26 ноября исполнилось бы 95 лет Владимиру Короткевичу. Он до сих пор остается самым читаемым автором среди белорусских классиков. Несколько его произведений экранизированы, а роман “Черный замок Ольшанский” – уже дважды. Собрали известные экранизации писателя, а также вспомнили о воплощении его произведений в опере. Спойлер: в одном из фильмов Короткевичу досталась эпизодическая роль. Даже две!
Владимир Короткевич (слева) на киностудии “Беларусьфильм”,1979 год. Фото из книги “Уладзімір Караткевіч. Быў. Ёсць. Буду!”
Гісторыя бадзягі, які воляй лёсу быў названы Хрыстом
Сперва был киносценарий “Хрыстос прызямліўся ў Гародні”, а потом – роман. Сам Владимир Короткевич писал в 1964 году об этом сценарии: “Гэта гісторыя бадзягі, які воляй лёсу быў названы Хрыстом, вымушаны быў рабіць “цуды” і, урэшце, узначаліў паўстанне супраць царквы і караля. Такі сапраўдны факт адзначаны ў старажытных беларускіх хроніках. Гэта будзе не камедыя і не трагедыя, а трагікамедыя, смех праз слёзы, народная драма, калі хочаце”.
Сперва пришлось поменять название фильма на “Жизнь и вознесение Юрася Братчика”. И это не единственное замечание цензуры. Чиновники от кино ожидали развлекательную картину, а получилась философская притча.
Кадр из фильма ”Хрыстос прызямліўся ў Гародні”.
В главной роли снялся Лев Дуров, а сам Владимир Короткевич появился в двух эпизодических ролях: ксендза и татарина.
Владимир Короткевич в роли ксендза. Фото из книги “Уладзімір Караткевіч. Быў. Ёсць. Буду!”
Но судьба фильма, законченного в 1967-м, получилась незавидной. Кино 22 года пролежало на полке и только в перестроечное время добралось до экранов. Ему даже вернули первое название “Хрыстос прызямліўся ў Гародні”.
Вобраз Беларусі як еўрапейскай цывілізаванай дзяржавы
Над сценарием фильма “Дикая охота короля Стаха” Владимир Короткевич работал вместе с режиссером Валерием Рубинчиком. Сложным делом оказались поиски площадки. Кинооператор Татьяна Логинова на одной из творческих встреч рассказывала, что в 1977 году ездили по Беларуси в поисках подходящего замка и нашли только руины.
В итоге натурной площадкой стал замок в Подгорцах на Львовщине.
Замок в Подгорцах. Фото dzeninfra.ru
“На той час сама аповесць Уладзіміра Сямёнавіча Караткевіча была неверагодна папулярная ў Беларусі. Парадокс заключаўся ў тым, што менавіта гэта, як не дзіўна, ускладняла працу над сцэнарнай адаптацыяй”, - вспоминал режиссер фильма Валерий Рубинчик.
Кадр из фильма “Дикая охота короля Стаха”
Фильм “Дикая охота короля Стаха” вышел на экраны в 1979-м и получил несколько наград на международных кинофестивалях: Гран-при в Брюсселе, Гран-при в Италии, специальный приз жюри в Монреале, премии в Париже, дипломы в Триесте, Лондоне...
Французская афиша фильма “Дикая охота короля Стаха”
“Магчыма, самае важнае ў тым, што вобраз Беларусі, створаны Караткевічам, прынцыпова адрозніваецца ад таго, што існаваў да яго ў мастацтве і літаратуры. Замест апісанай пакаленнямі беларускіх пісьменнікаў Беларусі лапцюжнай, убогай, непрыгляднай, Караткевіч упершыню паказаў вобраз Беларусі як еўрапейскай цывілізаванай дзяржавы. Архітэктура, жыхары, іх культура, традыцыі – усё выглядала ў яго творах інакш”, – так отзывался Валерий Рубинчик о Владимире Короткевиче после совместной работы.
Первый белорусский исторический детектив…
Роман “Черный замок Ольшанский” в 1979 году был опубликован на страницах журнала “Маладосць”, а книгу напечатали лишь в 1983-м. Почти одновременно на экраны вышел фильм режиссера Михаила Пташука. Двухсерийную ленту заказало Центральное телевидение СССР. Сам же Короткевич настаивал на четырех сериях. В итоге многие сцены пришлось сокращать и переписывать.
Например, Лапатуха, герой актера Геннадия Гарбука, стал немым. “А як жа маналогі Лапатухі, у якіх – яго жыццё і г.д. А што скажа, нарэшце, Караткевіч?” – волновался актер. Но когда Владимир Семёнович впервые увидел фильм, а это была премьера специально для него в санатории “Аксаковщина”, то сказал: “За маўчанне Лапатухі дзякуй. Пераканалі”.
Площадку для замковых сцен подсказал писатель – он учился в Киевском университете и много путешествовал по Украине. В роли Ольшанского замка снимали крепости в украинских Хотине и Каменец-Подольском.
Крепость в Хотине. Фото vidviday.ua
Каменец-Подольский. Фото anga.ua
Улицы Львова, подвалы его костелов так же были в кадре. В Беларуси в то время замки были либо в руинах и запустении (например, Гольшанский, Косовский, Мирский), либо заняты учреждениями здравоохранения (как Несвижский) или образования (как дворец в Красном Береге).
Кадр из фильма “Черный замок Ольшанский”
Фильм, как и книга имели большой успех. Короткевич был первым, кто написал белорусский исторический детектив. А детектив – тот жанр, который интересен большому кругу читателей.
Премьера фильма состоялась в 1984 году в минском кинотеатре “Киев”. “Тады, у 1980-я гады, Караткевіча надзвычай любілі простыя, радавыя людзі, моладзь, і ўсю гэтую любоў яму выказала зала, як толькі ён падняўся на сцэну перад пачаткам фільма. Усе ўсталі і доўга-доўга гучалі аглушальныя воплескі – любові, павагі і захаплення”, – делился воспоминаниями режиссер Михаил Пташук.
В 2024 году состоялась премьера фильма “Черный замок” по мотивам всё того же романа Владимира Короткевича. Это совместное производство киностудии “Беларусьфильм” и компании “Нью Арт Синема Продакшн”. Режиссер фильма Кирилл Кузин, автор сценария Глеб Шпригов, известный зрителю по сериалам “Покушение”, “Снайпер”, “Немец”, “Поцелуй Сократа”.
Постер фильма “Черный замок”
На этот раз не нужно было далеко ехать, чтобы найти локации для съемок. В фильме запечатлены исторические объекты в Гродно, Ворнянах, Лиде, Полоцке, Глубоком. Например, в кадре можно увидеть крипту в костеле святого Владислава в Субботниках или руины костела святой Вероники в Селище.
Костел св. Вероники в Селище. Фото fotokto.ru
Сюжет кинокартины в чем-то перекликается с книгой, но события разворачиваются в наши дни. Наверное, это не так уж плохо, что у каждого поколения будет свой Антон Космич.
Кадр из фильма “Черный замок”
…и даже первый оперный триллер
Конечно, кинематографичность творчества Владимира Короткевича не ограничивается только лишь этими фильмами. Можно вспомнить белорусско-польский фильм “Седая легенда” по одноименной повести, “Паром” по рассказу “Паром на бурной реке”, “Мать урагана” и “Полешук” по одноименным пьесе и рассказу. А по повести “Ладдзя роспачы” на киностудии “Беларусьфильм” сняли мультипликационный фильм “Ладья отчаянья” в 1987 году.
Кадр из мультфильма “Ладья отчаянья”
Нашлось место произведениям Короткевича и в театре. В 1978-м состоялась премьера оперы “Седая легенда”. Либретто к ней писал сам Владимир Семёнович. Автор музыки – композитор Дмитрий Смольский. Он после вспоминал: “Опера была адзначана Дзяржаўнай прэміяй БССР. Атрымалі яе кампазітар і выканаўца ролі Ірыны, артыстка І. Шыкунова, а Караткевіча як аўтара лібрэта зарубілі, – “наверсе” сказалі, што яму нельга. І ў мяне быў такі асадак цяжкі на душы, так непрыемна я сябе адчуваў”.
Сцена из оперы “Седая легенда”. Фото bolshoibelarus.by
Со временем опера ушла со сцены, а в 2012-м триумфально вернулась. И спустя четыре года, в 2016-м, была удостоена Государственной премии Беларуси.
Еще одна знаковая опера – “Дикая охота короля Стаха” композитора Владимира Солтана. Либретто к ней написала Светлана Климкович. К слову, Светлана Михайловна была соседкой Владимира Короткевича по знаменитому “дому писателей” на Карла Маркса, 36.
Дом писателей в Минске. Фото wikimedia.org
По мнению Виктора Скоробогатова, исполнявшего роль Андрея Белорецкого, “Дикая охота короля Стаха” – первый оперный триллер в Беларуси.
Премьера “Дикой охоты короля Стаха”, состоялась в 1989 году в Минске, спустя 5 лет после смерти Владимира Короткевича. Опера была удостоена Государственной премии за 1990 год. Постановка шла на сцене Большого театра 22 года. Потом исчезла из репертуара, а в 2021-м году вернулась! И стала лауреатом VII республиканского конкурса театрального искусства “Национальная театральная премия” в 2023 году в номинации “Лучший спектакль оперы”.
Современная постановка оперы “Дикая охота короля Стаха”. Фото bolshoibelarus.by
Оперу не раз показывали в формате open-air. Впервые – в середине 1990-х годов в Троицком предместье в Минске, что стало знаковым событием для белорусского театрального искусства.
“Дикая охота короля Стаха” под открытым небом в Троицком предместье. Дирижер Александр Анисимов. Фото bolshoibelarus.by
Автор: Оксана Николаева
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.