Германия – одна из стран, которые поставили на привлечение "мозгов" и давно уже входит в пятерку лучших "образований за рубежом". В прошлом году в вузах Германии училось 350 тысяч иностранцев. Далее те, кто решается продолжить научную карьеру, поступают в магистратуру, затем защищают диссертацию на соискание PhD (ученая степень, присуждаемая в Европе и США). Смартпресс пообщался с белорусами, которые сейчас работают над диссертацией: насколько сложно получить приставку doctor к своей визитке, сколько на это нужно времени, сил, денег?
Вероника Шинкевич
Вероника пишет диссертацию на PhD на факультете медицины университета Марбурга. Она закончила биофак БГУ по специальности микробиология, заинтересовалась биомедициной, написала магистерский диплом в РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии в Боровлянах.
Вероника Шинкевич, фото из личного архива
Почему ты решила защищать PhD в Германии?
– Меня всегда привлекала научная карьера в странах ЕС или США. Это, безусловно, другая планка. Я подала заявки на интересные мне проекты в несколько стран Европы, после нескольких интервью я получила предложение от университета в Марбурге.
В чем суть твоей научной работы?
Мое исследование связано с раком яичников и его метастазированием. Изучаю, как опухолевое микроокружение перепрограммирует клетки хозяина, делая их более рако-ассоциированными. Это может выявить новые мишени для терапии или диагностики. На исследование и защиту дается три года, если этого времени недостаточно, есть возможность продлить контракт на полгода или год.
Мой проект входит в большой исследовательский консорциум, в котором задействованы несколько лабораторий, занимающихся изучением различных видов рака, практикующие врачи. Работа в большой исследовательской группе имеет свои плюсы. Главный – коллаборация с другими лабораториями и клиникой Марбурга, откуда мы получаем биометериалы для экспериментов и информацию о пациентах.
Вероника в лаборатории института фармакологии Университета Марбурга, фото из личного архива
Мой проект – пример трансляционной медицины, то есть тесного взаимодействия между клинической практикой и фундаментальными исследованиями. И это здорово – я понимаю, что могу помочь реальным людям.
У тебя стипендия или зарплата?
Я – ученый-исследователь, получаю зарплату, плачу налоги. Работодатель покрывает часть моей страховки – все как у обычного наемного работника. А моя аспирантская программа оплачивает участие в международных и региональных научных форумах и конференциях, мастер-классах и курсах. Как правило, все необходимое для участия (взносы, проживание, проезд и т. д.) я сначала оплачиваю сама, а мне постфактум возмещают расходы. Участие в конференциях очень приветствуется, поскольку это важно для обмена идеями и получения обратной связи.
Научный ретрит исследовательской группы, замок Рауишхольцхаузен, Германия. 2022. Фото из личного архива
Что нужно для защиты диссертации?
Сначала написать ее (смеется) - на английском или немецком. В основном все пишут на английском, даже немцы. Считается, что английский – это язык мировой науки, ведь все лучшие научные журналы выходят на английском, на конференциях рабочий язык тоже английский, и в моей лаборатории все говорят по-английски.
У каждого студента есть диссертационный комитет: это два или три профессора или кандидата наук, с которыми нужно советоваться по своему проекту. Каждые полгода проходят встречи, где я представляю результаты работы. Здесь считается очень важным постоянно обсуждать свой проект публично. В первое время было страшно. Но выбора нет и быстро к этому привыкаешь. А потом видишь огромные преимущества.
Сама защита состоит из двух этапов. Сначала диссертацию вычитывают три рецензента. Потом надо найти удобные для всех участников даты для презентации работы и защиты.
Конгресс Европейской ассоциации по изучению рака, Турин, Италия. 2023. Фото из личного архива
Обычно дается полчаса на презентацию и полчаса на обсуждение. На основании оценки за письменную часть и за защиту складывается средний балл. В день защиты тебе выдают подтверждение. Но титул доктора придет позже – через несколько недель или месяцев.
С какими сложностями ты сталкиваешься при написании диссертации?
Все не так легко, как представлялось заранее. Часто эксперименты не получаются, часто не можешь достичь результата, соответствующего гипотезе, тогда ты меняешь гипотезу и начинаешь сначала. Ты часто работаешь на выходных, потому что зависишь от культивирования клеток – их нужно пересадить, за ними нужно присмотреть.
Временами работа может быть очень напряженной, голова идет кругом. Но большинство студентов мотивированы очень много работать: чем быстрее ты закончишь исследование, тем быстрее получишь результат, к которому стремишься. Ты это понимаешь и принимаешь. Так что work-life balance не всегда получается соблюдать (смеется).
Вероника в лаборатории института фармакологии Университета Марбурга, фото из личного архива
В трудные моменты мне помогает напоминание самой себе о первичной мотивации: о пациентах, которые находятся по ту сторону результатов моих исследований. А также о том, что если бы это было просто, все бы этим занимались.
Мария Орсич
Мария пишет диссертацию на PhD в университете Марбурга на факультете бизнеса и экономики в исследовательской группе экспериментальной экономики и устойчивого использования природных ресурсов. Мария закончила факультет международных отношений БГУ, затем магистратуру Марбургского университета.
Мария Орсич, фото Fanilo Helintsoa, Between and Within
В чем суть твоей работы?
– Я изучаю особенности коллективного управления природными ресурсами, ищу баланс между централизацией и децентрализацией власти в управлении природными ресурсами. То есть пытаюсь понять, какие институты и механизмы взаимодействия между людьми, сообществами и государством работают эффективнее в развивающихся странах. Например, если дать больше возможностей местным сообществам, что будет с ресурсами – будут ли они их чрезмерно эксплуатировать или нет?
Мы с командой создаем дизайн эксперимента – это может быть игра или какая-то контролируемая ситуация, где участники совершают действия, принимают решения, а мы ищем статистически значимые закономерности.
Как ты выбирала тему диссертации?
В 2022 году я закончила магистратуру, получила степень магистра (Master of Science). Во время учебы заинтересовалась работой одного из профессоров, начала у него работать научным ассистентом. У нас был большой проект на Филиппинах. Мои коллеги изучали устойчивость к стихийным бедствиям – пытались понять, в чем разница между теми, кто относительно легко и быстро восстанавливается после бедствия и теми, у кого не получается это сделать.
В нашем случае, по “счастливому” стечению обстоятельств, первые данные были собраны за год до самого смертоносного тайфуна, которые ударил по Филиппинам в 2013 году. Коллеги вернулись туда спустя несколько лет, и в результате у нас на руках оказались уникальные результаты: “до” и “после” бедствия. Это довольно редко бывает, потому что, как говорится, “ты никогда не знаешь, где не приземлится самолет”. Я присоединилась к этому проекту в 2020 году.
Мария с командой на Филиппинах, 2022, фото из личного архива
В 2022-м сама поехала на эксперименты. Как-то так получилось, что значительный объем работы завязался на мне – и профессор предложил мне продолжать исследованием уже в качестве соискателя PhD. Теперь этот филиппинский проект и является основой моей диссертации.
Филиппины, 2022, фото из личного архива
Что нужно для защиты диссертации?
Моя диссертация будет состоять из нескольких научных статей, это не будет монографический труд, в Германии так можно. Этим я сейчас и занимаюсь – пишу эти статьи, выступаю на конференциях. Это очень помогает – получать обратную связь, комментарии коллег, это облегчает навигацию в этом бездонном океане информации.
Ты являешься студентом или работником?
Нет, я не студентка, у меня нет занятий. Это обычная позиция молодого ученого – госслужащего. Такая позиция часто подразумевает ведение практических или семинарских занятий. У меня в контракте этого нет, но если захочется, всегда пожалуйста. Достаточно придумать тему семинарского курса и набрать магистрантов.
Тебе надо за что-нибудь платить?
Платить ни за что не надо, мне платят (смеется). И проездной по всему региону входит в соцпакет. Налоги платить надо, хотя они вычитаются до поступления зарплаты на счет, поэтому я не так сильно чувствую всю эту боль высоких отчислений, которые составляют около 30% дохода. Больнее всего осознавать стоимость обязательной медицинской страховки, которая составляет чуть ли не 400 евро в месяц, из которых 170 плачу я, остальное работодатель. И как вы думаете, сколько раз я была у врача за последние два года? Правильно, ни одного!
Ты всегда мечтала о научной карьере?
Нет. Не могу сказать, что я мечтала стать ученым. Так сложилось – один этап плавно перетекал в другой. Хотя чего тут лукавить, получить докторскую степень в любой момент кажется хорошей идеей. И я благодарна судьбе, что мне повезло встретить своего профессора, который поверил в меня, увидел потенциал, даже когда я и представить не могла, что так вообще можно поступать со своей жизнью (смеется).
Что нравится в научной работе?
Научный мир в Европе очень интересный, здесь много возможностей и много знаний. Несмотря на то, что PhD-путь означает упущенную на несколько лет выгоду в доходах (зарплаты в компаниях выше зарплат в университетах), я вижу это как вклад в свой интеллектуальный капитал. Докторская степень, кроме очевидного престижа и пропуска на высокие позиции, очень много говорит о человеке, его характере, его подходах к решению проблем.
Научная конференция в Италии, фото Fanilo Helintsoa, Between and Within
Насколько сложно работать над диссертацией?
Сложно, порой до отчаяния и бессилия. Не каждый на этом пути доходит до конца – процент незащищенных диссертаций очень велик. PhD – это когда твоя работа делать то, чего ты не знаешь и не умеешь. Всегда, каждый день, каждая итерация, каждое действие. Изо дня в день только и убеждаешься в своем невежестве... Иногда тебе начинает казаться, что ты не умеешь ни-че-го.
Мария на Филиппинах, 2022 год, фото из личного архива
Но, с другой стороны, ты никогда не перестаешь удивляться и восхищаться людьми науки: умными, смелыми, глубокими. И пусть редко, но все-таки иногда гордишься собой – потому что то, что ты делаешь, тоже может оказаться важным.
Воркшоп в Италии, 2023 год, фото Fanilo Helintsoa, Between and Within
Автор: Юлия Кочубей
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.