мероприятия, вроде дискотеки, - рассказывает Александр Климович. - Наши подопечные всегда находятся под присмотром. Сыты, потому что предусмотрено пятиразовое питание, и опрятны, так как мы помогаем с гигиеническими процедурами. В наши обязанности входят и процедуры, направленные на поддержание здоровья: следим за приемом лекарств (их, как правило, покупают родственники), измеряем давление. Сами мы не лечим, только осуществляем уход по рекомендациям врачей. Их мы приглашаем из поликлиники, с которой заключен договор”.

Александр Климович.jpgДиректор пансионата Александр Климович вместе с администратором Ириной Красняк (слева) и медработником Надеждой Коноваловой

По словам директора, чтобы работать в “Доброте”, специальное медицинское образование не требуется, однако отбор каждого работника строгий. Персонал прошел курсы по уходу от "Красного Креста". 

“Мы все обучены, потому что уход – это не просто поменять памперсы. Надо знать, как безболезненно повернуть на бок, поменять одежду, простынь, как правильно разговаривать и общаться”.

Что по ценам

Цены на размещение начинаются от 1000 рублей в месяц, конечная стоимость формируется исходя из конкретной ситуации и состояния прибывшего.

Image07.jpg

Image15.jpg

Image21.jpg

Что касается времени на оформление, то если на руках все документы (их список есть на сайте), то принять в пансионат могут и в день обращения. Но опять-таки, многие моменты (например, наличие у пожилых людей каких-то заболеваний, необходимость в особом уходе и т.д.) оговариваются индивидуально.

Как проходит адаптация

Сегодня в пансионате двадцать восемь постояльцев в возрасте от шестидесяти одного до девяносто трех лет.

У каждого поступающего свой период адаптации: от двух-трех дней до месяца. Тут все индивидуально: переезд может быть связан со стрессом, а для людей в возрасте - тем более. В среднем все привыкают за десять дней. Сначала с новоприбывшим идет работа психологического плана: разговоры, ознакомление, знакомство с соседями. Постояльцев селят вместе, учитывая характер и темперамент.

Image26.jpg

“У родственников тоже начинается адаптационный период, - объясняет директор. - В мире давно принимают дома-интернаты как должное и знают о плюсах жизни в них, поэтому испытывают меньший стресс. У нас не так. Все пытаются оправдать решение переселить мам, пап, бабушек, дедушек: “Как это так, отправить в пансионат, а не досмотреть самому? А что скажут соседи?” Многим тяжело отдать сюда родного человека, но надо признать, что это необходимая помощь. Они привыкают к мыслям, что здесь об их близких позаботятся лучше, успокаиваются после бесед, которые мы с ними проводим. По требованию или по возникновению спорной ситуации предоставляем доступ к видеонаблюдению в онлайн режиме”.

По каким причинам отдают в дом престарелых?

Ситуации в каждой семье разные. Пожилые люди не могут себя сами обслужить, следить за ними некому и страшно оставлять одних, например, по причине деменции. Затрагиваются очень многие проблемы, не только постояльцев, но и их молодых или немолодых родственников. Кто-то принимает решение переезда самостоятельно.

Один из таких “самостоятельных” постояльцев - Владимир Яковлевич. Ему восемьдесят пять лет. До того, как попасть в “Доброту”, жил в другом пансионате. Александр Климович говорит, что точной причины, по которой Владимир решил переехать на новое место, они не знают, но и домой возвращаться он не захотел. В “Доброте” постоялец уже год.

Владимир Яковлевич.jpg

Сам Владимир Яковлевич своим нынешним положением вроде как доволен: 

"Здесь прекрасно. Я сам решил, что хочу сюда. Сын выбирал место, этот [дом-интернат] считается лучшим. Быстро привык к новой местности. Ссор у меня не бывает. Кроссворды и ребусы решаю, смотрю телевизор. В 10 часов вечера выключается свет – значит "спокойной ночи, малыши". Кормят хорошо. Думаю быть здесь до конца".

Image14.jpg

Еще одной историей поделилась Юлия Ермолаева. Ее маме, Марии Даниловне, девяносто один год. В пансионате "Доброта" живет почти год. По словам Юлии, у мамы случился геморрагический инсульт, после которого начались нарушения когнитивных функций мозга. Она стала заговариваться, проявлять агрессию по отношению к близким. Все чаще звучали обвинения, вроде: “Вы меня не смотрите! Вы меня не кормите!”. Участились провалы в памяти. По ночам случались фантомные боли. Маме казалось, что болит плечо или сердце. Могла вызвать скорую или, того хуже, бесконтрольно пить таблетки, поэтому приходилось дежурить по очереди. Вскоре дошло до того, что пожилую женщину нельзя было оставить одну дома: было пару случаев задымленности в квартире. С ней постоянно кто-то должен был быть, а все домочадцы на работе. 

Мама Юлии.jpg

“Мы стали искать варианты выхода из положения. Я вспомнила рассказ своей одноклассницы, которая пристроила свою бабушку в пансионат. Она говорила, что той нравится, там заботятся, относятся по-человечески. Мне показалось это хорошей идеей, но муж и дядя были от нее в ужасе, как и остальные родственники, - рассказывает Юлия. -  Разумеется, надо человека подготовить, но сама мама изначально была не против, поэтому решили попробовать. Стали выбирать и наткнулись на пансионат "Доброта". Мне понравились люди, отношение к постояльцам. Я заметила их спокойствие. Здесь чисто, свежий воздух. 

Image11.jpg

Когда мы разместили маму, и я приехала навестить её, то у нее были подстрижены ногти на руках и ногах, от нее не разило потом. Благодаря режиму приема лекарств, у мамы нормализовалось давление. Кто бы как ни думал, а принятое решение пошло на пользу всем. Для нас это стало большой помощью. Мы не отказались от нее. Она нам не надоела. Это способ дать ей желаемое: внимание, уход, прогулки – и не подвергать опасности. Ей самой там нравится. Она общается, заводит друзей. Нам присылают фото и видео с их мероприятий. Мы все время на связи как с мамой лично, так и с персоналом. Иногда, ей хочется домой, тогда забираем ее на пару дней. Такое можно устроить. Но, если у нее спросить о пансионате, то она говорит, что о ней здесь заботятся, за ней смотрят и ей тут хорошо”.

Директор “Доброты” подчеркивает, что в доме-интернате никто никого насильно не удерживает.

“В 90% случаев люди рады, что оказались здесь. Некоторые приезжают грязными, голодными, с длинными ногтями.  Иногда ботинки снимают – моль вылетает. Мы их отмоем, обстрижем ногти, накормим. Они расплываются в улыбках от благодарности!”

Image20.jpg

Пансионаты для пожилых - это норма?

“Отношение к пансионатам, к сожалению, часто негативное, но оно построено на стереотипах, - считает Александр Климович. - К примеру, наш администратор Ирина работала в России, но с началом пандемии вернулась в Беларусь. По ее словам, в соседней стране больше профессиональных учреждений, которые качественно выполняют свою работу, но им не доверяют из-за одной-двух ужасных историй других домов, которые получили всеобщую огласку, а стали ассоциироваться со всеми пансионатами. В Беларуси дома-интернаты для пожилых только начинают развиваться. О них далеко не все слышали, но постепенно это тоже становится нормой. Надо, чтобы это становилось нормой. Нередко только здесь пожилые люди могут получить полноценный уход и продолжить жить нормальной жизнью”.

Фото Джейлан Сильванович