Деревня Барово в Ивьевском районе хоть и маленькая (местных жителей человек тридцать), но настоящая. С автолавкой, лесом, а рядом – Неман. Два года назад во время пандемии минчане Татьяна Бакланова и её муж Валерий решили переехать сюда. Деревенская жизнь так увлекла пару, что они открыли уже две агроусадьбы – "Букашкин дом" и "Хату Хомы". Гости едут в Барово за ощущениями детства: смотрят на печку, спят на больших старых железных кроватях, ходят в лес за грибами и пробуют вёску на вкус.
Утром деревня живёт своей тихой жизнью: по улице катится велосипедист, где-то залаяла собака, кто-то наводит порядок во дворе к зиме. Никакой телефон не помешает насладиться осенью: интернет почти не работает.
Татьяна Бакланова встречает нас на террасе своего дома. Вокруг всё наполнено вкусом, красотой и гармонией. Если не знать, можно подумать, что Татьяна – дизайнер. Но она по образованию учитель английского и немецкого языков, работала в антикварном магазине в Америке, пекла хлеб в кафе, а позже открыла в Минске кофейню с книгами "Букашкин дом".
Валерий занимается IT-стартапами. Супруги побывали в 131 стране и старались во время путешествий останавливаться в аутентичных домах, где можно почувствовать дух региона, страны. Видимо, поэтому не было желания деревенские дома превращать в современные отели.
– Я каждый день растапливаю печь, с ней сразу тепло и уютно становится. Хочется, чтобы в ней что-то шкварчало, – говорит Татьяна, когда мы садимся за стол с видом на печку.
По кружкам разливается травяной чай, к нему – варенье из тыквы, апельсина и лимона. Его варил местный дед Костик (смешные и жизненные рассказы про него будут чуть позже).
За полтора месяца сделали ремонт в доме, где никто не жил 30 лет
Деревня Барово – место, где Валерий проводил лето у бабушки. И про деревню он может рассказывать только в восхитительной форме. Как-то Татьяна предложила мужу съездить на остров Нантакет в Атлантическом океане, где год прожила в студенческие годы, а Валерий спросил: "И что? Там лучше, чем в Барово?" У нашей собеседницы с деревней другая история – она выросла в городе и до пандемии в 2020 году могла здесь провести выходные. Это максимум, ни про какой переезд речи не шло.
– Во время коронавируса и закрытых границ поняла: сидеть дома с тремя детьми в городе не лучший вариант, – вспоминает Татьяна. – Приехала в Барово, зашла в этот дом, а тут пустота, темнота, даже пола не было. Он в таком виде простоял 30 лет. Прямо то, что нужно. Приходи и делай всё по своему вкусу. Меня не пугает заброшенное состояние, наоборот. Тут же рисую в голове, где и что поставить, какие шторки повесить. Когда покупали квартиру в Минске, вместо той, куда можно было заехать сразу, я остановилась на квартире, где жили алкоголики, вместо окон – пакеты. Это как чистый лист, на нём здорово работать.
У Татьяны и Валерия была чёткая цель: отремонтировать свой первый дом за полтора месяца. Местные такому темпу удивились: люди строятся годами. На минчан поглядывали с интересом, таких чудаковатых тут ещё не было. В итоге всё получилось – пол постелили, печь отремонтировали, окна новые вставили, балки на потолке покрасили.
– Мы не перфекционисты, поэтому так быстро заселились, – смеётся Татьяна. Почти весь ремонт они сделали с мужем вдвоём, Валерий впервые в жизни взялся за болгарку. – Когда делали ремонт, мимо дома проходили местные бабушки, прогуливались, зайти стеснялись, поэтому мы сами приглашали: "Может, хотите посмотреть на ремонт?" А они тут же: "Канешне, хочам". Заходили, вспоминали, как тут жила Маня, как песни у неё дома пели.
"Печка – это душа дома"
Когда заселились в деревенскую хату, у супругов возникла идея привести в чувство ещё один старый дом. На тот момент книжный магазин в Минске пришлось закрыть, и Татьяна решила себя чем-нибудь занять. А ещё нужно было придумать, куда деть мебель из магазина. Почему бы не в деревенскую хату?
– Сначала никаких планов про сдачу дома не было. Отремонтировали и решили продать. Стали приезжать люди, придирчиво осматривать, а он такой кукольный, красивый, и я решила оставить себе, – продолжает рассказывать Татьяна. – Первый посетитель – моя знакомая, наблюдала за ремонтом в Instagram и очень захотела пожить здесь несколько дней. Я думала-думала и согласилась.
Так появилась агроусадьба "Букашкин дом" – жёлтый деревянный дом на центральной улице Барово, который внешне отличается от остальных хат только вывеской. Чуть позже открылась "Хата Хомы" (её назвали в честь дедушки, который жил в этом доме). И здесь Татьяна полностью сохранила дух вёски: от прежнего хозяина в доме осталась мебель и даже шторы. Сегодня, в будний день, хата свободна, и мы идём в агроусадьбу.
Во дворе "Хаты Хомы" – яблоневый сад, качели из деревянного корыта, стол с видом на закат, сеновал. Внутри дома – железные кровати, горшочки для запекания, в окнах – вата и украшения, как раньше делали бабушки.
А в шкафу – белорусский национальный костюм. Его подарила местная бабушка Ядя (в нём она выступала в известном хоре), теперь его могут примерять посетители агроусадьбы и фотографироваться на память. И, конечно же, есть печка.
– Это душа дома и то, за чем приезжают городские жители, – говорит Татьяна. – У нас есть подробная инструкция, как гости могут растопить печку. Правда, не у всех это получается.
На каждый дом по $5 тысяч
Ремонтируя дома, Татьяна и Валерий решили на каждый выделить по $5 тысяч, не больше. Основная статья расходов – провести воду и сделать туалет с ванной. Наша собеседница искренне не понимает, почему многие живут в деревне без удобств.
– Мы как-то путешествовали по югу Англии на машине и сняли "Дом пастуха". Посреди овечьего поля стоял маленький вагончик, внутри кровать, комод, буржуйка. А в соседнем домике, похожем на хозпосторойку, – кухня и туалет с ванной. Но вот как это можно было сделать посреди поля? Я сфотографировала бойлеры, насосы. Значит, и в обычной деревне это можно организовать при желании, – Татьяна отмечает, что не раз идеи с её путешествий она воплощала в жизнь в своих агроусадьбах.
Глядя на её деревенские хаты, понимаешь: это мог сделать человек, наполненный красотой. Татьяна подписана на американских и норвежских фермеров, восхищается деталями в их домах и отношением к агротуризму, жизни, животным. Увидев, как у них спокойно по усадьбе бегают кролики, Татьяна решила узнать, возможно ли это у нас. Оказалось, да. Кролики живут на ограниченной территории, им не нужен сарай и клетка.
– Поехали в Ивье на рынок и купили шесть штук. В лес не удирают, могут бегать по сараю, прятаться под фундаментом дома и бани. Да, едят мой огород, но меня это не смущает, – говорит хозяйка агроусадьбы. Троих унёс коршун, от остальных ждут потомства. Если всё сложится, кролики появятся не только возле дома Татьяны и Валерия, но и во дворе "Букашкиного дома" и "Хаты Хомы".
Сюда люди едут за тишиной, пением птиц, за ощущением "лето у бабушки в деревне" и велопрогулками по лесу. Но даже в серый и дождливый ноябрь гости бронируют агроусадьбу: им хочется на природу, подальше от всей суеты. А на прошлый Новый год буквально за несколько часов до боя курантов одна семья приехала в "Букашкин дом", чтобы на праздник побыть без телевизора, интернета и планшета.
"Божа, Сяргеўна, дзе ты такіх харошых гасцей знаходзіш?"
За время жизни в Барово минская семья успела подружиться с местными. Татьяна так часто с юмором и теплотой рассказывает в Instagram про деда Костю, что он уже воспринимается как добрый герой из сказки.
– Когда мы поставили яблоневые корчи во дворе, Костя сразу спросил: "У вас што няма роўных стаўбоў?" А потом оценил: "Хораша так вышла. Можа, і мне такое зрабіць?" – Татьяна приводит примеры, как скептическое отношение к чему-то новому у деревенских менялось на то, что можно пазаимствовать и им. – Дед Костя – наш дружбан. Как он готовит! Как-то попросила поделиться рецептом дранки (бабки), её очень любит муж. А он отвечает: "Не, прыду да цябе і сам ўсё зраблю. На словах ты нічога не поймеш". Пришел: "Сала ёсць? Не, такое не падойдзе. Схаджу дамоў за салам". Всё сам приготовил и ещё на Рождество к себе с женой пригласил. А там – утка, дранка, мочанка… Блюд семь, наверное. Так вкусно, что просто вываливаешься на улицу после ужина.
А ещё дед Костя – местная энциклопедия. Он знает, когда лучше посадить огород, как избавиться от муравьёв-жуков-кротов, когда пойдёт дождь, где достать “чыгунки”, старую телегу, “кошыки”. Он любит, когда в Барово приезжают люди, и готов всех накормить – щами из квашеной капусты с грибами, грибным супом с перловкой, пшённой кашей из печки, блинами.
– Ему гости такие отклики оставляют, что Костя цветёт и пахнет. Прихожу к нему, читаю отзывы, он просит их распечатать, чтобы отправить родным, и говорит мне: “Божа, Сяргееўна, дзе ты такіх харошых людзей знаходзіш? З імі так добра гаварыць", – рассказывает Татьяна.
Как дед Костя выясняет отношения с козой Тамарой, слышит вся деревня
Послушав про него столько историй, кажется, мы уже хорошие знакомые. Отличный повод заглянуть в гости. На пороге, скрутившись в клубок, сидят кошки, на нас шикает гусыня, дед Костя выходит, улыбается и тут же приглашает на блины:
– Сёння спёк, з варэннем.
Но мы просим показать хозяйство, рассказать про жизнь в деревне и гостей.
Спрашиваем, сколько же местных в Барово. Мужчина тут же пересчитывает всех по пальцам и выдаёт – 31 человек. Прогуливаясь по двору, рассматриваем беседку, она должна была быть из шифера, но под влиянием Татьяны и её вкуса стала из лозы. Она смогла убедить соседа, что так будет красивее, и даже венок специальный для неё сплела.
– Тамара, ідзі сюды! – кричит дед Костя куда-то вдаль.
Из-за сарая выглядывает коза. Говорят, по утрам вся деревня слышит, как Константин и Тамара выясняют отношения. Не всегда коза готова слушать хозяина, но всегда бежит к нему, когда мужчина возвращается из леса. Туда он ходит не только за грибами, но и послушать птиц. Однажды Татьяна из Минска привезла деду Косте книгу про птиц, он почти замер от восторга и долго не мог оторваться от чтения.
Дед Костя выносит на крыльцо те самые блинчики на тарелке, от которых мы отказались сразу, вручает Татьяне, и она так идёт по улице. Обычная деревенская зарисовка.
– Видите тот дом? – указывает Татьяна на заброшенную хату с яблоневым садом. – Пытаемся найти хозяина, пока безуспешно. Интересно было бы поработать с этим домом, в голове уже выстроились картинки, как сделать из него уютное и красивое место.
Фото Джейлан Сильванович
***
Читайте нас в Viber и Telegram