Может ли ChatGPT заменить ту Олю или Вику из турагентства, которая организовала вам потрясающий отпуск, фотографии с которого вы и сейчас с удовольствием демонстрируете друзьям? И если искусственному интеллекту по силам это сделать быстрее и дешевле, то сколько времени осталось еще жить турагентствам? Об этом в рамках специального проекта "Искусственный интеллект. Профессии", который Смартпресс подготовил при поддержке компании "Регула" поговорили с турагентом и travel-блогером Марией Колядко.

ChatGPT и турагент 1_Мария Колядко.jpgМария Колядко

Туризм на взлете, но ИИ здесь ни при чем

В нынешнем году туризм снова набрал обороты после всех напастей, свалившихся на любящих отдых белорусов. Правда, с развитием искусственного интеллекта это не связано – мы просто соскучились без "морька".

– Туристический бизнес оживает в этом году. Снова все забурлило, заказывают туры, летают и отдыхают белорусы с удовольствием. И турагентства справляются сами, без ИИ. Более того, я не вижу, что, например, ChatGPT может предложить прогрессивного в нашем бизнесе вместо уже имеющейся инфраструктуры. Как поисковая система – собрать информацию по отелям, экскурсиям, стране – он хорош, хотя и с оговорками. Но подобрать идеальный тур под запросы клиента сможет только турагент-человек, – говорит Мария Колядко.

ChatGPT и турагент 2.jpg

По ее словам, "догнать" опытного турагента и "отнять" у него работу искусственный интеллект сможет еще не скоро.

– Может быть, когда ИИ накопит полный объем информации о нас – соберет все наши данные, информацию о нашей семье и создаст у себя какую-то полную цифровую копию человека, то он и сможет помочь выбрать место отдыха, забронировать билеты и отель, подать документы на визы. Возможно, лет через 5-7 ChatGPT ворвется в нашу жизнь полноценно и турагентства умрут. Но сейчас люди хотят покупать туры у людей, – отмечает эксперт.

Клиенту надо, чтобы турагент его "подтолкнул" к принятию решения

Люди хотят общаться с людьми и "считывать" их эмоции, утверждает Мария Колядко.

– Многие не хотят даже туры покупать онлайн – они предпочитают приехать в офис, поговорить с тобой, задать тысячу вопросов и прочувствовать твои эмоции. Более того – многие клиенты подспудно хотят, чтобы турагент подтолкнул его к принятию решения. ИИ на это не способен: он выдаст информацию, а ты сиди, думай и принимай решение сам, – рассказывает турагент.

Отдых.jpg

Как правило, у желающих отдохнуть возникают десятки личных вопросов о предполагаемом месте отдыха и им важен "пользовательский" опыт, а не сухая информация от искусственного интеллекта. По словам Марии Колядко, вопросы о личных впечатлениях от отдыха в конкретном отеле или на конкретном курорте, а также об отзывах других отдыхающих являются одними из самых частых.

Люди еще не научились доверять ИИ

Недоверие к искусственному интеллекту – еще одна причина, по которой люди будут еще годы посещать турагентства и общаться с живыми людьми.

– Клиенты боятся, что столкнуться с мошенничеством, переведут деньги на непонятный счет и никуда не улетят. И, самое главное, спросить будет не с кого. Да, бывают и мошенничества в агентствах – но, как правило, злоумышленников ловят, сажают в тюрьму, арестовывают счета и возвращают потерпевшим деньги. А разве можно посадить в тюрьму ChatGPT? – говорит Мария Колядко.

ChatGPT и турагент 4.jpg"Ожидание и реальность": белорусы опасаются, что ИИ их обманет

Возможно, ситуация изменится в будущем, считает турагент, когда будет накоплен большой положительный пользовательский опыт. 

– Если многие твои знакомые успешно организовали себе отдых с помощью ChatGPT, не потеряв при этом деньги, и остались довольны, возможно, и вы рискнете попробовать, - считает эксперт.

Еще одна проблема – фейковая информация, которую искусственный интеллект пока с трудом отличает от настоящей.

– Был случай, когда клиент пришел с распечаткой из ChatGPT: вот говорит, отличный отель, который мне идеально подходит – почему вы мне его не предложили? Мы перепроверили – этот отель уже два года находится на реновации и не принимает клиентов! Но искусственный интеллект выдал пользователю старую информацию. И такие случаи не единичны, – рассказывает Мария Колядко.

ChatGPT и турагент 5.jpgА что, если искусственный интеллект перепутает Парижи?

По ее словам, причины не доверять ИИ у пользователей самые разные: от банального "а вдруг что-то пойдет не так?" до опасений за свои личные данные, которые при взломе могут появиться в открытом доступе. 

– У меня лично нет столько доверия к ИИ, чтобы я взяла и перевела ему деньги. Возможно, это просто психологический барьер, – говорит эксперт.

С искусственным интеллектом подружится только новое поколение

Люди, которым сегодня 40+, едва ли когда-нибудь перестроятся и в полной мере научатся доверять искусственному интеллекту, считает Мария Колядко.

– Я думаю, что полноценно пользоваться им сможет только новое поколение – дети, рожденные после 2010 года, те, кто родился со смартфоном в руках. Именно они начнут пожинать плоды технического прогресса, – рассказывает турагент.

ChatGPT и турагент 6.jpgАмериканская туристическая компания Expedia интегрировала ChatGPT в свое приложение. Утверждается, что ИИ для персонализации использует 1,26 квадриллиона переменных

Что касается турагентов, то им придется "подружиться" с искусственным интеллектом, который, по мнению Марии Колядко, станет их великолепным помощником.

– В обозримом будущем профессия турагента сохранится, однако агенту-человеку придется работать вместе с искусственным интеллектом. Ведь, в отличие от человека, который не в состоянии запомнить все, а что-то может и забыть, ИИ может хранить и обрабатывать огромные объемы данных, практически мгновенно выдавать необходимую информацию, поможет бронировать отели, заказывать еду, транспорт, прокладывать маршруты экскурсий… Но все равно эта информация будет проверяться турагентом и подстраиваться под клиента, – прогнозирует эксперт.

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% - только с разрешения редакции.