Закупки – та сфера, где цена ошибки может быть слишком высока. Нарушение процедуры, неверно составленные документы, незнание актуального законодательства или неправильная оценка рынка способны обернуться финансовыми потерями и серьезными юридическими последствиями.
Вместе с сотрудниками филиала Белорусского государственного технологического университета – Центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров “Развитие” – обсудили основные причины просчетов и проблем в сфере закупок, а также разобрались, что даст сотруднику регулярное обучение и повышение квалификации, и какую пользу это принесет работодателю.
Фото: s-do.ru
“Закупки – сфера динамичная”
Сфера закупок в Беларуси регулируется рядом нормативных актов, включая Закон “О государственных закупках”, постановления Совета Министров, приказы министерств. Эти документы регулярно обновляются.
Например, в последние годы в Беларуси усилили контроль за прозрачностью закупочных процедур, ввели новые требования к электронным торгам, расширили список случаев, когда компании обязаны работать через ЭТП (электронную торговую площадку). Для специалиста, который не следит за изменениями, риск нарушить правила возрастает многократно.
В этом году также были нововведения: расширен перечень товаров, работ и услуг, которые можно приобрести с применением процедуры закупки из одного источника, введены дополнительные требования к участникам торгов при совместном в них участии.
– Даже опытный специалист может не успеть отследить все законодательные апдейты, что приведет к неверным решениям и нарушениям, – подчеркивают в образовательном центре “Развитие”. – Наши обучающие программы содержат все актуальные требования законодательства и согласованы Министерством антимонопольного регулирования и торговли. В ходе дистанционных занятий мы также разбираем различные кейсы, чтобы обучение было наглядным и понятным.
Законодательство в сфере закупок постоянно обновляется. Фото: agr-city.ru
Юридическая ответственность и имидж
Когда речь заходит об ответственности за нарушения в сфере закупок, в первую очередь на ум приходят госзакупки. Ведь они находятся на особом контроле, и именно о таких процедурах чаще всего пишут в СМИ: правоохранительные органы вскрывают коррупционные схемы и другие противозаконные действия.
Повышение квалификации руководящих работников и специалистов по программе “Организация и проведение государственных закупок” позволяет овладеть основными принципами и правилами организации и проведения таких закупок в соответствии с законодательством и локальными правовыми актами заказчика, а значит, сократить риски попасть в неприятности.
Впрочем, и закупки за счет собственных средств предприятия, произведенные с нарушениями, могут закончиться плачевно.
– Ошибки специалиста по закупкам могут привести к административной или даже уголовной ответственности, – подчеркивают в центре “Развитие”. – Нарушение сроков размещения информации, некорректная документация или “заточенные” тендеры, условия в которых прописаны под конкретного исполнителя, могут стать причиной проверок и штрафов.
Периодическое обучение помогает специалистам не отстать от реалий, а дистанционный формат удобен и эффективен. Фото: pexels.com
Регулярные обучение и повышение квалификации помогают специалистам и руководителям быть в курсе актуальных норм и избегать ошибок, которые могут стоить компании не только денег, но и репутации.
– Мы предлагаем и отдельные тематические вебинары, в ходе которых участники могут не только получить исчерпывающую информацию по конкретной теме, но и обменяться опытом, получить ответы на волнующие вопросы, – говорят специалисты центра.
Цифровизация и новые инструменты
Закупки сегодня почти полностью переходят в онлайн. Электронные торговые площадки, автоматизация документооборота, аналитические сервисы – все это требует новых навыков.
– Если специалист по закупкам не знаком с функционалом ЭТП, не умеет работать с электронными подписями или не понимает алгоритмов оценки заявок, он просто не сможет качественно выполнять свои обязанности, – объясняют в центре “Развитие”. – Обучение позволяет “прокачивать” цифровую грамотность и быть эффективным в условиях новых технологий.
Современные технологии осваивают и в самом образовательном центре, реализуя государственную программу “Цифровое развитие Беларуси”. Для улучшения качества образования филиал планирует внедрить VR-технологии в образовательный процесс. Это сделает учебный материал более наглядным и поможет лучше его понимать и усваивать.
Обучение помогает “прокачать” сотрудника. Фото: pjp-eu.coe.int
Обучение сотрудника – польза для компании
Компетентный специалист по закупкам способен сэкономить предприятию значительные суммы. Знание методов анализа рынка, правил проведения конкурентных процедур, умение правильно формировать документацию и выстраивать переговоры в результате оказывают влияние на прибыль.
Повышение квалификации руководящих работников и специалистов по программе “Организация и проведение закупок в организации” направлено на формирование компетенций в области грамотного планирования, проведения и контроля закупочных процедур. В программу входят алгоритмы подготовки конкурсной документации, методики выбора поставщиков, а также принципы правового регулирования закупок в Республике Беларусь. Практические рекомендации по минимизации рисков, управлению договорами поставки и оптимизации расходов помогут специалисту работать эффективнее.
Заботясь о повышении квалификации специалиста по закупкам, руководитель компании вносит вклад в ее успех. Фото: pexels.com
– Регулярное обучение помогает формировать новые подходы к работе, – обращают внимание в центре “Развитие”. – Мы понимаем важность этого процесса и придерживаемся тех же принципов для своих специалистов: работники Филиала на постоянной основе повышают свою квалификацию.
Интеграция и карьерный рост
Беларусь активно взаимодействует с международными организациями и компаниями. И это накладывает свой отпечаток на требования к процедуре закупок, которая все чаще должна соответствовать международным стандартам.
Без знаний современных практик (CIPS, ISO, ESG) специалисты рискуют оказаться на обочине рынка. Курсы и повышение квалификации помогают адаптироваться и соответствовать мировым требованиям.
Обучение делает специалиста по закупкам более конкурентоспособным и востребованным. Фото: pexels.com
Регулярное обучение – это не только “поддержание формы”, но и совершенствование, рост уровня компетентности. То есть ступень на пути к карьерному росту. Сертификаты, повышение квалификации, участие в профессиональных ассоциациях увеличивают ценность специалиста на рынке труда.
Кроме того, обучение – это обмен опытом. На курсах специалисты по закупкам из разных компаний обсуждают реальные кейсы, делятся практическими решениями, учатся избегать ошибок, которые кто-то уже допустил.
“Сами справимся” – опасное заблуждение
Увы, некоторые работодатели (да и их сотрудники) все еще придерживаются мнения, что достаточно один раз пройти обучение и дальше “работать по накатанной”. В реальности это приводит к профессиональному выгоранию, рутинным ошибкам и отставанию от рынка.
Еще одна ошибка – ограничиваться внутренними тренингами компании. Они полезны, но часто узконаправленны и не охватывают все изменения законодательства и технологий.
Инвестиции в повышение квалификации работников окупятся с лихвой. Фото: htxels.com
Поэтому лучше не пренебрегать возможностью пройти полноценное обучение. Профильные программы центра “Развитие” включают в себя самую актуальную и полезную информацию. Учреждению с многолетней историей доверяют: ежегодно обучение по различным направлениям здесь проходят более 16 тысяч человек.
Автор: Елена Парукова
*Партнерский материал
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.