Кто из подростков не мечтает войти в IT, кто из родителей не мечтает, чтобы их ребенок стал новым Маском или Джобсом? Мечты - мечтами, но уже сегодня можно погружаться в IT-сферу с прицелом на большое будущее.  Мы посмотрели, как  учеников 6-11 классов учат продвинутому программированию. Что это и чего можно достичь, Смартпресс рассказал преподаватель робототехники и информатики образовательного центра “100 баллов - Витебск” Вячеслав Петров.
программирование1.jpg  

В чем отличие

“Научим программированию - объявления на каждом шагу. Чем отличается эти курсы? 

Само по себе программирование в узком смысле сейчас не котируется. Необходимо знать много сопутствующей информации, которая не относится строго к программированию, ее не дают на уроках информатики, но именно ее мы планируем добавлять к занятиям по программированию. 

программирование4.jpg

Например, для работы нужен английский язык, чтобы общаться с представителями зарубежных компаний, для общения с клиентами необходимо знание психологии, для общения с другими командами необходимо хотя бы поверхностное знание сфер их деятельности. То есть мы учим не только программировать, но и познаем внутреннюю кухню IT. 

IT-сфера - тренд, возможно, некоторые родители, желая только лучшего, подталкивают детей к ней? 

Можно просто и быстро определить, способен ли ребенок заниматься, будут ли результаты. Родители, скорее всего, сами понимают, хочет ли ребенок заниматься именно этой темой. Вместе с тем, задача педагога, если ребенка подтолкнули искусственно, найти ростки интереса, их развить до того уровня, чтобы ему на самом деле было интересно заниматься.

Если же спустя месяц-два все-таки видно, что ребенок из-под палки ходит - тогда ставится вопрос: а надо ли? Просто осваивать бюджет - это не то, чем мы занимаемся.

Для кинестетиков и визуалов

Кому подходят занятия программированием и определяется ли это на старте?

В целом, это завязано на типы восприятия человека как личности: чаще всего в программировании хорошо себя чувствуют кинестетики и визуалы, они по статистике больше всего подвержены вхождению в IT. Это видно на этапе собеседования: как ребенок строит предложения, какие глаголы использует. Если он говорит “я чувствую, хочу понять” - он кинестетик. Если говорит “вижу, представляю” - визуал. 

программирование3.jpg

А стереотип о темпераменте - замкнутый, необщительный?

Этот стереотип родился очень давно, когда на заре создания первых ЭВМ программист, решая очень сложные для того времени задачи, начинал думать, как машина. Сейчас такого не происходит. Мы изучаем язык Python - он максимально приближен к человеческому разговорному языку. Сегодня программирование ближе к лингвистике, чем к технике. Мы же не скажем, что лингвисты - люди необщительные, они разные. 

Сегодня программистом может быть интроверт и экстраверт. Сфера не накладывает профессиональной деформации.  

Трудности понимания

Какие слова находите, чтобы объяснять ребятам предмет? 

Я стараюсь объяснять все довольно простыми словами и на примерах из жизни. Есть, допустим, теория автоматизированного управления - предмет, который изучают в вузах. Там много высшей математики, которая детям не нужна. Поэтому я перерабатываю знания, отбрасывая то, как формулы создавались. Им важно понимать, как формулу применить. Дети получают в упрощенной и наглядной форме знания, которые необходимы для реализации задач. Есть чайник, у него нагревательный элемент, важно понять, как он работает и почему не перегревается.  

программирование6.jpg 

Вы упомянули о психологии, иностранном языке, как это вплетается в урок? 

Конечно, английскому я обучать не буду. Но попутно мы говорим о том, что у кандидата спросят на собеседовании в IT-компании, как звучат те или иные команды на английском - «как пройти в библиотеку?» на языке программирования. Это базовые вещи. Плюс надо понимать, что программисту не надо общение с людьми: два программиста из Новой Зеландии и Шотландии, видя программный код друг друга, могут общаться и говорить на одном языке - паттернах программирования.   

На каком этапе можно начать обучение?

У нас есть траектория обучения. Если в 11 классе приходит ребенок с нуля, я не буду заставлять его делать те вещи, которые требуют определенного бэкграунда. Он или сможет заниматься ускоренно и догонит, либо стартует с программы 6-го класса. 

Чего можно достичь

Приходят учиться те, кто хочет стать программистом?

В основном, да, это ребята, которые, конечно, хотят в дальнейшем развиваться в этой сфере, получать предложения по сотрудничеству от IT-компаний. Но 20-30% - ученики, которые приходят поинтересоваться, а потом остаются надолго. Занятия несут и профориентирующую функцию: ребята понимают, а надо ли им дальше копаться в этой сфере.

программирование2.jpg

Вообще, знания - это груз, который, как говорится, не тянет вниз. Если не пригодится  конкретная информация, то эти знания станут основой для нейронных связей, которые помогут решать важные задачи. Даже если ребята не станут программистами, мышцы, накачанные на уроках, останутся. Широкий кругозор еще никому не помешал, а тем более, если в портфолио будет значиться умение создавать сайты, например. 

В описании курса - “освоим 80 lvl”. Достигают ученики таких высот?

Есть уровни в программировании, которые позволяют коммерциализировать навыки - делать работу, которая будет оплачена. Это и есть 80-й уровень. Дальше идет профессиональное развитие по специализации. 

Ребенок в 6-м классе вполне способен на онлайн-биржах фриланса брать простые заказы, их выполнять и получать деньги. И такие примеры у нас есть. Да, не все на это способны, конечно, должны быть большое желание и работоспособность. 

А если не программирование, что тогда?

Мне, как преподавателю, польстило бы, если бы все мои ученики стали профессионалами. Но я понимаю, что программирование требует определенного склада мышления и нравственного стержня. Дети, которые хотят и могут, они идут в программирование.

программирование5.jpg 

Но в любой среде и профессии, какую бы они ни выбрали, знания пригодятся. Допустим, если ты знаешь, как управлять роботами, это легко адаптируется под управление персоналом на предприятии или в организации. Человек должен понимать принцип управления, конечные команды для робота и человека разные, но принцип - один.