"Гаврюша, тебе лишь бы баловаться и дурачиться", – говорит Юрий Карпилович, когда мы подходим к вольеру с огромным чёрным яком. Животное хотя и выглядит сурово, но в душе так и осталось ребёнком: протягивает голову, чтобы хозяин его погладил. А напротив яка в вольере не унимается лебедь, он с чего-то решил, что мы претендуем на его самку. Поэтому всё время шипит, ругается и пытается ущипнуть. Про каждого обитателя своего зоопарка Юрий Владимирович может рассказывать часами: про строптивую тигрицу Амурку, зубра Василину, леопарда по кличке Тигруля… Больше 20 лет назад Юрий Карпилович начал собственное дело в деревне Подгай Минского района: выращивает пшеницу, овес, обзавёлся коровами и племенными шетлендскими пони. А в 2020-м открыл частный зоопарк.
– Давайте встретимся у конторы, – говорит Юрий Карпилович.
За столько лет он к слову "офис" так и не привык: себя считает председателем маленького колхоза, а офис – конторой. Поражает одно: отъезжаешь от Минска всего 10 км в сторону Прилук и попадаешь в совершенно другой мир. Подгай – это деревня на 60 домов, с дорогами не лучшего качества и одной коровой на всю округу.
Юрий Карпилович говорит, что азиатские двугорбые верблюды отлично переносят зиму.
– Сегодня в моём хозяйстве 210 голов, и все хотят есть, – рассказывает на ходу Юрий Карпилович, руководитель фермерского хозяйства "Вольготное". – В одном только зоопарке больше 40 видов зверей и птиц: верблюды, зубры, волки, тигры, лев, лама и альпака, фазан, утка-пингвин…
Шетлендские пони.
Лев Симба и тигрица Амурка.
Любопытный козёл.
Стоит Юрию Владимировичу остановиться у очередной клетки или вольера, как животное, услышав его голос, идёт к хозяину с видом "Ну погладь ты уже меня, хватит болтать". И он их треплет за шею, кого-то журит за своенравное поведение.
"Что здесь было раньше? Горы навоза и забор из высокой крапивы"
История фермера Юрия Карпиловича началась в конце 1990-х годах, когда он, бывший руководитель спецавтобазы в Минске, решил открыть собственное дело. Хотя сам он местный, из Сеницы, но в деревне Подгай никогда не был.
– Когда впервые приехал сюда на "уазике", столько впечатлений было! Стоит конюшня 1896 года со времён графа Чапского, а рядом заброшенная территория бывшего колхоза. Горы навоза и забор из высокой крапивы…– вспоминает те события Юрий Владимирович. – Наклонил крапиву – открылся такой красивый вид на реку Птичь! Он меня и вдохновил.
Так Юрий Карпилович взял в аренду земли, обзавёлся пилорамой и параллельно запустил производство деревянных игрушек. Мысль о переезде из Минска в Подгай возникла, когда начал замечать, сколько дерева исчезает за ночь:
– Дивное было время, тащили всё, что можно. Пришлось переехать, чтобы самому всё контролировать.
Пока местные с интересом наблюдали за новым деревенским жителем, он стал ремонтировать дороги.
– Люди ожили. Раньше весной и осенью они шли от дома до остановки в резиновых сапогах, держались за забор, чтобы не утонуть в воде. А уже на остановке переобувались в туфли и так ехали в город, – Юрий Карпилович отмечает, что в Подгае до сих пор нет асфальтированной дороги.
Его философия такая: делай хорошо не только для себя, но и для других. Фермер помог отстоять местную церковь, которую хотели превратить в ночной клуб, сделал для неё алтарь и колокол, а теперь помогает со строительством воскресной школы.
От "барина" до "мясного короля"
Став председателем собственного маленького колхоза, Юрий Карпилович понял, что двух высших образований (экономического и технического) ему мало, и засел за книги по сельскому хозяйству. Нужно было разобраться в удобрениях, особенностях выращивания зерновых культур и понять, что делать с быками, которые неожиданно у него появились (так один из колхозов рассчитался за поставку пиломатериалов – Прим.).
Сейчас у Юрия Владимировича есть своя ферма и конюшня, где живут лошади и верблюды.
– Первая моя кличка в деревне была "барин", потом "мясной король", "сахарный король", – смеётся мужчина. – Но люди видели, как я батрачил на земле, за это стали уважать. Не забуду первую реакцию друзей: "Ты сам ездишь за рулём трактора?!". Да, а ведь раньше у меня был личный водитель, когда возглавлял автобазу.
– Вас психологически не ломал этот факт? Из начальника превратились в рабочего на полях, – спрашиваем у Юрия Владимировича.
– Не было времени об этом задумываться, – отвечает он. – Нужно было обработать поля, развести солому, корм для животных. Кто это будет делать? Например, перед вашим приездом успел привезти силос.
Здесь хранятся запасы сена.
Сейчас в фермерском хозяйстве "Вольготное" работает пять человек. У Карпиловича единственное племенное хозяйство в стране по разведению шетлендских пони, а не так давно он завёл коров абердин-ангусской породы (попробует сделать ставку на мраморную говядину). Если будние дни полностью отданы сельскому хозяйству, то в выходные территорию открывают и приглашают всех желающих в зоопарк и гостевой дом.
На одной территории находятся и зоопарк, и техника фермерского хозяйства.
В гостевом домике можно съесть драники и выпить вкусный кофе.
Как лев Симба хозяина на "пузе" прокатил
Мысль создать частный зоопарк появилась, когда фермер услышал разговор местного мальчика, который "повис" у него на заборе из любопытства. "Какие коровы!" – кричал мальчишка, а на самом деле на луге паслись лошади.
– Дети вообще не знают животных! Как так? Надо исправлять, – замечает Юрий Владимирович и добавляет, что у местной детворы нет места, где можно интересно провести время.
Фермер среди шетлендских пони.
В одном вольере живут волки Бвгира и Вова.
Олень не ужился ни с одной самкой, теперь живёт один.
Так в контактном зоопарке стали появляться разные животные: тигры, верблюды, олень, волки, леопард, як, лама, альпака…
– Ну что, Симба, здорово ты меня прокатил на пузе! – когда в клетке появляется лев Симба, мы интуитивно делаем шаг назад, а Юрий Владимирович вперед – нужно погладить любимца. – В декабре вывел его на металлическом поводке погулять по территории, а он как дёрнул, повалил меня и 150 метров прокатил по земле.
Симба сам просит, чтобы фермер его пожалел.
Рядом с Симбой в клетках расхаживают тигры Амурка и Тимурка. Это только клички у них безобидные, но однажды строптивая Амурка напала на Юрия Владимировича. Он не в обиде. Говорит, когда в 2021 году попал в больницу с ковидом и еле выкарабкался с того света, вернулся домой худющий, на костылях. Подросшие за время его отсутствия тигры не узнали и перестали к себе подпускать.
Амурка оказалась очень строптивой.
– Я же их малышами из Чечни привёз: 3 тыс. км в одну сторону и столько же обратно, – говорит фермер и показывает на белый микроавтобус возле конторы.
На нём он не раз перевозил животных из разных уголков: льва – из Башкортостана, зубра – из Беловежской пущи, а ламу и альпака под заказ Карпиловича везли из Чили. Они-то дороже всех и обошлись. Сколько – фермер не говорит.
Альпака и лама приехали в Беларусь из Чили.
"Леопард год разносил клетку"
Самым строптивым из всех животных оказался дальневосточный леопард Тигруля. Это редкое животное, в России осталось чуть более ста особей.
– Тигруля год разносил клетку, она ходуном ходила, – говорит Юрий Владимирович и поясняет: леопарда назвал так, потому что очень хотел завести тигров, но тогда в зоопарке их не было. Амурка и Тимурка появились позже. – Чтобы приучить леопарда к своему голосу, брал стул, садился возле клетки и часами читал ему новости. Зато теперь, когда работаю до ночи во дворе, он ложится на землю и наблюдает за мной, ждёт, когда к нему подойду. Он мой любимец. Посмотрите, какое изящество, а какой бесшумный прыжок!
Дальневосточный леопард Тигруля.
Тигруля почти беззвучно расхаживает клетке. Наш собеседник вздыхает: "Сейчас приедет ветврач и сделает замечание: перекормил я леопарда, вон какой живот стал". Питание животных – особая тема для разговора.
Тигры любят красную рыбу…
… а дикие кабаны – гранаты.
– Я порой так сам не питаюсь! Например, каждый месяц тиграм положено 10 кг красной рыбы, а дикие кабаны с удовольствием едят гранаты. Да так аккуратно, что съедают только косточки, а кожуру оставляют. Как они это проделывают? Загадка, – продолжает рассказывать Юрий Карпилович, когда мы переходим от одной клетки к другой. – Носухи любят бананы и апельсины, леопард – козье молоко и куриные яйца.
"Я неугомонный. Работаю без выходных и проходных"
Звание самого драчливого и грозного обитателя зоопарка мы решили отдать лебедю, который живёт в вольере напротив яка Гаврюши. Он всё время пытается нас ущипнуть, шипит и готов броситься в бой. За этим смешно наблюдать на фоне спокойных зубров, яка, оленя. Им нет до нас дела, но лебедь почему-то решил, что мы претендуем на самку.
Большой як в душе остался ребёнком, всё время хочет дурачиться и баловаться.
Зато лебедь-забияка не даёт никому прохода.
– В прошлом году лебедь стал замерзать на озере в Сенице, его достали изо льда, спасли и привезли мне. Сразу был спокойным, а когда появилась самка – как подменили. Теперь рисуется перед ней, – говорит владелец зоопарка.
Он про каждое животное может говорить часами: рассказать историю его появления в Подгае, характер, смешные и забавные истории, связанные с ним.
Юрий Карпилович с верблюдами.
И только возле пустой клетки, где раньше жил говорящий ворон, Юрий Карпилович начинает грустить. Рабочие недосмотрели, и месяц назад птица улетела.
– Ворон умеет точно копировать голоса людей. Как-то прохожу мимо и слышу откуда-то свой низкий хрипловатый голос: "Привет, натуралист!". Я аж присел от неожиданности. Кто это говорит? Оказывает, ворон! Откуда он взял эти слова? – теряется в догадках наш собеседник. – Возможно, запомнил, когда читал ему книгу.
В планах у фермера – сделать подобие саванны, по которой будут разгуливать животные, и облагородить набережную реки Птичь, чтобы люди могли отдыхать.
– Я неугомонный, – эту фразу Юрий Карпилович часто повторяет во время нашей беседы. – Работаю без выходных и проходных, только 1 января позволяю себе отключить мобильный телефон. Всё хозяйство держится на мне. Когда в 2021 году слёг в больницу, без меня не смогли собрать урожай свёклы, и всё пропало. Ушёл в приличный минус. Вся жизнь положена на это фермерское хозяйство. Иногда от осознания того, что Минск скоро поглотит нашу деревню, опускаются руки. К счастью, вряд ли до этого доживу и увижу всё собственными глазами. Радует одно: зоопарк останется моим детям, они смогут продолжить моё дело.
Автор: Екатерина Асомчик, фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.