Ребенок не хочет учиться. Что делать?

Что делать, когда ребенок говорит: не хочу учиться, мне эта математика/русский/физика/биология… никогда не пригодятся. Как вести себя родителям? Заставлять? Уговаривать? Торговаться?

Лайфхаки и научно доказанные методики от ученого, исследователя, популяризатора науки о мозге, автора книжного проекта для детей и подростков Татьяны Славинской-Пузыревич.

Татьяна Славинская-Пузыревич2_cr.jpg

Сначала устанавливаем правила

Когда ребенок говорит: я не хочу заниматься историей или географий, мы лишний раз напоминаем ему о том, что школа - это такой институт, в который ребенок, живя в европейской стране, должен ходить. Такие правила.

Правилом жизнедеятельности является принимать пищу, чистить зубы. Правилом социальной жизнедеятельности является среднее образование. Какие-то дисциплины тебе нравятся, какие-то - не нравятся. Но по законодательству Республики Беларусь ты должен эти дисциплины осваивать.

На этом этапе всех все устраивает. Нюансы начинаются дальше, когда мы говорим - освоить это значит что? По законодательству - это сдать на положительные оценки, минимум на 4.

Тут очень важно родителям дать право своему ребенку получать не только высокие оценки, но и минимальные!

Почему в 5-6 классах подростки теряют интерес к учебе?

дети3_cr.jpg

Это связано с двумя процессами:

  • переходом из начальной школы в среднюю с новыми требованиями, учителями, классом и т.д.

  • в этом возрасте у ребенка перестраивается система нейронных связей и когнитивные процессы в мозге переориентируются на выстраивание социальных связей. Для ребенка доминирующим становится не хорошая оценка по предмету, а то, как он будет выстраивать отношения со сверстниками. Особенно если это новый класс, новая школа.

Кроме того, детям очень хочется проявить себя и понять: кто я и что. И ребенок пробует разные социальные модели поведения. Он может покрасить волосы в другой цвет, сделать пирсинг, поменять стиль одежды, вести себя вызывающе и принимать собственные решения относительно учебы.

Что делать родителям, когда ребенок протестует против учебы?

Если родители принимают эту историю, они говорят: окей, это твоя жизнь, твоя учеба. те оценки, которые ты получаешь - это твоя ответственность.

дети9.jpg

Но если для родителя важно, чтобы у ребенка были хорошие оценки, потому что “ребенок может, у ребенка есть талант, есть планы на поступление и если базовые дисциплины будут проседать, они потом потребуют финансовых вложений”, они говорят: окей, это твой выбор, но для нас важны твои оценки и мы оставляем за собой право на ограничения. Наказания здесь не работают, но ограничения в удовольствии работают отлично. Это касается, например, покупки нового мобильного телефона, планшета, путешествий, без которых можно обойтись.

Главное, не ограничивать ребенка в еде, физической безопасности, любви и т.д. И постоянно говорить о том, что для вас важно, чтобы у ребенка были хорошие оценки. И помните, есть очень тонкая грань между ограничением удовольствия и давлением на ребенка!

Желание родителя наблюдать хорошие оценки у ребенка - чревато. Важно отдавать себе отчет, если ребенок в какой-то момент начинает получать хорошие оценки, которые нужны родителям, в ущерб своей свободе принятия решений, тех занятий, которые для него действительно важны, могут быть не очень хорошие последствия.

дети4.jpg
Как стать лучшей мамой для своего ребенка?

"В этом возрасте самое важное научить принятию решений"


Вариант - выбрать “важные” для ребенка предметы, по остальным - только “успевать”

Родители могут предложить ребенку определиться по дисциплинам, которые для него принципиальны, важны, на которые он готов потратить большое количество сил. Они говорят: давай, ты на них сфокусируйся, а все остальное может пострадать, мы готовы помочь с репетиторами по “твоим” предметам, если тебе кажется, что школьный преподаватель не дает то, что нужно. Родители, которые поступают таким образом, обычно получают очень классный фидбэк. Дети фокусируются на том, что для них важно, экономят свой интеллектуальный потенциал и силы.

дети7_cr.jpg

Кроме мотивации, кроме создания условий очень важный момент - закрепление результата. Когда ребенок чему-то учится, очень важно дать ему фидбэк: у тебя такие прекрасные результаты, у тебя повысились оценки по математике, это здорово, а что у тебя сменился преподаватель? Очень важно обращать внимание на достижения ребенка, а не критиковать его. Для подростков особенно важно подчеркивание успеха.

Почему подростки невыносимы?

“Мой подросток стал невыносимым” - это, как правило, новая оценка старой ситуации: был ребенок, милый, увлеченный, а теперь мы от него слышим: “Вы ничего не понимаете! Я не хочу разговаривать! Закройте дверь в мою комнату!” А еще перемены настроения, смех, слезы, желание поменять стиль одежды на более свободную, более темную, желание ни с кем не общаться - мы перечислили базовые проявления подросткового возраста.

дети8.jpg

Эти все изменения в поведения связаны с особенностями функционирования мозга. Например, наступаем момент когда ребенок ложится и ничего не хочет делать.

Что это значит? Это включается процесс энергетической экономии, когда мозг занимается какими-то другими процессами и не тратит время на учебу. Когда ребенок лежит, тупит, смотрит в потолок и ничего не хочет - его нужно оставить в покое. Потому что как бы вы его не мотивировали, в этот момент у него нет энергии, нет физиологической возможности это сделать.

Это внутренние процессы, которые идут у каждого по-своему, когда закончатся - неясно. Возникает вопрос: что с этим делать?

  • Кормить, чтобы была энергия.

  • Давать спать, потому что подросток, который не выспался, это чудовищный подросток. Спать он должен не менее 8 часов.

  • Физическая активность (она нужна мозгу т.к. во время прогулок компенсируется стрессовая нагрузка, в том числе и от интенсивной учебы.

  • Давать горький шоколад. Его надо есть каждый день, он содержит цинк, который очень полезен для мозга подростков.