Небольшая деревня Белая в Каменецком районе расположилась прямо в лесу, и типичной её не назовёшь. Кажется, раз хат мало, значит, и жизнь из "вёскі" постепенно уходит. В Белой всё наоборот: бегают дети, в огороде стоят теплицы, а на извилистой улице целых две агроусадьбы. Одна из них, "Польский маёнтак", принадлежит кузнецу Сергею Пискуну и его жене Татьяне Исаевой. Стоит у них спросить что-нибудь про Беловежскую пущу, и супруги расскажут всё: как появилась деревня, кто здесь жил, кому принадлежал их столетний дом, сколько видов птиц и зверей можно увидеть в лесу, какие грибы брать не стоит, и со смехом вспомнят свои встречи с волками и дикими кабанами.
Этот материал подготовлен при поддержке интернет-магазина МТС.
– Давайте сразу покажу наши владения, – кузнец Сергей Пискун встречает нас у ворот.
Со стороны он напоминает веселого богатыря – высокий, с аккуратно подстриженной бородой. На мороз в -5°C не обращает никакого внимания: одет налегке и признается, что зимой может ходить по двору в шлепанцах. Холодом его не напугать.
– Я же в Сибири родился. Когда мне было три года, родители вернулись на родину мамы в Столинский район, – говорит мужчина. За его домом на гектаре земли высажены десятки кустов малины, голубики, ежевики, несколько соток отведены под картошку.
"Деревня – это не ограничения в жизни"
Деревня Белая Каменецкого района находится на территории Национального парка "Беловежская пуща". На единственной безымянной улице – 23 дома. Здесь хаты передаются из поколения в поколение, поэтому чужаков почти нет. Несмотря на то, что впервые деревня упоминается в 1560 году, она считается молодой: семеро детей из Белой ходят в детский сад и школу, ещё шестеро учатся в учебных заведениях в Бресте и Барановичах.
– Деревня – это не ограничения в жизни. Это возможность выбора. Можно уехать в город и выбрать там, что хочешь. А можно остаться в деревне и заниматься своим делом, – говорит Татьяна Исаева.
Татьяна и Сергей.
Татьяна и Сергей – владельцы агроусадьбы "Польский маёнтак". Они жили в разных странах, городах, но в итоге вернулись к тому, чем занимались их предки. Сергей, как и его дед, увлекся кузнечным делом. А Татьяна по примеру своего дедушки стала пчеловодом. Интересов у супругов столько, что проще сказать, чем они не увлекаются. Собирают травы для душистого чая, держат пасеку, выращивают овец, баранов и свиней, коллекционируют старинные предметы, которыми пользовались деревенские жители 100 лет назад…
А для туристов они стали настоящими проводниками в мир природы и истории.
"Олени пасутся у нас на лужайке, а волки приходят пить на водоём"
Под первым снегом Белая выглядит какой-то притихшей: снег припорошил деревья, жёлтые хризантемы в цветнике – и краски деревни потерялись.
– Многие считают, что такая пора самая скучная и унылая на селе, – мы ещё не успеваем договорить, а Сергей Пискун и Татьяна Исаева начинают смеяться.
– Никому не верьте, ни одного дня скучного не бывает. Кто сказал, что природа спит? Всё живёт. Давайте пройдем за околицу нашей деревни, и сами все увидите, – мы тут же откликаемся на предложение и уже через несколько минут гуляем по Беловежской пуще. – Сейчас можно отчётливо увидеть следы косуль, оленей, зубров, диких кабанов, волков. Например, олени пасутся за нашим домом на лужайке, а волки приходят пить на водоём.
Татьяна рассказывает об этом с восторгом. Вспоминает историю, как однажды первого января на дорогу вышли рыси. И обращает наше внимание, что и зимой лес наполнен разными звуками: щебечут дрозд-рябинник и чёрный дрозд.
– Наши родители всегда тянули нас к природе, всё показывали, рассказывали. Сразу мы влюбились в неё сами, а теперь влюбляем наших гостей, – улыбается Татьяна.
Сергей высматривает птиц в пуще.
Она хоть и выросла среди вековых деревьев, но специально отучилась на курсах экскурсовода и даже успела поработать в Национальном парке "Беловежская пуща". Помимо научных знаний, у неё в копилке множество личных историй про встречи с дикими животными.
– Пару лет назад в лесу встретила волка в нескольких метрах от себя. Погода дождливая, а он такой красивый стоит! Просто сказочный зверь, – в момент, когда на лице Татьяны появляется улыбка, на нашем считывается полный ужас. – Кто бы что ни говорил, животное боится человека. Волк сразу впал в ступор и через мгновение полетел в овраг. А буквально недавно искала опята в лесу, уже сумерки надвигались и вдруг в 200 метрах стоит стая волков. "Здравствуйте, я сегодня не ваш ужин", – произнесла, и мы разошлись.
На чердаке дома в чугуне нашли письма с фронта
Прежде чем Сергей и Татьяна оказались вместе в деревне Белая, каждый прошел свой путь. Их свела печальная история: Сергей потерял жену, Татьяна – мужа. Создав новую семью, пара даже не думала, что их общее увлечение природой приведёт к открытию агроусадьбы "Польский маёнтак". Всё делали для себя, а получилось, что это откликнулось и в других.
– Когда жила в Москве, знала: пуща возьмёт верх, – отмечает наша собеседница. Она хоть и родом из этих мест, но успела пожить в Сургуте, Москве, прежде чем вернуться в деревню Белая. Вспоминает, как однажды в монастыре к ней подошел неизвестный мужчина и спросил: “Думаете, вы в Москве останетесь? Нет. Все свое найдете у себя дома". Встал и ушел. – Прошло два года -- и я вернулась в Беловежскую пущу. Купили дом 1929 года постройки, который должен был рухнуть. Когда-то в нём находились школа и театральный кружок. Про это даже писали в одной из газет в 1935-м.
Когда семья стала разбирать крышу, на чердаке дома нашли письма с фронта, датированные 1943-1945 годами. Они лежали в чугунке, засыпанные мелом. И сохранились настолько хорошо, что можно без проблем прочитать каждую строчку.
"Если не будем знать свою историю, потеряем себя"
Сергею и Татьяне интересно всё: кто жил в пуще, чем занимались люди, как они отдыхали. Говорят, Белая была зажиточным местом, сюда на работу в лес съезжались со всей окрестности. А за зарплату можно было купить пальто или “чаравічкі”. Собирая один экспонат за другим, супруги создали своеобразный музей народного быта.
– Этому самовару 135 лет, он до сих пор работает, – показывает Сергей. – Для нашей местности чаепитие – это целая традиция. Самовары были в каждом доме. Люди собирали иван-чай, мяту, мелиссу, землянику сушили, а потом заваривали.
Вышиванки, рушники, граммофоны, керосиновые лампы, утюги, старинные латунные весы – чего только нет в музее.
– К сожалению, эти вещи многим не нужны, их просто выбрасывают на свалку, – отмечает Сергей Пискун. – Ну зачем молодежи скатерть, на которой вышито "1954 год"? Или передники, рушники?
Сергей показывает один из самых своеобразных предметов – мухоловку.
– Если мы не будем знать свою историю, то потеряем себя. Например, на Столинщине есть уникальный обряд “Конікі” на Колядки. Люди переодеваются в козу, медведя, волка и ходят на Старый Новый год по домам. Мы этот обряд чтим.
Как Сергей стал кузнецом
В обычной жизни Сергей работает машинистом крана, но несколько лет назад пошел по стопам своего деда Степана и стал заниматься кузнечным ремеслом.
– Думаю, это на генетическом уровне передалось, – говорит мужчина и ведёт нас в кузницу, которую построил своими руками. Как и всё, что находится на территории их усадьбы.
– Здесь 125 тонн камней, – Сергей указывает на самобытные стены.
Спрашиваем, насколько вообще сейчас востребована такая профессия:
– До сих пор ко мне обращаются жители деревни. Кому-то нужно отремонтировать старый топор, тяпку, сделать ножи. Понимаете, восстановить хорошее старое железо гораздо выгоднее, чем купить что-то в магазине. Возьмешь новые вилы, один раз вогнал в землю, повернул – и всё, они уже разогнулись.
И признаётся, что здесь (в деревне и кузнице) он получает настоящее удовольствие от работы. Жизнь в городе таких эмоций не вызывала.
– Там один маршрут – диван-телевизор-холодильник. Это не моё, – добавляет Сергей Пискун.
"Мы ещё сами молодые и креативные. А дети пусть ищут себя"
Рядом с кузницей стоит старая пчелиная колода, которая когда-то принадлежала дедушке Татьяны. Сейчас борть на реставрации, но уже весной в нее заселятся пчёлы.
– Мой дедушка – пчеловод, вырос в пуще. Он умел "договариваться" с пчёлами, его могли слышать насекомые и животные. Если дедушка продавал корову в соседний дом, мог так пошептать, что животное сразу привыкало к новому хлеву и его не тянуло обратно домой, – рассказывает Татьяна.
– Так он был "дедом-шептуном"? – уточняем мы.
– Нет, волшебный дедушка, который знал волшебные слова, – расплывается в улыбке женщина.
Вернувшись к своим истокам, Татьяна быстро поняла: ей не хватает профессионального образования в этой области. И поступила на заочное отделение Смиловичского аграрного колледжа на специальность "пчеловодство". В прошлом году получила диплом, так что теперь не только по пчелам может прочитать лекцию, но и отработать свои знания на практике – в огороде уже стоят пять ульев.
– Мы получаем разные знания, развиваемся, чтобы быть примером для наших детей (у пары трое сыновей, сейчас все дети учатся и работают в городе – Прим.). Даём им возможность идти своей дорогой. Они потом сами примут решение, что с этим со всем делать, а пока ищут себя, – говорят Сергей и Татьяна. – Нам хочется ещё что-нибудь сломать, построить, опять сломать и вновь создать. Ни на кого не надеемся, мы еще сами молодые. И креативные.
Фото: Елена Таборко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.