Почему так получается, что у нас всегда во всем виноват учитель? Что не так с новой редакцией Кодекса об образовании и чего там на самом деле не хватает? Останутся ли в Беларуси репетиторы? Об этом говорим с соучредителем образовательного центра "100 баллов" Евгением Ливянтом.

liviant.jpg

Что будет, если изменится статус репетиторов?

Уже в 2022-м году налог для индивидуальных предпринимателей может вырасти почти в три раза. Если у репетиторов будут требовать 18% от прибыли, то им надо будет почитать свои расходы, вычесть их из суммы оборота. В результате для государства это может привести к уменьшению сбора налогов.

Для работы по общей системе налогообложения нужны бухгалтеры для 200 тысяч ипэшников. Кроме того, каждый из нынешних индивидуальных предпринимателей понесет дополнительные расходы.

Если государство считает, что индивидуальные предприниматели стали на ноги и поэтому необходимо поднять налоги, то стоит посмотреть в сторону России. У них ИП платят государству 6 процентов с оборота (на 1% больше, чем в Беларуси по УСН - Смартпресс). Кто-то скажет: “подумаешь, поднять ставку на 1 процент!” Но для людей, которые знают математику, все прозрачнее: переход с 5 на 6% увеличивает сбор налога на 20%.

Решит ли проблему нехватки врачей инициатива по обязательной отработки в 10 лет после медвуза?

С одной стороны, 7-10 лет в этих сферах – как раз тот срок, чтобы окрепнуть в профессии и заинтересовать собой частные структуры. Если  для IT-специалистов конкуренция среди работодателей начинается буквально с первых шагов студента в профессии, то молодой врач или начинающий учитель не так привлекателен для каких-то коммерческих услуг. 

С другой -  за это время становится понятно, насколько данная профессия привлекательна для молодого человека. Возможно, он ошибся профессией, не хочет этим заниматься, а ему говорят: отработай 10 лет. Слушайте, попасть к такому доктору даже опасно! А в школе, если человек работать не хочет, но из-за распределения ему нельзя уволится, то он 10 лет будет не только страдать сам, но и мучить детей.

Если решение о 10-ти годах отработки будет принято, то к нему должен быть серьезный “пряник” в виде гарантий, помощи молодым специалистам. Чтобы молодые люди были заинтересованы остаться в данной профессии если не на всю жизнь, то надолго.

На что повлияет запрет на использование слова "школа" в частном образовании?

В новый Кодекс об образовании хотят внести положение, по которому всем частным образовательным учреждениям запретят использовать слова “школа”, “лицей”, “институт” и так далее. Это дикость  несусветная. Есть школы танца, моделирования, конструирования и так далее. Вводить запрет на слова – это абсурд!

shkola2.jpg

Частные школы снимают нагрузку с государственной системы образования, а также дают новые рабочие места, поступления в бюджет страны. В коммунистическом Китае более 30% школ являются негосударственными. В России все больше негосударственных школ входят в рейтинги лучших школ страны. В 2020-м году учителем года в РФ стал математик частной школы из Ростова. Почему в Беларуси такое гонение на частный образовательный бизнес - непонятно.

Повлияла на что-нибудь новая школьная система выставления оценок?

В нашей стране реформа образования воспринимается через систему оценивания. Почему-то считается, что стоит по-другому начать считать баллы на ЦТ, или по-новому провести экзамены, как что-то поменяется в образовании. Ничего не поменяется. Система выставления оценок не может повлиять на уровень знания.

К примеру, как в действующем Кодексе, так и в новой редакции не прописано дистанционное образование в школе, что, по сути, означает запрет на него. Нет в законе ни слова про репетиторов. Выходит, согласно ему, репетиторства не существует.

10-балльная шкала оценок лучше 5-балльной, потому что дает возможность учителю более справедливо и  точно оценивать ученика. Но на самом деле это третий или пятый вопрос. Чтобы проводить реальные реформы в системе образования, нужно делать совершенно другие вещи.

Чего не хватает в Кодексе об образовании?

Подробно прописанных прав, обязанностей и ответственности всех участников образовательного процесса: учителей, администрации, учеников, их родителей, руководящих органов системы образования. Раньше я наивно полагал, что законотворцы просто не догадались, что это необходимо. Теперь понимаю, что это абсолютно логично: когда законодательно прописаны права, обязанности и ответственность, то в случае конфликта обращаются к юридическим документам, чтобы определить, как действовать и кто несет ответственность. Если всего этого нет, то решают по понятиям. А по современным понятиям во всем виноват учитель.

obr3.jpg

Сейчас у нас правовой вакуум. К примеру, ученик систематически опаздывает на урок, срывает его. Что делать белорусскому педагогу? Чаще всего от слышит в ответ: "Вы же учитель! Найдите решение!" А в Европе прописана процедура, как следует поступать в такой ситуации. Имея на руках четкий алгоритм, педагогу не надо орать, срываться, разводить в бессилии руки. Без таких норм любой кодекс останется всего лишь пустышкой.

В израильскую школу, к примеру, не возьмут ребенка, если у того нет специальной школьной страховки. Если провести параллель с автомобилем, то это что-то вроде КАСКО. Все понимают: в коридоре или на спортивной площадке вполне могут столкнуться два ученика. И в 9 случаях из 10-ти это совсем не значит, один из детей негодяй или учитель такой-сякой - не досмотрел.

Права, обязанности, ответственность прописаны в документах об образовании всех стран мира. 

Как обстоят дела с инклюзивным обучением?

Когда-то в Беларуси существовали специальные школы для детей с задержкой физического либо интеллектуального развития. Это были классы с меньшим количеством учеников, разработанные конкретно под них программы. По специальным учебникам работали специально подготовленные люди.

Ту систему разрушили, но взамен  ничего не создали для этих детей. Теперь инклюзивное образование подразумевает совместное обучение детей, у которых нет проблем физических или интеллектуальных с теми, у кого такие проблемы есть.

Идея, возможно, и хорошая. А вот реализация - нет, ведь никаких механизмов не прописано. В американских и израильских школах в инклюзивных классах я видел в классе двух учителей: один веден урок, а специально обученный человек присматривает за таким ребенком, в случае необходимости помогает ему. В Кливленде возле инклюзивных классов я видел отдельные туалеты, люди думали даже о таких деталях. Поэтому инклюзивное образование у них работает.

У нас учитель в обычной школе при всем своем желании не готов работать с интегрированным классом. И плохо всем: и эти дети не получают даже минимального образования, и остальным детям учитель не может дать нормального образования в таких условиях.

С единым национальным экзаменом выпускникам станет легче?

Нынешнее предложение по единому экзамену – это абсолютно сырая схема, не учитывающая всех последствий. Многие думают, что у нас теперь будет, как в России. Но там нет выпускных экзаменов вообще. Российские дети сдают единый государственный экзамен по математике и русскому языку, потом несколько экзаменов, нужных для конкретного вуза. С этими сертификатами ЕГЭ они идут в приемную комиссию.

obr4.jpg

В Беларуси только два экзамена (по одному из государственных языков и по математике) становятся одновременно выпускными и вступительными, но сохраняются выпускные экзамены по иностранному языку и истории, а также остаются профильные экзамены для поступления в вуз.

У нас, в отличии от России, продолжают при поступлении учитываться средний балл аттестата. А это определяет совершенно другое отношение к экзамену. В отличие от России, где ученику предлагают на выбор сдавать базовый или профильный ЕГЭ по математике, у нас экзамен один. Значит теперь будущему студенту- медику нужно усиленно готовится не только к ЦТ по нужным для поступления химии и биологии, но еще и по математике. Причем сразу на высоком уровне. Что говорить про остальных гуманитариев, которые с математикой не дружат? С таким вариантом единого экзамена школьникам не станет легче. Наоборот, всем тем, кому не нужна при поступлении математика, станет сложнее.