Почему для ребенка важно играть и как часто в процессе должны присутствовать родители? Нужно ли взрослым вносить в игру что-то от себя, и почему у современных детей больше психологических проблем, чем у предыдущих поколений? Об этом и не только пообщались с детским психологом, игровым терапевтом Никой Прищеповой.
Ника Прищепова, фото из архива собеседницы.
Что такое игровая терапия и кому она нужна?
Это метод психотерапевтической работы с детьми от 2 до 10 лет, с помощью которого они проживают то, что их беспокоит, говорит детский психолог. Для ребенка игра – это способ выражения своих эмоций, переживаний, мыслей. Игрушки – это слова, а сама игра – это речь.
Прежде чем применять игротерапию для разрешения какой-то явной психологической проблемы, нужно разобраться, из-за чего она возникла.
– У маленьких детей часто бесполезно спрашивать, что их волнует или почему они ведут себя тем или иным образом, – констатирует Ника Прищепова. – В этом случае на помощь приходит игра, в процессе которой по поведению малыша специалист может понять, в какой период жизни произошли события, в которых ребенок эмоционально застрял и не отреагировал на них должным образом.
Такой метод диагностики называется игроанализ. Его применяют психологи, чтобы найти корень проблемы. Когда он выявлен, в дело вступает игровая терапия, с помощью которой ребенок “отыгрывает” наболевшее. И стать игровым терапевтом для своего чада может любой родитель, пройдя несложное обучение определенным техникам игры.
Игровая терапия поможет ребенку преодолевать стрессовые ситуации, что станет отличным подспорьем для него в будущем. Еще один важный бонус от таких игр – развитие эмоционального интеллекта – умения понимать свои и чужие эмоции и управлять ими.
Ника Прищепова проводит сеанс игротерапии
Вместе с тем, рассказывает Ника Прищепова, игровая терапия полезна не только для детей, у которых есть проблемы психологического характера.
– Взять, к примеру, адаптацию к детскому саду. Новый жизненный уклад – так или иначе стресс для малыша. И даже если на первый взгляд явных проблем нет – в саду не плачет, спокойно идет туда по утрам, большинство родителей отмечают повышенную капризность и возбудимость после сада. “Словно ищет причину закатить истерику” – говорят они на консультациях. Ребенку важно отреагировать на полученные за день эмоции: в саду он, как солдатик, следовал режиму и указаниям новой тети вне зависимости от своих желаний – испытывал напряжение. А разрядка будет рядом с родителем в виде слез, истерик. К этому следует отнестись с пониманием. Игротерапия – лучший инструмент поддержать ребенка в период адаптации.
Многие родители не любят играть со своими детьми. Психолог подчеркивает: это нормально для взрослых. У них другие задачи. Далеко не каждый способен вовлеченно играть и фантазировать. В игротерапии нужно просто дать ребенку направлять вас, не привносить в игру ничего от себя, а смотреть. Например, если вы в роли воспитателя, спросить: “А что мне надо делать, что говорить, как себя вести?”. Это поможет малышу “отыграть” новый опыт, а родителям увидеть глазами своего чада, что происходит с ребенком, пока их нет рядом.
В каком возрасте актуальна игротерапия и как часто надо играть с детьми?
Заниматься игротерапией можно до тех пор, пока ведущей деятельностью ребенка остается игра, отмечает специалист. Как правило, у современных детей это продолжается лет до 10, хотя в школьном возрасте они и начинают играть меньше.
По словам специалиста, достаточно один раз в неделю на 20-30 минут отложить другие дела и поиграть с ребенком в “волшебную игру”. Это может быть игра в школу, детский сад, дочки-матери, машинки – всё, что захочет ребенок. Но нужно всецело включиться в процесс, не отвлекаясь на телефон, телевизор и прочее. Также в игре приветствуется техника отражения: проговаривание действий, желаний, чувств ребенка, исполнение сценария, который он предлагает. Это даст понять малышу, что он вам интересен. Детско-родительские отношения в этот момент укрепляются, чего очень не хватает многим современным детям.
Какие игрушки должны быть у ребенка?
-
Бытовые или “про жизнь” (посудка, домики, машинки, гаражи – все то, с помощью чего можно обыграть жизненную ситуацию);
-
Куклы и любимые персонажи;
-
Животные (как опасные, так и милые);
-
Агрессивные (динозавры, оружие, солдатики и прочее – то, что может помочь выплеснуть негативные эмоции, избавиться от эмоционального напряжения);
-
Творческие (масляная пастель, воздушный пластилин, белые листы – эти предметы помогут ребенку самовыражаться, и здесь важно дать ему свободу действий, пусть рисует или лепит то, что и как ему хочется);
-
Строительные (кубики, конструкторы);
-
Музыкальные инструменты (бубны, барабаны и прочие музыкальные игрушки – возможность для ребенка заявить о себе, если он использует их и громко играет, это может указывать на то, что у чада не закрыты какие-то базовые потребности).
В каком возрасте у детей возникают первые кризисы и как сгладить их игрой?
С 2,5 лет начинается старт кризиса трех лет, констатирует Ника Прищепова. Ориентировочно до 4-х они находятся в негативизме. То есть дети в этом возрасте капризны, с ними сложно договориться, они могут закатить истерику, если им не дали нажать кнопку лифта или, к примеру, что-то пошло не так, как они себе представляли.
– Дело в том, что в это время малыши начинают осознавать себя личностью и таким образом “отвоевывают” свои интересы. Чтобы этот период не затянулся и не привел к усугублению проблем, не нужно входить в жесткую конфронтацию. Да, это важный период, когда формируются границы дозволенного. Однако кто-то их выстраивает, сочетая сочувствие, любовь и строгость, а кто-то раздражается на истерики и начинает шлепать ребенка даже если до этого сохранял спокойствие.
В 4-6 лет девочки проживают комплекс Электры, а мальчики – Эдипов комплекс, когда на время словно “влюбляются” в родителя противоположного пола, а с родителем своего пола может возникнуть напряжение и конкуренция в отношениях. Облегчить его и благополучно перешагнуть помогает игра. Например, девочке важно дать возможность поиграть в маму: нарядиться, надеть игрушечные украшения, взять на прогулку сумочку и воспользоваться детской косметикой. Мальчику же нужно позволить проявить мужские черты через игру с инструментами, машинками и прочим.
Что служит сигналом того, что ребенку нужна помощь?
- Агрессивное поведение, истерики, непослушание
- Отсутствие мотивации к обучению в школе
- Проблемы в коммуникации со сверстниками, буллинг
- Энурез, энкопрез (недержание кала), запор, тики, заикание, аутоагрессия
- Навязчивые движения: грызет ногти, ковыряет в носу, дергает или накручивает волосы на палец, сосет палец.
- Страхи, фобии, тревожность.
- Серьезные потрясения: развод, смерть близкого, переезд, сложная адаптация
У современных детей стало больше психологических проблем?
Почему сейчас детей все чаще приходится водить к психологам, в то время как у ребят даже не таких уж далеких 1990-х как будто проблем и не было, хотя время было довольно тяжелое?
Кто-то скажет: родителям просто было не до эмоционального состояния чад, и главная задача, которая перед ними стояла, – накормить и одеть потомство. Так может психологические трудности были, но на них не обращали внимания? Но эксперт видит и другое объяснение:
– Если обернуться назад и вспомнить наше детство, мы очень много играли, и сами, и друг с другом во дворе. Благодаря этому отыгрывались внутренние переживания, выпускался пар, снимался стресс. Сейчас дети играют меньше, а детские площадки во дворах часто пусты. Возможно, из-за того, что эмоции не выплескиваются через игру, и психологических проблем у детей становится больше.
Автор: Елена Парукова, фото собеседницы и из открытых источников
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.