Рыцарские турниры в Средневековье имели особое значение. Они не только позволяли воинам оттачивать боевые навыки, но и были любимыми зрелищными представлениями как знати, так и простого народа. А то, что за сражениями наблюдали прекрасные дамы, придавало происходящему романтичный флер. Сегодня кавалеры больше не носят доспехи, а ходят на работу в офис, вместо лошадей управляют автомобилями. Но остались в современном мире и те, в ком “дух Айвенго” не изживаем. С одним из них, конным рыцарем наших дней, руководителем клуба “Золотая шпора” и участником фестиваля “Наш Грюнвальд” Павлом Калинковым мы поговорили о тонкостях реконструкции, подготовке лошадей к боям и, конечно, о мастерстве, которое стоит за всем этим.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 1_Павел Калинков.jpgПавел Калинков, фото из личного архива

“Конный ген” или с чего началась “Золотая шпора”

Лошади Павлу нравились всегда. С самого детства он ощущал трепет перед этими животными. В 1998 году начал ездить верхом, а уже спустя 4 года организовал конный клуб “Золотая шпора”.  

– Я обучаю людей верховой езде и в процессе общения пытаюсь понять: вот что это за “конный ген” такой и откуда он появляется? Потому что в редких случаях это какая-то наследственность, в основном сумасшедшая тяга к лошади передается как-то точечно… Когда ребёнок уже в 2 года дрожит в немом восторге перед ней. Вот я таким был! – вспоминает Павел.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 2.jpgОбладатели “конного гена” в своей стихии

К тому же, наш герой увлекался историческими романами. В 2002 году участники “Золотой шпоры” впервые выступили с рыцарским представлением на Дне города в Минске – и понеслось. С тех пор клуб работает в разных направлениях. 

– Мы учим кататься на лошадях, проводим конные прогулки и походы, делаем джигитовочные (казачьи, с элементами акробатики и использованием боевого оружия) и трюковые шоу и даже снимаемся в кино, – отмечает руководитель “Золотой шпоры”, – Конные турниры случаются обычно 2-3 раза в год. Вот ближайший будет на фестивале “Наш Грюнвальд”, он пройдет в музейном комплексе “Дудутки” 20-21 июля. Так что у гостей мероприятия будет возможность увидеть достаточно необычное событие для Беларуси.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 3.jpgКонный поход “Золотой шпоры”

Реконструктор должен уметь мастерить руками

Подготовка к турнирам идет основательная. Всё продумывается до мелочей, начиная с внешнего вида, оружия и атрибутов и заканчивая выбором лошади и ее тренировкой. 

Костюмы, как правило, реконструкторы делают себе сами. И это целое искусство!

– Каждый реконструктор ещё в начале своего пути должен научиться мастерить руками. Потому что очень многие вещи из комплекта можно сделать самостоятельно. В противном случае это будет стоить космических денег, – отмечает Павел Калинков

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 4.jpgВсе костюмы реконструкторов – ручная работа

Так, в процессе постижения навыков кто-то уходит в ремесло, начинает профессионально заниматься пошивом из кожи, изделиями из железа или даже ткачеством. Кто-то так и не превращается в мастера. Но, так или иначе, в реконструкции важна специализация. Для того, чтобы сделать качественную и красивую вещь, которая максимально точно повторит исторический аналог. 

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 5.jpgФото Павла Девгутя

– В “Золотой шпоре” я собираю заявки, делаю заказы и обеспечиваю ребят всем необходимым. Но это редкость для Беларуси, в основном каждый реконструктор заботится о своей экипировке сам, – добавляет Павел.

“Каждая сшибка на коронелях – это как встреча с электричкой”

В средневековой реконструкции редко используется настоящее оружие, в основном исторические муляжи. Но бывают и исключения.

– На фестивале “Наш Грюнвальд” мы будем сражаться копьями с коронелями, которые полностью повторяют турнирные копья XV века. Это не “закос”, а настоящий боевой инструмент, – рассказывает Павел.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 6.jpg

Звучит рискованно. Осталось только разобраться в том, что такое “коронели”. 

Коронель – это наконечник с 3-мя или 4-мя довольно острыми зацепами, которые не дают копью соскользнуть. Они цепляются за щит или доспех противника, но глубоко не проникают. И, тем не менее, удар получается максимально жестким. 


Конный рыцарь и средневековая реконструкция 7.jpgНаконечник-коронель. Фото techinsider.ru

– В сшибке (поединке) на копьях с коронелями у тебя есть три варианта: сломать копьё о щит противника и с достоинством проехать дальше; скинуть его с лошади; упасть самому. Есть еще четвертый, самый неприятный вариант, когда копьё соскальзывает, и тогда тот, на кого оно направлено, может получить серьезную травму. Но это большая редкость и участники турниров делают всё возможное, чтобы такого не допустить, – рассказывает конный рыцарь.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 8.jpgФото Павла Девгутя

На средневековых конных турнирах не было цели убить противника. Самым большим почётом считалось выбить его из седла. Баллы начислялись и за количество сломанных копий о щит соперника. В общем, смысл в том, чтобы показать свои боевые умения и отвагу. “Сразить, но не поразить” – этот девиз актуален для реконструкций сражений и сейчас. 

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 9.jpg

– Во время турнира я не думаю, как это всё выглядит со стороны. Все мысли у меня о том, чтобы усидеть в седле, сломать копьё, не навредить сопернику и лошади. Потому что животное вообще не выбирало всё это и уж точно не должно пострадать. Один мой товарищ, топовый боец СНГ в средневековых турнирах, как-то сказал очень классную фразу: Каждая сшибка на коронелях как встреча с электричкой. К этому нереально привыкнуть, это можно вытягивать только на силе характера и всё”, делится собеседник.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 10.jpg

Для лошади всё происходит на самом деле

По словам Павла, реконструкция средневековых конных турниров –  одна из самых честных реконструкций в мире. Потому что лошадь не представляет, что всё это постановка. Она идёт на ристалище как в последний бой. И если у всадника не хватает уверенности в себе, то животное может и вовсе отказаться его слушать.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 11.jpgФото Павла Девгутя

– Лошадь верит во всё происходящее на 100% и заставляет нас вести себя соответствующим образом. Кроме того, на мероприятиях, в которых мы участвуем, например, на турнире Святого Георгия в Москве или на фестивале “Наш Грюнвальд” в Дудутках, созданы все условия для реалистичного погружения в эпоху. Закрывая забрало шлема и взяв в руку копьё, ты просто переносишься в XV век. Для всадников турниры – машина времени! – рассказывает Павел.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 12.jpgФото Павла Девгутя

Кроме того, у каждой лошади, как и у человека, свой характер. Есть среди них трусишки, и они просто не выбегут на турнир. Есть работяги – будут пахать столько, сколько нужно. А есть солдаты. Эти храбрые и отчаянные, сжав зубы, идут в самый опасный бой. При выборе животных для состязаний всё это учитывается. Берут и заботливо тренируют только тех, кто готов к этому физически, а главное психологически. 

Лошадь начинают обучать школе верховой езды с 3-х лет. Но только к 7-ми годам она может выдержать турнир. При условии, что на протяжении этих 4-х лет её активно тренировали. 

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 13.jpg

Из подростков получаются отличные наездники

– По всему миру джойстингом (копейными сшибками) на лошадях занимается всего около сотни людей. И мне приятно, что мы в их числе. В команде “Золотой шпоры” сейчас где-то 30 человек. И все очень увлечены, потому что по-другому в реконструкции никак. Заниматься конными средневековыми темами раз в неделю – это несерьезно и ни к чему хорошему не приведет, только к травмам и к разочарованию, – рассказывает Павел Калинков.

Попасть в реконструкцию довольно просто. Достаточно прийти и сказать: “Хочу!”. А вот продержаться в ней уже сложнее. Для этого нужно много энергии, сил, денег, но самое главное – времени. У взрослых людей часто этот ресурс в дефиците. А вот у детей его еще достаточно. 

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 14.jpg

– Мы набираем 12-13 - летних мальчишек и девчонок. Они помогают на конюшне с уборкой и кормежкой, а взамен я даю им возможность бесплатно тренироваться, носить доспехи (парням), дрессировать лошадей, – поясняет Павел.

Но даже среди “молодежи” из 10-ти человек остаются один-два. Остальные не выдерживают нагрузки или понимают, что им не настолько это интересно. Зато прошедшие все боевые крещения, приобретают ценный опыт и умения, и к 18 годам становятся крутыми всадниками, которые могут участвовать в турнирах.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 15.jpg

– Дети всему учатся быстрее. Взрослому человеку, чтобы стать хорошим всадником нужно около 4-5-ти лет тренировок. И это только про верховую езду. Дальше еще надо наработать конный верховой опыт, –поясняет Павел.

“Я из тех, кто пришёл в средневековую тему за романтикой, а не для того, чтобы подраться”.  

Рыцарский турнир – это, в первую очередь, вызов не сопернику, а самому себе. Сам Павел признаётся, что в средневековую тему пришел за романтикой, а не для того, чтобы подраться. И в общем-то эта идея близка многим участникам клуба. Здесь уважение к друг другу и к лошадям – превыше всего. 

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 16.jpg

– В прошлом году я выиграл один из лучших мировых рыцарских турниров – турнир Святого Георгия в Москве. Моя команда ездила меня поддержать. А ещё мы везли с собой 4 лошади… для соперников, – рассказывает Павел Калинков. – Потому что рыцарское джойстинговое общество – это такой суровый мужской клуб, где между участниками есть взаимопонимание и теплые отношения, вне зависимости от того, на каких сторонах баррикад они оказываются во время сражений.

Билеты на Международный фестиваль средневековой культуры и музыки “Наш Грюнвальд”, на котором будет выступать “Золотая шпора” и другие исторические клубы, можно купить здесь.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 17.jpgКоманда помогает участнику соревнований надевать доспехи, ухаживать за лошадью и др.

Конный рыцарь и средневековая реконструкция 18.jpg

Текст: Наталия Некрашевич, фото: из архива собеседника 

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.