“Мы хотим создавать лучший шоколад в мире”, — говорит Вадим Бочаров, владелец семейной мануфактуры Prime chocolate. Звучит смело. Но когда видишь, как трепетно Вадим относится к своему делу, вспоминаешь фильм “Шоколад” и начинаешь верить: а вдруг получится? Правда, для этого небольшой шоколадной мастерской нужна поддержка.
Вадим Бочаров с супругой
Как началась “шоколадная” история?
Моя жена Лена очень любит шоколад. Но мы никак не могли найти в Беларуси бренд, который понравился бы ей по-настоящему. Вот и пришлось 5 лет назад сделать первую шоколадку, которую хотелось съесть нам самим (смеется).
До этого у нас был небольшой кондитерский магазин, но мастерство создания шоколада осваивали с нуля. Сразу понимали, что хотим делать шоколад, который будет отличаться от всего, что представлено на рынке. Ведь зачастую, шоколадка за 3 рубля ничем не отличается от шоколадки за 20 рублей, потому что сделаны они из одного и того же сырья, которое расходится по заводам всего мира. Здесь только менталитет срабатывает: кажется, что бельгийская за 20 ну просто обязана быть вкусней! Но по факту она сделана из тех же индустриальных какао-бобов, рассчитанных на массовый рынок.
Мы работаем с ароматическими какао-бобами, которых осталось в мире всего 5%.
Их выращивают частные фермеры: это очень кропотливая работа, если подходить к ней серьезно. Естественно, в этом случае не приходится говорить о промышленных масштабах, а цена за кг вырастает до 500 у.е. Когда мы ставили эту планку, понимали, что рискуем, но решили попробовать.
Финансовое положение
Всё непросто. Дохода как такового нет, и если бы я относился к мануфактуре как к бизнесу, мы бы уже давно разорились. Магазины не стремятся с нами работать, говорят, что невозможно объяснить покупателю, как белорусская шоколадка может стоить дороже, допустим, французской. А еще отмечают, что потребитель привык “к определенному вкусу”, а у нас шоколад без каких-либо добавок: только какао-бобы и тростниковый сахар.
Но, мне кажется, люди легко привыкают к пармезану после российского сыра, правда же? Просто надо хотя бы дать им попробовать что-то другое. А что касается стоимости: она просто не может быть ниже. Вот сейчас к нам приедет один мешок какао-бобов, а их — всего четыре на весь мир. Мы пробуем бобы и, если что-то не так, возвращаем их, несмотря на расстояние, которое они преодолели. Затем вручную перебираем плоды — там, не хочу расстраивать сладкоежек, встречается моль и жуки.
И эта ручная проверка — уже не про бизнес, так никто не делает. Ведь фактически мы берем килограмм, а после чистки остается уже 750 г. Убрали шелуху (а большинство дробит вместе с ней) — уже 650 г.
Дальше — процесс обжарки. Довольно волнительный, потому что в этот момент можно уничтожить вкус и аромат, очень важно соблюсти температурный баланс.
Затем мы дробим шоколад, перемалывая его в каменной мельнице вместе с тростниковым сахаром. Потом переливаем в формы и отправляем вылеживаться в винный шкаф, где шоколад отдыхает 4-5 месяцев. И столько же раз за этот период меняет оттенки вкуса. Некоторые плитки мы делаем всего раз в год — и они забронированы заранее.
Бывает так, что человек звонит и говорит: “Я сейчас подъеду за подарками для коллег, соберите мне 10 коробочек конфет”. А мы не можем, потому что каждую конфетку делаем вручную — и хранятся они в некоторых случаях (например, трюфели) всего 5-6 дней. Пока такой щепетильный подход готовы оценить немногие.
Кто клиенты
Просто люди, которые любят хороший, качественный шоколад — и хотят открыть для себя новые вкусовые ощущения. У них совершенно не обязательно высокий доход. Часто приходят бабушки, которые радуют себя шоколадкой за 30 рублей, просто растягивают это удовольствие надолго.
Держимся на плаву благодаря сарафанному радио: клиенты, которые попробовали наш шоколад, остаются с нами и приводят друзей.
С какими проблемами пришлось столкнуться?
За последние годы уехало около 60% наших покупателей. Мы остались без значительной части своих гостей. А так как ниша у нас и до того была узкая, заработать на ней стало практически невозможно.
Что нужно, чтобы развиваться
Прежде всего, помощь в продвижении. Ведь о нас практически никто не знает. Покупатели так и говорят: “Я раньше покупал дорогой зарубежный шоколад, который с вашим по качеству в сравнение не идет. Но я же понятия не имел, что в Минске такое есть!”.
Если люди узнают про нашу мануфактуру, будут чаще приходить в гости и рассказывать о нас другим ценителям шоколада, это нам очень поможет.
Второй важный момент - поддержка государства. Наша мастерская ни на что не претендует, и сама прокладывает свой путь, но на международных конкурсах, куда Prime chocolate ездит за собственные средства, мы представляем Беларусь — и берем золото.
По сути, это то же, что спортивные или музыкальные конкурсы, только в кондитерской нише. Мы знаем, что наших коллег из других стран (в том числе, из России) отправляет и спонсирует страна, например, местный исполком. Повторюсь: мы на это не рассчитываем, но если бы такое внимание и поддержка оказались возможными — это было бы здорово.
Планы и мечты
Мы по-прежнему мечтаем делать самый вкусный шоколад в мире! И несмотря на то, что последний год обнулил все наши планы, верим, что у нас получится.
На одной из последних выставок, в которых мы принимали участие, к нам подошел руководитель немецкой компании Vivani — а это известный производитель органического шоколада с оборотом в 150 млн евро в год — попробовал наш шоколад, проникся и купил себе плитку. Это, конечно, очень приятно. Но еще приятнее, что мы сами можем гордиться тем, что делаем — это для нас главное.
Получать все новости оперативно в Telegram. Подписаться