Когда картофель впервые появился в Беларуси, никто и не предполагал, что именно с ним соседи будут ассоциировать нашу страну. Тем не менее, буквально за несколько десятилетий XIX века бульба стала основным сельскохозяйственным продуктом страны. Конкурировать с ней могла только сахарная свекла. О том, как Беларусь стала "картофельным краем", а предприниматели XIX века буквально озолотились на бульбе и сахаре, а также какую роль в развитии сахарного производства сыграл Фидель Кастро в Смартэфире рассказал историк белорусского предпринимательства Андрей Киштымов.

киштымов.JPG

Это пятая глава познавательного цикла "История белорусского бизнеса", созданного Смартпресс при поддержке компании "Гедеон Рихтер". Ранее в цикле:

panangin_1200_250.jpg

Уже в середине XIX века в Беларуси было 28 сортов картофеля

Нынешний продукт национальной гордости появился на территории Беларуси в последние десятилетия существования Речи Посполитой, во второй половине XVIII века. И, в отличие от Западной Европы, где бульбу внедряли в сельскохозяйственный оборот чуть ли не насильно, а также от Российской империи, где вспыхивали картофельные бунты, в нашей стране корнеплод прижился безболезненно. Возможно, белорусы поняли, что "это судьба", но скорее всего, дело в прагматичности.

– Картофель был хорош тем, что давал дешевый продукт питания и был неприхотлив в выращивании (напомним, о колорадских жуках тогда никто и не слыхивал). В этом он был практически в два раза выгоднее той же ржи. Кроме того, это был очень демократический продукт – блюда из картофеля были на столах как магнатов, так и бедняков. У крестьянина мог закончится хлеб, но неприкосновенный запас бульбы – никогда! – рассказывает Андрей Киштымов.

Отходами картофеля можно было кормить домашних животных, того же кабанчика. Также он использовался как техническая культура (например, для винокурения) и, что самое важное, для крахмала. Который был нужен и в бумажной промышленности, и в кулинарии.

картофель.jpg

– Буквально за четверть века картофель завоевал Беларусь, его садили и на крестьянских полях, и на помещичьих фольварках. Велась стихийная селекционная работа – на семена отбирались лучшие экземпляры. Также не стоит забывать и о селекционной работе Горы-Горецкой земледельческой школы (позже преобразованной в Горы-Горецкий земледельческий институт). В результате на выставке, которая проводилась именно в этом учебном заведении в 1853 году, было представлено 28 сортов картофеля, - отмечает историк белорусского предпринимательства.

Расцвет производства крахмала: белый порошок был нужен кондитерам и производителям бумаги

Беларусь полностью обеспечивала картофелем себя и снабжала им центральные губернии Российской империи. Урожаи были хороши – перед Первой мировой войной было собрано 200 млн пудов картофеля (около 3,2 млн тонн). Однако выгоднее было продавать не просто урожай, а продукты глубокой переработки. Чипсы тогда еще не изобрели, поэтому белорусские предприниматели сделали ставку на производство крахмала.

Евстафий_Любанский.jpgПортрет Евстафия Любанского (находится в Лошицкой усадьбе)

– Великолепная усадьба "Лошица" в Минске была реконструирована помещиком Евстафием Любанским фактически за "картофельные" деньги. Он был одним из крупнейших производителей и переработчиков бульбы. В самой усадьбе была винокурня, а в Минске он в 1900 году открыл крахмально-паточный завод "Сокол". Предприятие располагалось в районе нынешней улицы Маяковского, - рассказывает Андрей Киштымов.

На заводе работало около 150 человек, он производил продукции на 200 тысяч рублей в год. Это более чем солидная сумма. По сути, Евстафий Любанский создал полный цикл производства. Он занимался селекцией (не зря после революции в усадьбе знаменитый генетик Вавилов открыл селекционную станцию), выращивал картофель на своих полях (не сам, конечно), перерабатывал его в конечный продукт.

l5.jpegЛошицкая усадьба, резиденция Евстафия Любанского

– Такая полноценная цепочка давала потрясающий денежный эффект. Ну и не стоит забывать, что помещик Любанский был не единственным переработчиком – небольшие крахмальные заводики работали практически в каждом регионе страны, - отмечает эксперт.

Как белорусский предприниматель спас сладкоежек

Помимо картофеля в Беларуси в XIX веке активно сажали сахарную свеклу. Это был не менее стратегический продукт, чем бульба. Дело в том, что из-за наполеоновских войн в Западную Европу перестал поставляться из Латинской Америки сахарный тростник и местные сладкоежки приуныли. Производить сахар из свеклы уже научились, но это был долгий и дорогостоящий процесс. Пока за дело не взялись… белорусы.

скирмунт.JPGНа портрете – Александр Скирмунт

– Производство сахара в Беларуси оказалось выгодным. У нас подходящий климат для выращивания свеклы. Также было достаточно лесов, чтобы организовать довольно энергоемкое производство сахара, - объясняет Андрей Киштымов.

Самыми знаменитыми стали заводы Александра Скирмунта на Полесье.

Скирмунт закончил физико-математический факультет Виленского университета и, по традиции, отправился в западную Европу знакомиться с новинками. Там он наткнулся на производство сахара и стал энтузиастом этого дела. Более того, он изобрел технологию, которая ускорила производство сахара в десятки раз!

– В 1830 году Скирмунт стал первым официальным белорусским изобретателем. Он получил привилегию (патент) на усовершенствование производства сахара. Благодаря этой технологии выпаривание кристаллов сахара из сиропа занимало 3-4 минуты, а не 4-5 часов, как ранее, - объясняет эксперт.

привилегия-схема.JPGТак выглядит схема технологии, придуманной Александром Скирмунтом (из "Свода привилегий")

К этому времени отец Александра, Симеон Скирмунт, полностью отдал управление имением сыну. А имение было богатое, купленное у Огинских. Оно включало в себя три населенных пункта на Пинщине: Молодово, Поречье и Альбрехтово. И в Молодово Скирмунт построил первый сахарный завод – в 1830 году.

Завод в Молодово был небольшой – на нем работало 30 человек, и производил он около 300 пудов (4,8 тонны) сахара в год. Высочайшего качества. Проработал он 18 лет и сгорел в 1848 году. Прошло более десятка лет, прежде чем Александр Скирмунт решился на вторую попытку. К этому времени всю территорию Беларуси покрыли сахарные заводики – спрос на "белую смерть" в Российской империи был огромный, товар не залеживался.

poreche-pinsk_4.jpgТак сегодня выглядит здание сахарного завода Александра Скирмунта в Поречье. Источник: fotobel.by

– В другом своем имении, Поречье, в 1860 году Скирмунт построил большой сахарный завод, который располагался в четырехэтажном здании на берегу реки Ясельда. Это предприятие во многом превзошло своего предшественника. Здесь работало несколько паровых машин, были приглашены мастера из Германии, трудилось более 250 человек. Производил завод свыше 15 тыс. пудов продукции за сезон (240 тонн) и снабжал сахаром Киев, Москву и Петербург. Белорусский сахар побывал на Всемирных выставках в Вене-1873 и Париже-1878, - рассказывает Андрей Киштымов. 

обзорная_башня_в_гомеле.jpgОбзорная башня в Гомеле. Раньше она была трубой сахарного завода князя Паскевича

Одним из конкурентов предприятия Александра Скирмунта был большой сахарный завод князя Паскевича в Гомеле. Сегодня от нее осталась лишь труба – это та самая знаменитая гомельская обзорная площадка на берегу реки Сож.

Белорусский сахар убило освоение Донбасса. А возродил его… Фидель Кастро

В упадок многочисленные сахарные заводы Беларуси пришли столь же внезапно, как и появились. В конце XIX века начал активно осваиваться Донбасс, давший дешевое и эффективное топливо – каменный уголь. Энергетические проблемы исчезли, быстро расцвело производство сахара и дешевый украинский рафинад благодаря развитию железных дорог, быстро распространился по всей Российской империи, в том числе и на территории Беларуси. Конкурировать с ним белорусские производители не могли.

После революции и вплоть до 1960-х годов в Беларуси работал один сахарный завод – в Слуцке. Но 60 лет назад у нас были оперативно построены еще 3 завода – в Городее, Жабинке и Скиделе.

фидель_кастро_рус.jpgФидель Кастро заготавливает сахарный тростник

– История их появления очень интересная. Дело в том, что в это время кубинский лидер Фидель Кастро договорился с СССР о бартере и рассчитывался за все поставляемые товары тростниковым сахаром-сырцом. Для его переработки, недалеко от балтийских портов, в городах, через которые проходили железные дороги, и были построены новые сахарные заводы, - объясняет Андрей Киштымов.

Сегодня все четыре белорусских сахарных завода в строю. И продолжают обеспечивать продовольственную безопасность страны.

Другие материалы об истории белорусского бизнеса можно прочитать по хештегу #история бизнеса.