Первый интернет-магазин в Беларуси появился ровно 25 лет назад. Сегодня таких магазинов (а также маркетплейсов) в нашей стране уже 30 тыс. Кроме того, исходя из свежих данных МАРТ, интернет-рынок составляет 8% от всего белорусского ритейла, хотя еще пять лет назад его доля была вдвое меньше. Не страшно ли традиционным ТЦ потеряться на рынке маркетплейсов? Спросили у эксперта.

Постковидное неочевидное

О том, как ТЦ “выживают” в онлайн-эпоху, спросили у маркетолога компании “Сигмаполюс” Альбины Рыньяк:

– Весь мир пошел в онлайн, как только мы узнали об эпидемии коронавируса и стали учиться жить в локдаунах, изоляции, удаленке. Тогда белорусский интернет-рынок сделал колоссальный скачок: за покупками в интернет отправились даже те, кто и не думал, что так можно. Люди узнали, как выбирать и покупать вещи максимально просто и быстро – в один клик. Вот только эмоции не те: теряется “магия шопинга”. Да, можно час сидеть у компьютера, но этот час в ТЦ пройдет в разы увлекательнее. Потому после пандемии, конечно, большая доля покупателей к нам вернулась. Но не все. Это не столько огорчает или пугает традиционный ритейл, сколько заставляет меняться.

ТЦимаркеты1.jpgУже сегодня в холле и на входных группах белорусских ТЦ можно заметить не только вывески всевозможных магазинов, но и рекламные баннеры, промостенды, фотозоны и даже выставки автоновинок. Фото: Смартпресс

Эмоции тоже продаются

Современный торговый центр из места, где можно потратить деньги, превращается в потенциальный источник эмоций: от выбора покупок и вкусной еды на фуд-корте до всевозможных развлекательных площадок вроде кинотеатров, концерт-холлов или ледовых катков. Один из мировых трендов – превращать объект торговли в произведение искусства, которое становится притягательным и ценным уже просто потому, что оно есть.

ТЦимаркеты2.jpg
ТЦимаркеты3.jpgТак выглядит Market Hall в Роттердаме, Нидерланды. Внутренние стены украшены художественными панно Арно Коэнена, за что горожане и туристы прозвали торговый центр “Роттердамской Сикстинской капеллой” 

Борьба за клиента заставляет собственников ТЦ изрядно постараться, чтобы удивить гостей и – главное – оставить желание вернуться.

– Любой белорусский торговый центр ориентируется на два ключевых критерия: портрет потенциального клиента и “что делают ближайшие конкуренты”. Складываем эти данные – и формулируем уникальное предложение для нового ТЦ. Мы, например, в недавно открывшейся “Призме” на Партизанском проспекте, 79 открыли масштабную активити-зону на 3 000 кв.м., где объединили аттракционы (часть из них до этого нигде в Беларуси представлены не была), кинотеатр и зону ресторанов. И проект даже превзошел наши ожидания. В выходные дни периодически приходится приостанавливать продажу билетов – так много желающих. Разумеется, по пути они заглядывают и в аптеку, и в магазины, что для нас плюс, – отмечает эксперт.  

ТЦимаркеты4.jpgPrizma Park. Фото Смартпресс

На то, собственно, и расчет: привлечь и не отпустить без покупок. К слову, крупнейшие мировые ТЦ, которым также приходится отвоевывать публику у маркетплейсов (а на западном и арабском рынках, разумеется, конкуренция в сотни раз превышает белорусские цифры), делают ставку не только на гастрономические и развлекательные зоны, но также активно предлагают свои площади под галереи искусств, концерты, мастер-классы и даже… сон. Забавные капсулы для восстановления сил стабильно пользуются популярностью в самом крупном торговом центре в Дубае.

ТЦимаркеты7.pngСнял обувь, лег, закрылся – спи! Так выглядит зона капсул для уставших покупателей в Дубаи Молл

Тренд современного рынка – формат "между оффлайн и онлайн"

Одна из любопытных мировых тенденций – часть площадей магазинов отдавать под шоурумы. В этих местах не ожидают от клиента моментальной покупки, но с радостью предложат примерить изделие, потрогать новый гаджет или познакомиться с новинкой в парфюмерии. Как правило, такая опция есть у магазинов с интернет-дублером (таких и в Беларуси уже немало). Потому в плюсе остаются все: и ТЦ, куда пришли люди – и попутно отвлеклись еще на что-то, и сами клиенты, которые, удовлетворив потребность "потрогать", после могут более осознанно совершить покупку онлайн. 

ТЦимаркеты5.jpegМагазин Luval в ТРЦ Prizma. Фото Смартпресс

Не битва, но дружеский поединок

– В довольно жестком соперничестве есть и плюсы, – делится Альбина Рыньяк. – Нет времени расслабляться, потому развитие сферы торговли на пользу клиента идет практически ежедневно. В реальности это просто не так заметно, как обновления приложений и смена иконок сайтов в сети.

Маркетплейсы удобны всем: такой шопинг происходит быстро, не требует усилий, закрывает потребности почти в любых товарах – только плати. К тому же, приложения и сайты маркетплейсов мастерски делают отстройку по интересам и запросам потребителей, на это настроена масса алгоритмов, которые показывают вам товары тех категорий, которые наиболее близки к вашим целям. Чего вы там не найдете, предлагаем мы – человеческий фактор. Людям по-прежнему важен взгляд со стороны, совет, важно даже просто провести время в ТЦ – это тоже своего рода развлечение. Потому утверждать, что маркетплейсы убьют традиционный шопинг, некорректно.

А, может, новые реалии заставят конкурентов "подружиться"? Компания "Сигмаполюс", например, прямо сейчас расширяет сервис своих ТЦ не только топовыми развлечениями, но и пунктами выдачи товаров тех же маркетплейсов. Шаг, в общем-то, очевидный: определенная категория граждан ходит в подобные точки несколько раз в неделю. Чем не подогрев трафика для традиционного ритейла? Все в плюсе.

Автор: Ольга Михаленко

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.