Эпоха звезд кино подходит к завершению: кумирами миллионов станут придуманные искусственным интеллектом образы. Себестоимость кинопроизводства уменьшится и собственным домашним Голливудом сможет обзавестись любой. Нейросети научатся писать сценарии, подбирать виртуальных актеров, снимать и озвучивать роли и просто потопят само понятие "большое кино". Сбудется ли такой прогноз для киноиндустрии? Поговорили об этом в Смартэфире с исполнительным продюсером VP-студии BY Movie Production Company Ольгой Михаленко.

Партнером проекта “Лаборатория будущего”, в котором мы рассуждаем о будущем сосуществовании человека и искусственного интеллекта, является компания “Регула”.

Искусственный интеллект в кино 1_Ольга Михаленко.jpgОльга Михаленко в редакции Смартпресс

Страшен сам Deepfake или те, кто его использует?

Об этом вряд ли задумываются зрители, но ИИ в сфере производства видео уже сегодня используется на всех этапах подготовки, съемок и вывода контента "в мир", – уверяет продюсер. 

И этого, по мнению Ольги Михаленко, не стоит бояться – это, наоборот, "суперсила". Угрозу, скорее, представляют люди, которые делают инструмент "опасным":  

– Половину прошлого года Голливуд "трясло" от забастовок сценаристов и актеров, не согласных делить хлеб с нейронками. Остановилась работа над новыми историями вселенной Марвел и Аватаром 3, их премьеры перенесли на более поздние сроки. Актеры выступали против бесконтрольного использования технологии Deepfake – замены лиц и голосов. А ведь сама технология уникальная! Ранее надо было потратить полгода, чтобы в каждом кадре, например, короткометражки на 13 минут, внести изменения во внешность актера. А теперь можно очень быстро без участия специалистов-графиков поменять лицо неизвестному актеру на легенду или омолодить кого-то, как Де Ниро в "Ирландце". 

Но! Все это должно быть согласовано со всеми участниками финального кадра. Иначе – это обман, реально опасный и для заработка актеров, и для репутации. Но это же не вина ИИ. Это делают люди. Трансформации сферы уже не избежать, но большинство задач можно отдавать ИИ только частично: он не напишет сценарий полного метра, но даст массу классных идей для новелл, не сможет сыграть роль вместо Брэда Питта, но "оживит" игрушечного персонажа, не напишет композицию, как Шнитке, но сделает качественную фоновую музыку. И это лишний раз доказывает: человека "не истребить машиной", если этот человек научится грамотно ее использовать себе же на пользу.

Искусственный интеллект в кино 2.pngПример использования технологии deepfake: ИИ примерил лицо гостьи Смартпресс Ольги в образе Барби

Ольга отмечает, что наряду с дипфейком, все чаще в кино появляются металюди – 3D модели фотографически схожие с живыми людьми. Искусственный интеллект помогает анимировать их куда быстрее, чем это делалось "руками", но все же не досконально. О полной замене человеку в кино речь пока не идет. 

– Если рассматривать ИИ как создателя персонажей, то это колоссальный прорыв! Все больше появляется несуществующих певцов, актеров-голограмм, анимационных персонажей, на которых раньше ушли бы годы производства, рисуй мы (киношники) такого уровня графику сами. И эти плоды нейросетей могут быть ничуть не похожи на живого человека, но вступают с ним в конкуренцию за публику, за деньги рекламодателей и заработок, конечно, – говорит продюсер.

Искусственный интеллект в кино 3.jpgТанос из фильмов вселенной Marvel был создан с помощью ИИ. Кадр из фильма "Мстители: война бесконечности" (2018). Фото: Marvel Studios

Кино, сделанное людьми, станет элитным продуктом

Исследуя арсенал доступных сфере нейросетей, можно предположить, что в ближайшие 10-15 лет ИИ сможет взять на себя весь цикл кинопроизводства. Или все-таки нет? По мнению Ольги Михаленко, кино в настоящем виде может стать элитным продуктом. И эта "элитность" будет измеряться как раз степенью причастности человека к "кинотворению". 

– Высокобюджетные блокбастеры точно никуда не исчезнут, они только набирают зрелищности, благодаря возможностям ИИ. Но сделать такого уровня картину без людей у нейронок не выйдет – все же они пока совсем не всемогущи. Не уйдет и нишевое кино, артхаус, потому что искусственный интеллект – не творец, а креативщик. Он перерабатывает терабайты уже сотворенного человеком, делает это оптимально, качественно, быстро. Но без риска, без юмора. Например, я обожаю Паоло Соррентино, и ИИ может сгенерировать похожую картинку, но никогда не повторит авторской иронии в каждом диалоге, композиции кадра, как это делает маэстро.

Пример работы генератора видео на базе OpenAI Sora. Все кадры созданы искусственным интеллектом по текстовому описанию

Какие функции в кинопроизводстве уже сейчас можно смело отдавать на откуп нейросетям?

Продюсер уверяет: с оргзадачами прекрасно справляются всякие машинные сметчики, планеры, органайзеры. На этапе пре-продакшена (период до съемок) ИИ сильно выручает и даже спасает от ошибок.

– Во-первых, наряду с творческой командой, мы ставим задачу ChatGPT предложить побольше творческих идей. После с помощью той же нейронки можно оформить режиссерский тритмент (презентацию, экспликацию) для заказчика или группы. Главная возможность: быстро и качественно делать любое количество "пробников" кадра. Можно не ездить далеко, подбирая локации, не покупать материалы на какой-то реквизит, который потом еще и не пригодится, можно, наконец, понять, как будет выглядеть герой в конкретном кадре, ничего на это не потратив! Также мы не раз пользовались услугами нейросети для создания раскадровок. Ну а в работе с графикой в постпродакшн ИИ – это дивный мир возможностей.

Искусственный интеллект в кино 4.pngПример создания раскадровки по запросу “Мужчина и женщина в автомобиле citroen ami, нарисованные в черно-белых цветах в стиле раскадровки” в нейросети DALL-E. Иллюстрации не идеальные, но достаточные для такой задачи

ИИ не только забирает у людей работу, но и создает новые профессии

Ольга Михаленко не склонна драматизировать ситуацию с заменой человека на нейронки. 

– Раньше музыки в кино не было, во время сеансов за занавеской играли таперы. Эта профессия исчезла, исчезнут какие-то еще, но это вряд ли повод для скорби. Мы "в прямом эфире" наблюдаем изменения на рынке труда. Уже появилась необходимость в специалистах новых профессий: инженерах по машинному обучению, аналитиках данных, промт-инженерах (людях, которые прописывают запрос для ИИ). 

Сейчас тот самый момент, когда в ранее закрытую индустрию может войти почти каждый: учитесь, исследуйте, пробуйте – и вот уже у вас все шансы стать частью большого кино, а то и сделать его самостоятельно, – отмечает руководитель BY Movie Production.

Опыт продюсера: ИИ действительно помогает экономить. А значит, дает возможности творить больше

Огромное подспорье с использованием ИИ появилось в области киномаркетинга, делится наблюдениями Ольга Михаленко. Целый ряд платформ сегодня обрабатывает всю информацию о фильме: фиксирует кассовые сборы и отклик зрителей, выявляет закономерности, сопоставляя результаты с жанром кино и актерским составом… Опираясь на “советы” ИИ, можно скорректировать стратегию продвижения и даже оптимизировать бюджет на работу с новой кинокартиной. Не случайно помощью нейросетей уже несколько лет пользуются "акулы" индустрии вроде Warner Bros, Sony Pictures и прочих.

– Настолько качественно проделать эту работу человек ранее не мог вообще. И когда я, как продюсер, вижу, что с ИИ у меня открывается не только возможность сделать что-то по-новому, но экономятся средства и время, было бы смешно и глупо игнорировать прогресс. Свою творческую команду мы сильно сократили: задачи по худчасти, дизайну, звуку, а также организации процессов примерно пополам делят у нас нейросети и люди. Это сэкономило средства для того, чтобы пригласить в команду IT-специалистов. Из видеопродакшна BY Movie стала "виртуальной" студией: пока мы единственные в стране завязали вообще все съемочные процессы, а также постобработку на виртуальных технологиях, – делится Ольга Михаленко.

Искусственный интеллект в кино 5.pngСегодня студия BY Movie Production работает над созданием фотореалистичного анимационного хоррора. При анимации металюдей команда использует несколько нейросетей

По словам продюсера, самый тревожный пункт в отношениях "ИИ – человек" в киноиндустрии – авторское право. На постсоветском пространстве использование нейросетей в любых проектах пока никак не регламентировано, и этим, очевидно, придется заняться и уже скоро.

– Пока что работа с искусственным интеллектом больше происходит по наитию. Всем очень интересно, все что-то пробуют, все восхищены и немного в стрессе. Это добавляет драйва в нашу и без того неординарную киножизнь, – смеется Ольга.

Искусственный интеллект в кино 6.jpgОльга Михаленко в студии Смартпресс

Автор: Ольга Михаленко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.