“Гэта “кароўськія” вочы, там мядзведзь з казлом, а вось гэта – малы павук”, – Татьяна Суглоб расстелила перед нами яркие рушники и перечисляет названия узоров на них. Коровьи глаза?! Мастерица по ткачеству смеется: раньше люди “закладывали” такой рисунок, который чаще всего видели в жизни. Глубокий смысл им придадут позже этнографы. Татьяна родом из деревни Не́глюбка Ветковского района. В ее семье ткали все: бабушка, мама, а в лет 30 эстафету перехватила и она сама. Теперь из-под рук Татьяны Павловны выходят знаменитые неглюбские рушники: пестрые, необычайной красоты. Если всё сложится, уже скоро их могут включить в список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.                 

1-Мастерица Татьяна Суглоб из деревни Неглюбка Ветковского района.jpgТатьяна Суглоб свой первый рушник соткала после 30 лет.

Летний день в Не́глюбке неспешный: кто-то едет в магазин за хлебом на велосипеде, кто-то полет огород. Мы же направляемся к местному “информационному агентству” – бабушкам на скамейке. Уж они точно всё знают. 

– Дзіцяткі, вы шукаеце, у каго ў хаце стаяць кросны? – бабули и рады, что к ним обратились за экспертным мнением. – У Васільеўны, Мікалаеўны і Паўлаўны. Усяго ў трох чалавек, а раней жа ў кожнай хаце былі кросны.  

2-Деревня Неглюбка Ветковского района.jpg

3-Деревня Неглюбка Ветковского района.jpgРаньше ткацкие станки были во всех домах.

4-Деревня Неглюбка Ветковского района.jpgЕсли нужно что-то узнать, бабушки на скамейке всё подскажут.

Неглюбка – деревня в Ветковском районе, в которую поздно пришла цивилизация. Окруженная болотами, вёска долгое время сохраняла уникальную традицию ткачества. Это теперь к дому мастерицы по ткачеству Татьяны Павловны Суглоб мы можем подъехать на машине, а до 1971 года дороги здесь не было. Пришлось бы лететь на “кукурузнике” из Гомеля в Неглюбку и приземляться в “аэропорту” на поле. Недалеко от дома, где и живет наша героиня. 

“Хустка- гняздо на галаве і хвост птушкі”       

Первым на пороге нас встречает сонный кот Мурзик, и тут же выглядывает хозяйка – Татьяна Суглоб. Она просит одну минуту, чтобы подготовиться к съемке, и перед нами самое быстрое преображение: обычную майку и брюки Татьяна Павловна сменила на неглюбский строй. Это настолько красиво, что можно забыть все вопросы к интервью и просто рассматривать национальный костюм. 

5-Мастерица Татьяна Суглоб из деревни Неглюбка Ветковского района.jpgТатьяна Суглоб говорит, что костюм невозможно представить без платка.

– Звярніце ўвагу, як неглюбскія жанчыны завязваюць хусткі. Такога вы больш нідзе не ўбачыце, – улыбается Татьяна и легким движением руки превращает платок в необычную конструкцию. – На галаве быццам гняздо, а ззаду, як хвост птушкі.   

Мы еще не успели прийти в себя от эффектного появления мастерицы, как она выносит из комнаты стопку тканых рушников. С разными узорами, не похожих один на другой.

6-Неглюбские рушники.jpgДля Татьяны ткачество – это медитация.

7-Неглюбские рушники.jpg

– Калі мы прывозім нашыя вырабы на выставы ці конкурсы, яны адразу ж прыцягваюць увагу. Настолькі яны яркія, – рассказывает мастерица. – Прайсці міма немагчыма, чалавек нават бакавым зрокам іх чапляе. 

Почему в Неглюбке самые красивые женщины?    

Татьяна садится за станок, начинает ткать и рассказывать историю своей жизни. 

– Я нарадзілася ў Неглюбцы. Колькі сябе памятаю, у хаце заўсёды былі кросны і матка на іх ткала. А я стаяла збоку, глядзела і дапамагала, – вспоминает Татьяна. – А пасля прыйшоў час, калі станок выкінулі на гарышча. Чаму? Наткалі сабе, колькі трэба, і больш гэта было не запатрабавана. Галоўнае, каб у хаце быў кут прыбраны ручнікамі, а тканыя посцілкі ўпрыгожвалі ложкі. На продаж тады ніхто не ткаў.  

8-Мастерица Татьяна Суглоб из деревни Неглюбка Ветковского района.jpgВ доме Татьяны стоит ткацкий станок, за которым она работает по вечерам или рано утром перед работой.

9-Тканые посцілкі.jpgТканые “посцілкі” – обязательный элемент деревенской хаты.

10-Красный угол с рушником.jpgА еще “кут” должен быть украшен рушником.

До 1970-х годов Неглюбка жила своим обособленным миром, на “кукуризнике” в Гомель, конечно, летали, но деревня оставалась самобытной. Женщины ткали рулонами полотно, шили из них одежду, постельное белье. Когда для неглюбских открылся большой мир, они стали выезжать “за́балаць” (за болото) по дороге. Так в деревне появились цветные нитки, и рушники начали меняться: в традиционно красно-белых изделиях появились черные нити, затем синие, оранжевые…

11-Неглюбские рушники.jpgПройти мимо ярких неглюбских рушников невозможно: они с первой секунды притягивают внимание.

12-Нитки для ткачества.jpg

– Ведаеце, чаму ў Неглюбцы самыя прыгожыя жанчыны? – смеется Татьяна, не отрываясь от работы за станком. – Як кажа легенда, да нас ссылалі манахаў, якія правініліся, і прыгожых жанчын лёгкіх паводзін. Вось адтуль і пайшло гэта павер’е. Раней, калі езділі на базар у вёску Святск, мужчыны прыходзілі не для таго, каб нешта купіць, а паглядзець на нашых баб.

“Кросны – мая медытацыя”

Это сейчас Татьяна мастерски управляется за станком, мы только успеваем следить, как она шустро работает руками и ногами. Оказывается, свой первый рушник женщина соткала, когда ей уже было за 30.  

– Гэта быў занятак для душы, – отмечает мастерица. 

13-Мастерица Татьяна Суглоб из деревни Неглюбка Ветковского района.jpgПервые рушники Татьяна подарила родным.

14-1-Неглюбские рушники.pngВ ее доме собрана коллекция изделий, которые делала мастерица и ее мама.

На тот момент она, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, ушла с работы на заводе в Гомеле и думала, чем себя занять. Села за “кросны” – и не смогла остановиться.

– Хоць і дапамагала матцы ўсё дзяцінства, але яна мяне рамяству не вучыла, казала: “Не замінай!” Толькі ж я кожны дзень на гэтага глядзела, сама зразумела, як трэба ткаць. Галава можа забыць, а рукі помняць, – отмечает Татьяна. 

15-Ткацкий станок.jpgСейчас на ткацких станках в Неглюбке работает три женщины.

Сразу из-под ее рук вышел первый рушник, затем второй, третий… И люди стали спрашивать: а можно их купить? Так Татьяна стала ремесленником. Сегодня она работает в Ветковском центре культуры народного творчества и ведет детский кружок “Ткачество” в местной школе. Проще говоря, за станком  работает с 9 утра до 6 вечера.    

16-Деревня Неглюбка Ветковского района.jpgДолгое время Неглюбка оставалась самобытной деревней.

17-Деревня Неглюбка Ветковского района.jpgДорога здесь появилась всего 50 лет назад.

– Прыйдзеш з працы, а мы ж у вёсцы жывём, трэба спалоць агарод, управіцца па гаспадарцы, вячэру зварыць, у хаце прыбраць. І калі застаецца час, саджуся яшчэ за кросны вечарам ці раніцай да працы. Кросны – мая медытацыя, – добавляет женщина. 

Если ткать рушник на одном дыхании, это сколько времени займет?      

Среди десятков рушников Татьяны пытаемся найти два одинаковых. Бесполезное занятие. Хотя узоры у неглюбских ткачих похожие, каждая пытается внести что-то свое, сделать рушник таким, чтобы с первого взгляда его можно было узнать.  

– Усе ўзоры прыдуманы да нас. Вось яны, – Татьяна протягивает исписанную тетрадку в клеточку и перечисляет их названия. – “Кароўськія” вочы, яблыка з лісцем, малы павук, мядзведзь з казлом, пячэнне…У старыну нашы бабы ткалі тое, што бачылі, гэта ўжо пасля музейныя супрацоўнікі надалі гэтым узорам нейкія сэнсы.  

18-Тетрадь с неглюбскими узорами.jpgТетрадка с узорами лежит прямо возле станка.

19-Неглюбские рушники.jpgТатьяна показывает узор “расколка”. Он так назван, потому что “расколот” на четыре части.

20-Мастерица Татьяна Суглоб из деревни Неглюбка Ветковского района.jpg

Каким получится будущий рушник, мастерица до конца не знает. Она импровизирует на ходу.   

– Як кажуць нашы бабы, бывае, што ўзор лажыцца. А другі раз пачынаеш ткаць, а ён не ідзе, – рассказывает Татьяна Суглоб. –  Даробіш такі ручнік да канца, і ён ляжыць, бо не падабаецца. Але што заўважыла: менавіта яго і хочуць купіць першым. А вось гэты, напрыклад, я зрабіла на адным дыханні.

21-Узор на неглюбском рушнике.jpgЭтот рушник Татьяна соткала на одном дыхании. В середине – узор “кручча”. Он символизирует колосья зерна, которые под тяжестью склонились к земле.

За день? – уточняем, когда Татьяна показывает свою работу.  

– Вы жартуеце? За месяц, – смеется она в ответ. – Звычайна праца займае 2-3 месяцы. 

“Сатку за вечар 5 сантыметраў ручніка і так радуюся!”

Раньше представить деревенскую хату без рушника было невозможно: им украшали икону, обвязывали крестных родителей на свадьбе и на тканых рушниках опускали гроб в землю. В какой-то период традиция стала отходить в сторону: вместе с бабушками-ткачихами из домов стали исчезать станки, рушники. Теперь на всю Неглюбку осталось всего три женщины, которые подхватили дело своих прабабушек. Что будет дальше, покажет время. 

22-Ткацкий станок.jpgВ местной школе детей учат ткачеству.

23-Неглюбские рушники.jpg

– Зараз у школе ў гуртку “Ткацтва” займаецца 12 дзяцей. Самыя зацікаўленыя – вучні 2-4 класаў, ім хочацца хутчэй навучыцца рабіць ручнік. Раз ёсць такая магчымасць, давайце і вы паспрабуеце працаваць за кроснамі, – предлагает Татьяна.   

Ну кто мы такие, чтобы отказаться от такого предложения? Женщина уступает свое место, садимся и под ее руководством начинаем “закладаць ніткі”. Через несколько минут становится понятно: чтобы работать за станком, нужно иметь хорошую физическую форму. Ноги молниеносно переключают “панажы” (это как педали), а руки “летают” с нитками в обе стороны. Несложно догадаться, что после нескольких часов такой работы спина просто “отваливается”. 

– Як жартавала адна мясцовая жанчына: “Баляць то рогі, то ногі”, – смеется Татьяна. – Канешне, і спіна таксама, але ж усё роўна хочацца за кросны.  

24-Ткацкий станок.jpgКогда Татьяна работает за станком, включает для настроения юмористические программы.

25-Мастерица Татьяна Суглоб из деревни Неглюбка Ветковского района.jpg

Сегодня неглюбский рушник стоит 70 рублей. Чаще всего его покупают в подарок или как дорожку на стол. Кстати, этой весной стало известно: уже подготовлены документы для включения неглюбских рушников в список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.  

– Калі саджуся за станок, цалкам выключаюся, – признается Татьяна Суглоб. – Сатку за вечар 5 сантыметраў ручніка і так радуюся!  

Текст: Екатерина Асомчик, фото: Христина Лузай

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.