По данным Нацбанка, в 2024 году мошенники украли со счетов белорусов около 50 млн рублей. Какие схемы чаще всего применяют аферисты, что делают банки, чтобы защитить наши деньги, а что требуется от нас самих? Обсудили с Paritetbank.

Мошенники.jpgФото: gov.kz

От фишинга до “инвестиций”

Наверняка вы хоть раз сталкивались со странными звонками от “правоохранителей”, “сотрудников банков”, “врачей”, “мобильных операторов”. Суть таких разговоров – выуживание персональных данных или снятие денег со счетов. Но это не единственная схема, по которой мошенники пытаются украсть чужие средства.

– Клиенты чаще всего становятся жертвами фишинга, получая поддельные письма, сообщения или попадая на сайты, имитирующие банковские ресурсы с целью украсть логины, пароли или данные карт, – рассказали в Paritetbank. – Также среди мошенников широко распространены схемы социальной инженерии: это те самые звонки от “службы безопасности” с просьбой сообщить код из СМС или перевести деньги на “безопасный счет”. Еще одна популярная уловка – фейковые инвестиции: предложения вложить деньги в “высокодоходные проекты” через поддельные платформы.

Киберпреступник.jpgМошенники могут позвонить от лица банковских работников. Фото: radio1.ru

Нередко белорусы “клюют” и на поддельные объявления. Мошенники создают фейковые сайты, магазины или предлагают услуги и товары в социальных сетях, соблазняя низкими ценами и вынуждая потенциальную жертву перевести денежные средства на их счет.

Не только банки, но и мошенники берут на вооружение современные технологии. Так, может, они могут скопировать и лицо, и голос, и отпечатки, и поведение клиента банка – чтобы, к примеру, оформить на него кредит или снять нужную сумму со счета?

Paritetbank отслеживает такие тенденции и размещает на своем сайте актуальную информацию о мошеннических схемах и способах обезопасить сбережения.

Решение всегда за жертвой?

Давление, угрозы, соблазн – эти уловки используют аферисты, чтобы заставить людей распрощаться с деньгами. Но роковое решение принимаем мы сами: на эмоциях переводим средства куда скажут, подтверждаем свои намерения, вводя код из СМС… Или все-таки кража может пройти и без нашего участия?

– Если злоумышленники получат доступ к аккаунту через вредоносное программное обеспечение или фишинг, они могут совершить перевод самостоятельно, без участия владельца счета, – предупреждают в Paritetbank. 

Блокировка операции.jpgЕсли операция по счету покажется банку подозрительной, ее заблокируют. Фото: skolkovo.moscow

Какой алгоритм действий при совершении “подозрительных” операций?

При подозрениях операция блокируется, а клиент получает звонок от банка. Важно помнить, что настоящий банковский работник во время телефонного разговора не будет спрашивать у вас пароли, CVV/CVC (код с обратной стороны карты), предлагать перевести деньги на "безопасный" счет. Он просто уточнит, действительно ли вы совершаете операцию.

Искусственный интеллект.jpgИскусственный интеллект может быть инструментом как для защиты банковских счетов, так и для их опустошения. Фото: iStock

Можно ли вернуть похищенные деньги?

– Как правило, несанкционированные переводы начинают свое путешествие по цепочке счетов “дропов” (подставных лиц) в различных банках, и в итоге попадают на счет в иностранный банк либо конвертируются в криптовалюту, – описывают механизм специалисты. – Как только деньги уходят за границу или конвертируются в “крипту”, процесс их возврата становится крайне трудоемким.

Вернуть похищенные деньги.jpgЕсли деньги со счета жертвы мошенников выводятся на зарубежные счета или переводятся в криптовалюту, вернуть их крайне сложно. Фото: cher-poisk.ru

Например, для блокировки перевода через зарубежный банк требуется взаимодействие с международными правоохранительными органами, и оно может растянуться на месяцы.

Что касается мошеннических кредитов, случаи, когда клиент не участвует в оформлении на него кредита, довольно редкие. К тому же, технологии защиты постоянно совершенствуются, все больше ограничивая возможности мошенников. В Paritetbank отметили, что банки используют многоуровневую защиту, которая сводит вероятность подобного исхода к минимуму. 

Что делать, если вы стали жертвой мошенников?

Специалисты подчеркивают: каждый час после мошеннической операции снижает вероятность возврата средств в разы, поэтому важно действовать максимально оперативно.

  • Немедленно сообщите о ситуации в банк – это повышает шанс остановить перевод на этапе движения между счетами “дропов”.

  • Обратитесь в правоохранительные органы для блокировки мошеннических ресурсов и запуска официального расследования.

  • Соберите все возможные улики: чем больше у вас данных, тем проще банку и правоохранителям найти злоумышленников.



В любом случае, даже в сложных ситуациях банк стремится минимизировать ущерб для клиента.

Как защитить свои сбережения?

На этот счет у Paritetbank есть несколько простых, но действенных советов.

  • Никому не сообщайте коды из СМС, номер карты, ее CVV, пин-код, пароли от банкингов.

  • Проверяйте источники: не переходите по ссылкам из странных писем или сообщений.

  • Используйте двухфакторную аутентификацию и антивирусы.

  • Включайте уведомления о транзакциях.

  • Не спешите: мошенники часто создают искусственную панику. Например, говорят, что ваш счет взломали и нужно срочно действовать. Перезвоните в банк по официальным номерам телефонов и проверьте полученную информацию.

– Банки постоянно улучшают защиту, но ответственность за безопасность средств клиентов в первую очередь лежит на них самих, – резюмируют в банке. – Необходимо постоянно повышать уровень цифровой и финансовой грамотности. Осведомленность и критическое мышление – лучшая защита от мошенничества.

Автор: Елена Парукова

*Партнерский материал

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.