Жизнь города всегда несёт за собой какие-то изменения: исчезают одни здания, на месте их вырастают другие. Гуляя по любимым улицам, прикидываешь, а что здесь было раньше, кто зажигал свет в этих окошках и почему именно в этом дворе столько крокусов? За каждой деталью – своя история. И таких историй, связанных с Минском, в семье художников Сумаревых хватит на много длинных вечеров: почти 100 лет их род живёт в столице. Они застали те времена, когда возле их дома на Белорусской паслись козы, а в центре города росли дубы. Как наши герои воспринимают изменения Минска и куда идут за вдохновением – об этом в материале Смартпресс.
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
Встречу семья художников Сумаревых назначает в мастерской на улице Сурганова. По центру выставлены две картины – “Мой дом” Василия Сумарева и “Час пик” Катерины Сумаревой.
Слева направо: Катерина Сумарева, Марийка, Василий Сумарев и Дарья Сумарева-Копач на фоне картины “Мой дом”.
Картина “Голубая веранда”
– Узнаёте? – спрашивает нас Катерина про своё произведение.
– Вид с улицы Сурганова? – мы точно угадываем локацию на картине.
Катерина показывает картину “Час пик”.
С улицей Сурганова в семье связано множество этапов в жизни: здесь в 1977 году свою мастерскую получил Василий Фёдорович, на этой же улице поселилась его молодая семья, а спустя время дочки Катя и Даша (уже известные художницы) начали бегать в мастерскую и брать первые уроки рисования у папы. Через много лет порог этого пространства перешагнёт Марийка – внучка Василия Сумарева (студентка гимназии-колледжа искусств им. Ахремчика).
И сегодня три поколения семьи собрались, чтобы поговорить про Минск. И никто из наших четырёх собеседников не может себя представить в другом городе, в другом месте, где нет улиц Сурганова и Белорусской, высоких деревьев возле Оперного театра и парка Челюскинцев.
Как дом детства художника стал знаменитой картиной
История семьи Сумаревых началась почти 100 лет назад: из России в Минск переехали жить родители Василия Фёдоровича и поселились в бараке на улице Белорусской. Того двухэтажного здания уже нет, но вы могли видеть дом детства художника на картине “Мой дом”.
Василий Сумарев и его картина “Мой дом”.
Фрагмент картины “Мой дом”.
– Это авторский повтор. Оригинал, написанный в 1972 году, был выставлен в Третьяковской галерее в Москве. Через год директор Национального художественного музея Елена Аладова попросила сделать ещё один “Мой дом”. И я до сих пор продолжаю картину совершенствовать, появляются новые детали, – после этих уточнений Василия Сумарева сразу понятно, почему у него в мастерской копия знаменитой картины.
И на ней целая жизнь города! В одной квартире шумно отмечают свадьбу, в другой – женщина подглядывает за соседями, а возле дома пасется коза…
А так выглядел дом на Белорусской, в котором 26 лет прожил художник.
В мастерской много черно-белых фотографий из прошлого. На снимке – молодая семья Сумаревых.
– Про свой дом можно рассказывать только языком ребёнка, потому что самые яркие впечатления у человека – это детство. Времена, когда и окна распахнуты, и душа распахнута, – улыбается Василий Фёдорович, заслуженный деятель искусств Беларуси. – Тогда жили просто и дружно, приглашали друг друга на обед, не было такой отдалённости, как сейчас.
Любимый маршрут – Сурганова- Лошицкий парк
И каждый из Сумаревых видит Минск по-своему: Василий Фёдорович зарисовывает красный барак на Белорусской, его дочка Катерина – улицу Сурганова, а внучка Марийка – Национальный художественный музей.
Марийка говорит, что любит фундаментальные здания.
Художники запечатлели Минск на многих работах.
– Я помню себя и город лет с пяти, – говорит Василий Фёдорович.
В свои 85 лет он точно называет все даты, события, описывает детали. Не раз за время разговора 17-летняя Марийка скажет: “Дедушка, мне бы такую память!”.
– Моё детство выпало на военные годы. Помню, как возле дома водокачка была ограждена колючей проволокой, вокруг лежали противопехотные мины. Старшие ребята подговорили бросить в ее сторону кирпич. Мне было 6 лет. Что я понимал? Взял и бросил – раздался сильный взрыв, появилось яркое пятно, и дальше уже оказался в больнице с раненой ногой, – Василий Сумарев не скрывает, что в детстве был “шкодливым пацаном”. – Когда отец вернулся с войны, сказал: “Ну, сынок, у тебя больше ран, чем у меня”.
Если у Василия Фёдоровича множество воспоминаний связано с домом на Белорусской, где он прожил 26 лет, то у его дочерей Катерины Сумаревой и Дарьи Сумаревой-Копач – с мастерской и их домом на Сурганова.
Катерина Сумарева.
Марийка и Дарья Сумарева-Копач.
– Часто перед глазами возникает вид с картины “Час пик” (на ней запечатлена улица Сурганова): вечерний город в сотне огней, – в разговор вступает художница Катерина Сумарева. – Для меня Минск детства – это Дворец искусств, где всегда проводились новогодние утренники для детей художников. И, конечно же, папина студия и Лошицкий парк. В Лошице жили наши дедушка с бабушкой, там родилась мама. Так что мы часто ездили маршрутом Сурганова-Лошица.
Василий Фёдорович вёл студию для детей.
Как с возрастом меняется восприятие города
У 17-летней Марийки, дочки Катерины, свои “опорные точки” в Минске.
Марийка – художница в третьем поколении.
– Национальный художественный музей, Дворец искусств, Оперный театр, кинотеатр "Центральный". Мне нравятся фундаментальные здания, – перечисляет наша собеседница. – А ещё люблю Октябрьскую.
– Так и дедушка любит Октябрьскую, только он её запомнил другой, – смеётся Дарья Сумарева-Копач. – Если едешь с папой по городу, у него на каждую улицу есть своя история. Например, как вместе с учениками из изостудии расписывали детское кафе “Вясёлка” в парке Горького. А в 1954 году во время учёбы в училище сажал деревья возле Оперного театра.
Катерина и Дарья держат в руках свой детский снимок.
Василий Фёдорович добавляет: тогда мост через Свислочь был деревянным, это позже "город одели в гранит и бетон". И рассказывает, как изменились его внутренние впечатления:
– Когда был молодым, летом возвращался в Минск после практики. Шёл по проспекту загорелый такой, в белой рубашке, и никого не замечал. А теперь иду тихонько, вокруг люди… Только и остаётся наблюдать за всем со стороны.
Василий Фёдорович отмечает, что с возрастом восприятие города меняется.
“Когда во дворе срезали клёны детства, было больно”
Уже давно нет того самого барака на Белорусской, деревянного моста на Немиге, дуба, который рос возле дома Янки Купалы… Спрашиваем у Сумаревых, как они воспринимают исчезновение с карты города очередного любимого места.
– Грустно, конечно, – отвечает Катерина. – Лет 10 назад в нашем дворе срубали высокие клёны, на которых мы с Дашей провели всё детство. Когда услышала звук бензопилы (мастерская Катерины тоже на Сурганова – Прим. ред.), стало не по себе… Уходило что-то важное. За последние годы я уже научилась не только расставаться со своими любимыми картинами, но и отпускать какие-то события, связанные с городом. Даже если это больно.
Катерина Сумарева и Дарья Сумарева-Копач рассказывают про любимые места в городе.
– А помнишь, как маленькими мы ходили к дедушке и бабушке в Лошицу через поле, помидоры? – Даша обращается к сестре. – Сейчас оно застроено новым микрорайоном. Жаль, что частный сектор исчезает.
Василий Фёдорович, наоборот, каждую весну идёт на Белорусскую. Тех декораций давно уже нет, но яркие воспоминания остались, они и согревают художника.
Этюд “К весне” Василий Сумарев написал на Белорусской в 1955 году.
– Помню, как бегал босиком по проспекту в ГУМ. Идёшь по горячему асфальту, подпрыгиваешь, – смеётся автор картины “Мой дом”. – Я всегда носил на шее рогатку, а в карманах – камешки.
“Если вдохновение приходит во сне, словами прописываю будущую картину”
За длинными разговорами о Минске мы не заметили, как солнце закатилось за горизонт, а вид с 7 этажа мастерской стал таким же, как на картине Катерины Сумаревой “Час пик”. А в самой мастерской пришлось зажечь огни.
– Этот дом специально был построен под мастерские художников: окна выходят на север и солнце сюда практически не попадает. Ведь для работы нам нужен рассеянный свет, – объясняет специфику здания художник Василий Сумарев.
Дом на улице Сурганова был построен специально для художников.
Картина “Час пик” была написана на Сурганова.
Со стороны может показаться, что в мастерскую художник заглядывает только в моменты вдохновения. Это же не офис, куда нужно ходить каждый день.
– Раньше я работал с 7 утра до 7 вечера. Как говорил Чайковский: “Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”. Нужно заставлять себя работать, – рассказывает Василий Фёдорович. – Это только в кино оно приходит среди ночи, ты встаёшь и пишешь картину.
– Ну почему? Вдохновение может прийти не только во время работы. Бывает, сны наталкивают на какие-то идеи, тогда стараюсь их сразу записать в телефон. Словами прописываю, какой должна быть будущая картина, какие цвета, как выстроить композицию, – Марийка раскрывает свои методы работы.
Рассказ про океаническую ракушку, найденную в огороде
Когда три поколения художников из одной семьи начинают обсуждать искусство, работу, свои впечатления, уже и неловко спрашивать, мог ли кто-то из них выбрать другую профессию.
– Папе было не отвертеться от нас, – смеётся Дарья Сумарева-Копач.
– А я на какие только кружки не водила дочку! Гимнастика, плавание, хор, изучение китайского и итальянского языков, Марийка даже на гитаре и мандолине играла. Показывала весь диапазон возможностей, но она выбрала искусство, – добавляет Катерина.
Три поколения художников.
Почти 50 лет Сумаревы хранят семейную реликвию, в которой переплетается всё: воспоминания о “красном доме” на Белорусской, о маме Катерины и Даши – Наталье Сумаревой, которая несколько лет назад ушла из жизни.
– Эта ракушка со своей историей, – рассказывают художницы. – Когда папа привел маму знакомиться с родителями, они шли к тому самому двухэтажному дому на Белорусской через огороды. И заметила что-то белое в земле, наклонилась, а там огромная ракушка! Откуда только взялась? Непонятно. Много лет её на холстах зарисовывала вся наша семья, а в возрасте 60 лет впервые за кисти взялась и мама. Ракушка стала одной из её любимых тем на холсте. Недавно в музее Азгура проходила персональная выставка Натальи Сумаревой, где была также выставлена наша семейная реликвия.
Ракушка почти 50 лет хранится в семье Сумаревых.
Уже прощаясь, спрашиваем: могут ли Сумаревы представить свою жизнь в другом городе или месте?
– Нет, нам нужен Минск, мы всегда возвращаемся в Минск! – почти в один голос отвечают художники.
Где Сумаревы ищут вдохновение?
- Парк Дрозды;
- парк Челюскинцев;
- улица Сурганова;
- Лошицкий парк;
- Севастопольский парк;
- Минское море.
Автор: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко и личный архив художников Сумаревых
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.