Мы ещё не успели подойти к подъезду, а супруги Сергей и Марина Марченко уже выглядывают в окно с детским любопытством: раз порог дома переступают гости, значит, жизнь в другой стране постепенно налаживается. Четыре месяца назад они приехали в Беларусь с минимальным количеством вещей, на руках – две маленькие дочки. Куда идти? Где искать работу? Что для этого нужно? Теперь Сергей, бывший шахтер, работает электрогазосварщиком в агрогородке, Марина воспитывает детей. “У вас такие люди! Узнав, что мы из Украины, все отдали бесплатно – манеж, игрушки, даже цветы в горшках”, - отмечает семья. 

Украинские беженцы в Беларуси 1.jpg

– Проходите в дом, будем знакомиться, – 28-летний Сергей Марченко проводит нас в гостиную и представляет всех собравшихся. – Это жена Марина, старшая дочка Ангелина, младшая Милана и наша бабушка Виктория, моя мама.

Маленькие девочки тут же протягивают нам игрушки, показывают свои нарядные платья, улыбаются. Обычно малыши “берут” время, чтобы рассмотреть незнакомцев, привыкнуть к ним.

Украинские беженцы в Беларуси 2.jpgМарина (слева), старшая Ангелина, Сергей, маленькая Милана и бабушка Виктория. Да, бабушка в семье Марченко молодая) 

Украинские беженцы в Беларуси 3.jpgТрехлетняя Ангелина обнимает маленькую Милану.

– Мы полтора года странствуем, за это время девочки научились спокойно воспринимать, что рядом много людей, – объясняет молодая мама Марина. – Когда одиннадцать месяцев жили в гостинице для беженцев в Екатеринбурге, там было 300 человек. Вместе ели, вместе проводили время. 

Когда нам вручили ключи от квартиры, это было как в сказке”

Маршрут странствий семьи с лета 2022 года выглядит так: они уехали из родного дома в Покровске в Донецкой области, несколько дней провели в Крыму, затем добрались до Екатеринбурга и уже оттуда прилетели в Минск.

– Вся наша жизнь поместилась в четыре сумки. Взяли только одежду и как напоминание о доме – иконы… В новой для меня стране сразу не понимала, что важнее найти – квартиру или работу, – говорит Виктория, которая первая отправилась в Беларусь в августе 2023 года, чтобы подготовить почву для переезда молодой семьи. 

Украинские беженцы в Беларуси 4.jpg

Украинские беженцы в Беларуси 5.jpgТе самые иконы, которые привезла с собой семья.

– Попыталась устроиться на работу, оказалось, нужна регистрация. Стала разбираться с жильём. В агентстве недвижимости подсказали: есть гуманитарная Международная организация по миграции (МОМ) в Беларуси, она помогает украинским беженцам с арендой. И не только.

Как только Виктория заселилась в квартиру в Уручье, в Минск прилетели остальные члены семьи. Признаются: $300 в месяц за аренду для них приличная сумма. Поэтому план был такой: найти предприятие, которое предоставляет жилье. В столице с этим не вышло, тогда Сергей нашел в интернете телефоны агрогородков и начал звонить с вопросом: "Вам нужны рабочие?". Оказалось, да – в деревню Черкассы, недалеко от Фаниполя.

Украинские беженцы в Беларуси 6.jpgЛюди помогали всем, чем могли, даже цветы в горшках отдали.

– Спасибо каждому, кто встречается нам на пути. Нам столько людей за это время помогли! Например, директор “Фалько-Агро" (филиал ОАО "Агрокомбинат Дзержинский") приехал за нами в Минск, отвез на машине в Черкассы и показал эту квартиру, – рассказывает Сергей. – Посмотрели, согласились с условиями и тут же получили ключи. Для нас это было как в сказке!

"Четыре дня успела поработать дояркой"

Мы беседуем в просторной двухкомнатной квартире: в углу стоят игрушки, на стене – небольшая новогодняя гирлянда, не хватает только ёлки. Марченко пока не понимают, где в деревне ее можно достать. До Нового года остались считанные дни. Но верят: и с этим вопросом они тоже справятся. Главное – есть крыша над головой и работа.

Украинские беженцы в Беларуси 7.jpgКухня в квартире.

Украинские беженцы в Беларуси 8.jpgНа день рождения родители подарили Ангелине попугая.

– В Украине я работал шахтером, у мамы было собственное дело – она занималась фастфудом, – уточняет Сергей.  

Теперь он электрогазосварщик в агрогородке, Виктория  – помощница повара в столовой. Пока они работают в деревне, жильё им предоставляется бесплатно, необходимо оплачивать только коммунальные услуги. 

Украинские беженцы в Беларуси 9.jpgВиктория с внучкой Ангелиной.

– Даже успела четыре дня поработать дояркой в колхозе, – улыбается женщина. – Услышав, что там зарплата 1800 рублей, решила попробовать. Но детские представления про ферму – это одно, а в жизни всё иначе. Я просто не справилась. Уходя, сказала сотрудницам: "Девочки, вы просто молодцы!" Это очень тяжелый труд. 

"Когда ты приехал без ничего, то 500 рублей – это огромная помощь"  

Пока мы пьем чай, наши герои рассказывают, с какими эмоциями оставили в Украине квартиру и дом после ремонта. Закрыли на ключ и уехали в неизвестность. Сейчас, спустя полтора года скитаний, они понимают, что вряд ли вернутся на родину. Им нужно начинать всё заново: устроить девочек в детский сад, завести друзей, наладить свой быт. Но пока решают другие важные задачи: где достать зимнюю одежду, постельное белье, стиральную машину.

Украинские беженцы в Беларуси 10.jpgСергей с женой Мариной.

Украинские беженцы в Беларуси 11.jpg

– Нам очень помогла Международная организация по миграции (МОМ), – рассказывает семья Марченко.  – Оплатила два месяца аренды квартиры в Минске, бесплатно перевела наши документы, купила микроволновую печь, зимнюю одежду, подушки с одеялами… А еще каждому выдала продуктовый ваучер на 100 рублей. Представляете, это же 500 рублей!  Когда ты приехал без ничего, это огромная помощь. Мы уже успели оценить белорусскую натуральную "молочку", особенно вашу сметану.

У каждой вещи в квартире своя история, как она здесь оказалась. Телевизор нашли на "Куфаре" за 40 рублей, кухонный стол кто-то отдал даром, директор "Фалько-Агро" привез семье стиральную машину, холодильник, новые кровати, а уже сами Марченко купили диван и зеркальный шкаф.

Украинские беженцы в Беларуси 12.jpgЭтот телевизор удалось купить за 40 рублей.

Украинские беженцы в Беларуси 13.jpgС бытовой техникой на кухне семье тоже помогли.

– У вас такие люди! Узнав, что мы из Украины, все отдали бесплатно – манеж, игрушки, даже цветы в горшках. Не думали, что доживем да такого… Мы привыкли сами зарабатывать, обеспечивать себя, – говорят наши собеседники.  

"Поразило, как люди стоят в очереди на маршрутку"

В разговоре семья Марченко часто повторяет: "Мы сами хотим зарабатывать, была бы возможность". Они рассматривают разные варианты, как это можно сделать. Например, МОМ помогла Сергею устроиться на водительские курсы. Когда он получит категорию “С” (А и Б у него уже есть), поиск рабочих специальностей расширится. А его мама Виктория рассчитывает: когда на руках будет вид на жительство, она сможет снова открыть собственное дело.

Украинские беженцы в Беларуси 14.jpg

Украинские беженцы в Беларуси 15.jpg

– Дальнейшую жизнь мы связываем с Беларусью. Нам здесь нравится, а люди какие приветливые, – говорит Сергей. – Знаете, что поразило?  Как люди стоят в очереди на маршрутку – спокойно, выстроившись в "змейку", и никто не толкается, забегая вперед. Наверное, когда живешь здесь, такое не замечаешь.   

– Однажды в магазине забыла документы, бежала обратно, спешила и тут же подумала: "Нет, их не заберут. Мы же в Беларуси", – смеется молодая мама Марина.     

"За последнее время научилась минус превращать в плюс" 

Маленькие Ангелина и Милана всё это время крутятся возле родителей: приносят одну игрушку за другой, смеются, дразнятся и, к счастью, не понимают, о чем говорят взрослые. Когда семья уезжала из Украины, младшей дочке был всего месяц.   

Украинские беженцы в Беларуси 16.jpgМарина Марченко.

– Она у нас до сих пор некрещёная. Ищем ей маму и папу крёстных, – добавляет Марина.  

Накануне Нового года одна из благотворительных организаций подарила девочкам санки и куклу. 

Украинские беженцы в Беларуси 17.jpg

Спрашиваем у их родителей, если бы они верили в новогоднее чудо, какое желание загадали бы:

– Хотим только мира и здоровья. Жизнь –прекрасная штука, нужно жить и радоваться. 

– За последнее время я научилась минус превращать в плюс. Зарплата небольшая? Ничего страшного, зато я рядом со своими детьми. Сергей – единственный сын, не знаю, что было бы, если бы мы расстались. Каждый день говорю себе: "Я сделала правильный выбор, уехав вместе с ними", - рассуждает Виктория. – Произошла переоценка ценностей, сейчас ценишь каждый момент, радуешься обычным вещам – электричеству, воде, открытым светлым окнам. Дома их пришлось забить ДСП, чтобы ничего не прилетело. Жили в темноте. Можно сказать, у нас теперь всё хорошо. 

Фото: Елена Таборко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.