Представьте себе мир без таблеток и уколов, градусников и тонометров, больничных и поликлиник. Сложно? Но наши предки жили в таком мире столетиями. Чтобы снять сглаз или вылечить "рожу" шли к шептухам, а большинство болезней лечили травами. О том, кто такие травники, а также о традициях траволечения в Беларуси поговорили с заведующей отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук, доктором филологических наук Татьяной Володиной. Статья подготовлена в рамках исторического цикла "Беларусь. Врачеватели" при поддержке компании "Гедеон Рихтер".

Траволечение в Беларуси 1_Татьяна Володина.jpgТатьяна Володина, фото Христины Лузай

Народная традиция Беларуси

Траволечение сейчас – модный тренд сегодня, но современные травники кардинально отличаются от традиционных белорусских. Главное отличие – в самом подходе к такому лечению и даже сбору трав. Дело в том, что в белорусской традиции рациональное и то, что мы сегодня называют суевериями, переплелось настолько сильно, что стало единым целым. Знания о полезных свойствах растений сочетались с заговорами и обрядами и даже ни у кого не возникало мысли "зачем". Так было заведено, и это работало.

– Интерес к травам и траволечению сейчас растет, причем не только в Беларуси. Однако большинство травников черпает знания из печатной продукции и интернета – в любом газетном киоске лежат десятки специализированных изданий. Назвать их специалистами, действующими в белорусской традиции, можно только условно. Но все еще есть травницы – как правило, это деревенские бабули – которые используют знания и умения, накопленные предыдущими поколениями. И речь идет не о "секретных рецептах". Это огромный пласт знаний о том, где, когда и как собирать травы, какие слова при этом надо говорить (а говорить надо обязательно!), и какие условия соблюдать при приготовлении лекарств, – рассказывает Татьяна Володина. 

banner

Все эти знания и умения передавались из поколения в поколение – как правило, в устной форме: о полезных свойствах растений (и том, как их правильно собирать и применять), матери рассказывали дочкам, бабушки – внучкам.

– Это прикладные знания, связанные с жизнью человека, средой его обитания. Традиционность увязывается не с древностью, а со способом передачи этнического опыта от одного поколения другому в виде обычаев, порядка и правил поведения, познаваемых через практику, показ или рассказ. Традиционные знания создаются каждый день и развиваются по мере того как люди, общины реагируют на проблемы, которые ставит перед ними среда обитания, – подчеркивает собеседница.

Траволечение в Беларуси 2.jpgСушим травки на зиму. В деревенском доме. Мозырский район

Вырыл корешок – положи хлебушек

Как правило, траволечением занимались женщины (хотя были и исключения). Более того, учитывая обстоятельства (много веков лекарственные растения были основным спасением от отдельных болезней), "базовыми" знаниями владели практически все – "аптечка скорой помощи" в виде сушеных ягод, пучков трав и завязанных в узелок корешков, помогающих от самых распространенных недугов, была в каждом доме. Собирали их самостоятельно.

Траволечение в Беларуси 2-1.jpg

– Практически в каждом доме была сушеная черника – она была главным лекарством от расстройства желудка или поноса (сейчас целительные свойства этой ягоды подтверждены официально). Но, при этом, ягоды для лечения должны были быть собраны только "на Яна" (7 июля, день после Купальской ночи). Чернику в отдельных районах Беларуси так и называли – "Янова ягода". А популярный зверобой в Беларуси называют "святаяннік", потому что его тоже принято собирать в день святого Яна, – приводит пример эксперт.

Траволечение в Беларуси 3.jpgЛекарственное растение в руках у травницы (фото Татьяны Володиной) 

По словам Татьяны Володиной, собирание "зёлак" нередко сопровождалось определенными заговорами и ритуалами.

– Каждое растение собирают в четко определенное время, также существуют обязательные слова, которые необходимо произнести, когда выходишь на сбор трав. Если речь идет о редких, труднодоступных растениях и, в первую очередь, о корнях, то на место выкопанного корешка надо положить кусочек хлеба. А собранные травы зачастую освящали в церкви или костеле на определенные религиозные праздники – считалось, что это вдвое повышает их благотворное влияние на человека, – подчеркивает собеседница.

Травничество в Беларуси – это особая традиция и культура, оно имеет мало общего с рядовым походом в аптекарский сад или со сдачей населением лекарственных растений государству, как практиковалось в СССР.

– Плохого в сборе и сдаче лекарственных растений ничего нет – это идет на пользу людям. Но в традиционной медицине травничество вырастает из мировоззрения человека и общества, а не из биохимических особенностей растений, – объясняет Татьяна Володина.

Траволечение в Беларуси 4.jpgТрава перелёт, которую рекомендовали носить с собой, чтобы всюду успешно "перелетать". Фото Татьяны Володиной.

От "Гербарики" Сирениуша до современности

Об использовавшихся в средние века лекарственных растениях и способах их применения можно узнать из дошедших до нас старинных книг-травников. Или же перенимая опыт и знания потомственных травников, в семьях которых сохранялись и передавались из поколения в поколение традиции лечения "зёлкамi".

"Зельнiкi" (так на наших землях назывались книги-справочники о лечебных растениях) имели огромную ценность и популярность и были частью библиотеки у всех крупных магнатов земли белорусской.

Одним из самых ранних "зельнiкаў" (из числа сохранившихся до нашего времени), является работа профессора Краковской академии Шимона Сиреньского, также известного, как Сирениуш) "Гербарика или Травник", которая включала описания более 700 лекарственных растений. Издана она была в 1613 году – через два года после смерти автора. Издание стало очень популярным. В Белорусской национальной библиотеке хранятся 3 экземпляра этой книги.

Траволечение в Беларуси 5.jpgПисательница Элиза Ожешко

Свой вклад в изучение традиционной медицины внесли и известные белорусские писательницы. В работе Элизы Ожешко "Ludzie i kwiaty nad Niemnem" ("Люди и цветы над Неманом") она приводит названия более 260 растений. А Зоська Верас (Людвика Сивицкая) в 1924 году создала "Беларуска-польска-расейска-лацінскi батанічны слоўнік", в который вошли 302 растения, которые имели 424 названий на белорусском языке, а в 1934-м – брошюру "Гісторыя ўжывання зёлак у лячэнні" (первое подобное издание на белорусском языке).

Траволечение в Беларуси 6.jpgПодорожник – одно из самых популярных растений у белорусских травников

Что и какими травами лечили в традиционной белорусской медицине?

Всего в белорусской традиционной народной медицине применяется более 600 растений, утверждает Татьяна Володина.

– В числе самых популярных – подорожник, зверобой, чистотел, чеснок и дуб, – рассказывает эксперт.

Что же касается болезней, то для лечения различных видов желудочных заболеваний использовалось свыше 220 видов растений! На втором месте – поражения кожи (их лечили более 150 видами растений). Сегодня мы хорошо знаем, что при простуде помогает малиновое варенье и липовый мед – а наши предки (и современники, сохранившие традиции) могли лечить простудные заболевания более чем сотней разных растений.

Траволечение в Беларуси 7.jpgВнутри "Дома травника" в деревне Стрельно (Ивановский района). Здесь собрано более 120 образцов лекарственных растений

Кстати, интересный факт: зачастую описания растений в 500-летних книгах и рассказах современных бабушек-травниц практически совпадают. Это значит, что народ через десятки поколений пронес практически в неизменном виде знания своих предков.

Так, в 1542 году Иероним Спичиньский (придворный лекарь короля Речи Посполитой Сигизмунда-Августа) в своей книге "О ziołach tutecznych и zamorskich…" писал, что растение bylica (полынь), повешенное над дверью, отнимало силу чар и "дьявольства". А вот как о полыни сказала жительница Лепельского района (запись сделана Татьяной Володиной): "Палын – очань харошая вешч, і ад нечысці. І як жывот баліць, і каб ні мышэй ні было, ні чараўніца ў хату не лезла".

Скорее всего, значительная часть информации о травах и их полезных свойствах, накопленная нашими предками, уже безвозвратно утеряна. Но немало и уцелело, благодаря и письменным источникам, и носителям знаний предков, но применяются эти знания очень локально и немногими.

Автор: Сергей Лобко

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.