Россия в 2021/2022 учебном году значительно увеличила квоты для белорусских студентов. Проректор одного из старейших российских вузов Финансового университета при правительстве РФ Светлана Брюховецкая рассказала Смартпресс, как это отразилось на нынешней вступительной кампании и как в целом белорусы адаптируются к российскому образовательному процессу.

брюховецкая_cr.jpg

- Светлана Владимировна, расскажите, пожалуйста, сколько в нынешнем году к вам поступило белорусов? И чем отличаются нынешние масштабы приема от прошлогодних?

- В этом году к нам поступило больше 80 ребят из Беларуси. Количество их резко возросло по сравнению с прошлыми годами, в разы.

- Мы говорим о бюджете?

- Мы говорим и про бюджет, и про платное. Соотношение бюджета и платного примерно 80/20. 80% к нам поступают на бюджет. Но есть ребята, которые идут на платное, потому что они знают свои перспективы и понимают, что это окупается. Это инвестиции в себя.

- Расскажите, как устраиваются белорусы в Москве? Как проходит социальная адаптация? Предоставляется ли им жилье или они его снимают сами?

- В Финансовом университете существует целое управление, которое сопровождает и помогает адаптироваться всем иностранцам.

Белорусам в этом плане легче всего, потому что они русскоговорящие, наши культуры очень близки и для них не чувствуется резкого изменения. Минск и Москва очень похожие города.

Что касается проживания, то абсолютно всем иностранцам мы предоставляем общежития. Поэтому никого не отселяем в другие вузы, не расселяем на какие-то квартиры. Все под контролем. В каждом общежитии есть воспитатель, комендант, охрана, система входа-выхода по пропускам, система видеонаблюдения. Поэтому мы, с одной стороны, защищены и защищаем ребят. А с другой - имеем возможность контролировать, если кто-то не посещает занятия или не приходит домой, или еще какие-то другие вещи.

- Насколько белорусы гармонично вливаются в учебный процесс?

- Относительно ребят из Беларуси мы практически не наблюдаем разницы в обучении, в образовательных системах. Отмечу, что самые талантливые ребята, которые поступают к нам и те, которые наиболее подготовлены к дальнейшей учебе — это ребята из Беларуси и Молдовы. Видимо, система образования в этих странах достаточно серьезная, построенная еще по советским принципам.

Однако все-таки у всех студентов подготовка разная, потому что люди разные. Есть ребята, например, победители олимпиад в прошлом, которые очень много знают. Есть те, у кого знаний поменьше. Но в целом, среда студентов очень качественная. А если ты пришел в среду, где в принципе уровень низкий, то ты свой высокий уровень можешь понизить. Здесь же люди, если даже с низким уровнем приходят, такое тоже бывает, они его, однозначно, повышают.

- А расскажите о специальностях, которые осваивают белорусские студенты, может быть существуют какие-то особенности? Есть ли специальности, которые более востребованы белорусскими студентами? И может быть, вы знаете, почему так?

- Финансовый университет уже не узкопрофильный.  Теперь у нас реализуется 16 направлений подготовки. Среди них экономика, менеджмент, математика, юриспруденция, туризм, социология, реклама, политология, педагогика, философия, лингвистика, иноватика и т.д.

Если говорить о самых популярных направлениях среди иностранцев, в том числе и белорусов, то это экономика и юриспруденция. Но больше все-таки экономика, так как она у нас разнопрофильная. Например, есть экономика и финансы, бизнес, международная экономика.

Кроме того, популярны прикладная математика, информатика, менеджмент.

- Курирует ли вуз юридические вопросы, которые связаны с иностранными студентами, возможно, кому-то нужна связь с консульством, постановка на учет, продление времени пребывания в России?

- Управление по работе с иностранные студентами, о котором я уже упоминала, занимается в том числе вопросам помощи с визами, страховками, регистрациями. Все это делается внутри университета.

Кроме того, мы встречаем ребят, помогаем добраться до места, занимаемся организационными моментами, проблемами по учебе, если вдруг такие возникают.

Отмечу, что у нас в вузе существует традиция, когда с 1 курса ребята учатся быть командой, они приходят друг другу на помощь, делятся учебными материалами, интересными фильмами и книгами, которые нашли. Есть чат, в который можно написать о своих трудностях. Помощь всегда будет оказана.

- Одна за одной накатывают волны коронавируса, что в Беларуси, что в России. В каком режиме начался учебный процесс в этом году?

- С точки зрения пандемийных особенностей, у многих родителей возникает вопрос: приезжать ли уже вакцинированными, если да, то какой вакциной, что вообще делать?

Нужно понимать, что чаще всего ребята к нам едут несовершеннолетние, а возраст до 18 лет – противопоказание к вакцинированию. И в целом, можно приехать непривитыми, мы централизованно всех оформляем и после того, как врачи допустят, бесплатно вакцинируем.

- А что касается самого учебного процесса? Есть ли дистанционка?

- Дистанционное обучение имеет место быть только для тех стран, которые до сих пор закрыты из-за пандемии. К Беларуси это не относится. Например, Монголия. У меня есть два студента из этой страны, которые занимаются дистанционно.

Вообще у нас в университете существует три варианта проведения занятий: очный, таких 95%, все ходят на занятия в аудитории; дистанционный для всей группы, таких 2-3 группы из 300 на весь вуз, когда кто-то заболел и все перешли на карантин. И есть также гибридный режим – проходит очное занятие, но несколько студентов работают дистанционно, так, например, учатся те самые студенты из Монголии. При этом ребята на дистанционке отвечают на мои вопросы, пишут контрольные и т.п.

- В Беларуси дистанционное обучение с правовой точки зрения не считается обучением вообще. Как вы оцениваете дистанционку? Это намного хуже традиционной очной формы?

- Я считаю, что лучше учиться дистанционно, чем никак не учиться, если есть какие-то показания, что человек не может прийти на место обучения, то дистанционка – это выход.

Тем более, есть же разные форматы. Пойди почитай книжку, а потом расскажи мне – это одно, и такое мы не практикуем. А приближенное к живому общение – почему нет.

Конечно, дистанционное обучение уступает очному, потому что нет полноценного личного контакта, но как вынужденную меру, ее можно применять.

- Белорусские студенты из-за ковидных ограничений в последний год могли выехать наземным транспортом из России дважды в год. Возникли ли в связи с этим какие-то проблемы с учащимися? Они же фактически оказались отрезанными от дома.

- Я не думаю, что это было серьезной проблемой, конечно, не могу сказать за всех, потому что каждый случай нужно изучать отдельно. Но в целом белорусские студенты ездили не более двух раз домой. Потому что если человек учится, то у него нет возможности часто куда-то ездить.

Обычно студенты ездили домой на зимние и летние каникулы. Бывало, что выезжали на майские праздники. В целом, не думаю, что ограничения как-то сильно отрезали студентов от семьи. И потом, сейчас все с телефонами, с видеосвязью, вряд ли это большая проблема.

- У Финансового университета два десятка филиалов по всей России. В связи с наплывом белорусских студентов, не рассматриваете ли возможность открытия филиала в Минске?

- Не рассматриваем по нескольким причинам. Во-первых, это затратно. Во-вторых, у нас здесь подготовленные, квалифицированные кадры. Я не говорю, что в Беларуси их нет, но нужно тогда искать этих людей, формировать команду, это очень долгий процесс.

В-третьих, у нас своя инфраструктура, своя среда. Как я уже говорила, люди друг другу помогают, поддерживают. Есть кураторы – второкурсники, которые помогают первокурсникам. Потребуется много времени, чтобы сформировать такую среду.

- Сам процесс обучения студентов предполагает некую практику. Иностранные студенты тоже ее проходят? Если да, то как это происходит? Где?

- Обязательно проходят. Если студент не может найти себе место самостоятельно, можно пройти практику в компаниях, которые является нашими партнерами. Отмечу, что уже к 4 курсу наши ребята, как правило, сами находят себе базу, они уже искушенные в плане работодателей.

Кроме того, у нас есть дни карьеры, когда студенты с 1 курса могут прийти на встречу с работодателями, предложить свое резюме, попробовать стажироваться. Университет не против того, чтобы студенты работали.

Отдельно хочу сказать, что обычно у наших выпускников из бывших советских стран, в частности, из Молдовы, Беларуси, Украины, нет проблем с трудоустройством. При этом, мы бы хотели, чтобы иностранцы возвращались в свою страну, несли туда полученные знания и опыт, строили карьеру дома. Мы даем очень ценный багаж знаний, который позволит добиться у себя в стране высоких результатов.

- Я знаю, что выпускники вашего вуза, кто-то раньше, кто-то позже, становятся "большими начальниками". Ведете ли вы какую-то статистику?

- У нас есть управление, которое занимается работой с выпускниками. Действительно, многие добиваются высоких постов. Например, заместитель председателя правительства РФ, министр финансов – наш выпускник, замруководителя Центробанка, начальники главных управлений, пятая часть руководителей банков – все это наши выпускники. Но это россияне.

По иностранцам вести статистику сложнее. Мы просто не успеваем, так как многие топ-менеджеры часто идут на повышение, меняют места работы.