Для чего знания, когда под рукой гаджет? Почему быть просто учителем уже недостаточно? Что нужно университетам будущего, чтобы не остаться в прошлом? Делаем прогнозы с автором образовательных проектов Евгением Луферчиком.

Евгений Луферчик.png

Тренд на персонификацию

Примерно каждые 20 лет происходят катаклизмы, которые заставляют специалистов по-новому взглянуть на систему образования. "Ковидная" эпоха привела нас в онлайн и расширила применение технологий и дистанционных форматов обучения. Один из трендов, который приходит, – это персонифицированное образование. Когда система подстраивается под конкретного ребенка, его темп, интересы, склонности. Конечно, с помощью компьютера это реализовать гораздо проще.

Девочка в наушниках.png

Просто потому, что невозможно каждому ребенку на планете Земля дать своего персонального учителя. В Беларуси, как и в мире, примерно равная статистика: на одного преподавателя в среднем приходится от 10 до 15 детей. Современные алгоритмы позволяют реализовать принцип персонификации. Пример тому – французский эксперимент "Школа 42" ("42" - частная школа программирования, где студенты проходят обучение рeer-2-peer в виде работы над проектами, без преподавателей, лекций и оценок - прим. Смартпресс).

Профессия учителя находится под ударом

Сегодня много сторонников исключения учителя из процесса обучения, но достаточно много и критиков этого. Я, как профессиональный историк, скажу, что древнейшая профессия в человеческом обществе - это педагог. И возможна ли передача опыта, знаний, социальных практик человеку от НЕчеловека, - это открытый вопрос. 

Робот у доски.png

С точки зрения гуманистических подходов, хотелось бы считать, что без человека мы не справимся. Но сегодняшний учитель – это профессия, которая находится под ударом. Во всех уголках планеты говорят про кризис образования и ищут ответ на вопрос: какой должна быть школа? Уже сегодня учителю мало быть просто транслятором знаний – он должен быть организатором учебного процесса. 

Интернет и технологии, находящиеся сейчас в кармане каждого из нас, занимают место педагога. К сожалению, учитель – это профессия, которая в классическом виде отмирает, и на его место должен прийти комбо-специалист, суперчеловек.

Роботы вместо людей

В чем прелесть искусственного интеллекта и почему мы сегодня переживаем за мир будущего, в котором роботы, алгоритмы могут вытеснять людей? Потому что человек учится исключительно на своих ошибках. С алгоритмами все гораздо проще: единожды в коде обнаруживается ошибка, исправляется – и это становится доступным абсолютно всем машинам, объединенным в общую сеть. 

Робот и девочка.png

Хотим мы того или нет, но мы вступаем в эпоху персонифицированного мира, где не просто все крутится вокруг человека, а более широко – где каждый человек является своей Вселенной. И с точки зрения развития образования, нам необходимы будут технологии, которые могли бы быть максимально адаптивны. Учитель не сможет одинаково хорошо работать с каждым учеником. В этом плане робот – более универсальный боец.  

Сможет ли общество обходиться без школы?

Это один из вопросов, которым сегодня задаются даже философы. Все, что дает школа - общее развитие, гуманистическую мысль, расширение оpen mind, восприятия и мировоззрения – сегодня можно получить из других каналов, не обязательно сидеть за скамьей студента 5 лет. 

Кибер-рука.png

Я думаю, что в будущем форм получения образования должно стать гораздо больше. Будут ли новые поколения исключительно эрудированными, не знаю. Может быть, наоборот – технологии нас развратят, и мы не будем сильно себя утруждать развитием памяти. Возможно, проблемы будущего будут решать алгоритмы, а не люди. Мы уже близки к тому этапу, когда машины массово начнут обучать машин. А мы с вами будем объединены в некую сеть. Потому что на смену интернету вещей приходит интернет людей.

Обучение_син.png 

И тогда какое место остается человеку?.. Ежегодно сотни профессий отмирают. Харари (военный историк, футуролог, писатель, автор международного бестселлера "Sapiens: краткая история человечества") прогнозирует появление класса ненужных людей. Речь о людях, для которых нет работы.

 

Поэтому, не исключено, что мы уйдем в мир игры. И все больше стран заявляют, что они будут гарантировать гражданам несгораемые суммы ежемесячных выплат как компенсацию заработной платы.

Мы увидим "девальвацию" диплома

В некоторых регионах это уже реальность. В частности, Google несколько лет назад отказался на этапе собеседования с новыми специалистами от вопроса об их образовании. Гораздо более важный критерий – навыки: покажи, что ты умеешь делать! Думаю, эта тенденция будет усиливаться и когда-то мы увидим "девальвацию диплома".

 

Думаю, университеты будущего вернутся к истокам и станут тем местом, где люди будут встречаться для обмена мнениями, поэтому мы увидим среди студентов представителей разных возрастов. Университеты должны стать очень адаптивными. Вообще адаптация и адаптивность – это важные слова мира будущего. 

Пустая доска и мел.png

Если заглядывать очень далеко, то, наверное, когда-то мы вовсе откажемся от критерия, что для поступления в вуз нужно обязательно закончить школу. Может быть, и экзамены будут не нужны, а университеты станут открытой площадкой.

Образование будущего будет очень быстрым

Мы можем очень долго готовить специалиста в аудитории, и достаточно полугода, чтобы освоить азы профессии на производстве. Это вызов для классической школы! Но тут важно не подменять понятия: одно дело, когда мы говорим про образование в широком контексте, и совершенно другое – это узкопрофессиональная подготовка. 

Уравнения и формулы.png

Образование в широком смысле, без флешки, вставленной в наш мозг, - это все-таки достаточно длительный процесс. Поэтому в будущем каждый сам сможет решать, что он захочет в себя "качать". С этим будет связана доступность образования. Думаю, в будущем оно будет очень быстрым.

Корпоративное обучение заменит государственное?

За каждой корпорацией будут стоять свои специализированные университеты, где работодатели смогут сами определять набор навыков своих будущих сотрудников. Это уже сегодняшняя тенденция. Будет ли это носить массовый характер и уйдет ли вообще государство из образования зависит от того, какая роль будет отводиться в мире будущего институту образования.

Люди со смартфонами.png

Если мы будем видеть, что ответ на вопрос "чего мы хотим" все меньше зависит от государства, и все больше допускается разнообразие внутри национальных систем, то, возможно, отпадет необходимость в национальной школе и университете, которые выполняют госзаказ. И тогда, может быть, мы придем к модели корпоративного обучения.

Ум как суперсила

Конечно, цифровая реальность и возможность уложить 5 кг учебников в 650 г планшета – это позитивное явление. Но мы не обладаем большим массивом исследований, которые бы изучали разные аспекты влияния гаджетов. Мы лишь являемся заложниками предрассудков и сказок: чем старше поколение, тем более мрачную картинку оно рисует относительно влияния гаджетов. 

Ум как суперсила.png

С точки зрения "страшилок”, можно говорить, что знания точно так же окажутся невостребованными. Вообще, спрос на знания упал. То, что ты являешься энциклопедией, не делает тебя хорошим специалистом. Ум и эрудиция – разные понятия. Думаю, для специалиста будущего гораздо важнее быть умным. Потому что ум – сложный навык, даже суперсила! Это способность использовать знания и опыт, а не имея знаний и опыта, все равно благодаря уму находить решения. Уже сегодня это гораздо более востребовано, чем просто быть почемучкой и энциклопедией.

***

Видеоверсию беседы можно посмотреть на нашем Youtube-канале.