Как понять, читая военные сводки, где правда, а где пропаганда? Какими приемами  пользуются воюющие стороны? Почти 100 лет назад британский лорд Артур Понсонби, исследуя Первую мировую войну, написал книгу “Ложь во время войны” о 20 видах  военной пропаганды. 20 лет назад бельгийский исследователь  Анна Морелли  актуализировала труд Понсонби и вывела 10 главных принципов военной пропаганды. Прочитайте -  эти знания точно не будут лишними. 

ПонсобиМорелли.jpgАртур Понсоби и Анна Морелли

1. Мы не хотим войны, мы только защищаемся!

Войны всегда нежелательны, население очень редко воспринимает войну положительно. С появлением демократии согласие населения становится необходимым, поэтому война должна быть отвергнута, и каждый должен быть пацифистом в душе, в отличие от средневековья, когда мнение населения не имело большого значения. Поэтому важно создать образ того, что война - вынужденная мера ввиду отсутствия других вариантов.

2. Всю ответственность несет противник

Этот принцип вытекает из того факта, что каждая сторона должна быть вынуждена объявить войну, чтобы помешать противнику "уничтожить наши ценности", поставить под угрозу нашу свободу или уничтожить нас вообще. Это парадокс войны, которая ведется для предотвращения войн. В качестве примера Морелли приводит и войну США в Ираке, и нападение Германии на Польшу в 1939-м. 

3. Дискредитация личности лидера противника 

Эффективно направлять ненависть на руководящую личность вражеской страны. Вражеским лагерем, безусловно, управляет маньяк, монстр, ( ... ) который бросает нам вызов и от которого нужно освободить человечество. Первым шагом в процессе демонизации, по мнению Морелли, является сведение целой страны к одному человеку. Она приводит в пример Ирак, в котором как будто никто не жил, кроме Саддама Хусейна с его оружием массового поражения.

Первая мировая.jpg

4. Мы защищаем благородное дело, а не свои особые интересы

Экономические и геополитические цели войны должны быть замаскированы идеалом, ценностями морали и закона. В наших современных обществах война может быть начата только с согласия народа. Необходимо убедить общественное мнение, что мы, в отличие от наших врагов, идем на войну из бесконечно благородных побуждений.

5. Враг целенаправленно совершает зверства; если мы совершаем ошибки, то это происходит без умысла

Совершать военные преступления - естественное поведение врага, а если такое делаем мы, то это ошибка, человеческий фактор, технический бой. Более того, Морелли отмечает,  что военная пропаганда как правило не довольствуется реальными инцидентами, она должна выдумывать зверства, чтобы враг выглядел как альтер эго Гитлера.

Война.jpg

6. Враг использует запрещенные методы 

Мы не совершаем зверств, а, наоборот, идем на войну по-рыцарски, следуя правилам. Конечно, это жесткие и мужские правила. Во время Первой мировой войны были яростные протесты против применения отравляющего газа. Каждая воюющая сторона обвиняла другую в применении газа. Хотя обе стороны  использовали газ в качестве оружия и проводили исследования в этой области, он был символическим выражением бесчеловечной войны. 

7. Наши потери незначительны, врага - огромны

Потери противника были гигантскими, их армия не оказывала никакого сопротивления - этот тип информации повышает моральный дух в обоих лагерях и убеждает общественное мнение в эффективности конфликта. Например, во время войны США в Ираке ввели запрет на публикацию фотографий гробов американских солдат.

8. Интеллигенция поддерживает нас

Морелли утверждает, что после Первой мировой войны интеллектуалы в основном массово поддерживали свой собственный лагерь. Каждая сторона войны могла рассчитывать на поддержку художников, писателей и музыкантов, которые поддерживали интересы своих стран.

Война в Ираке.jpg

9. Наша миссия священна

В буквальном смысле война предстает как крестовый поход, подкрепленный божественной миссией: мы несем истинную веру, богатую культуру, защищаем людей. Иракская война, отмечает Морелли, представляется как крестовый поход против "оси зла", как "борьба добра со злом". 

10. Тот, кто ставит под сомнение нашу пропаганду, помогает врагу и является предателем

Тот, кто ставит под сомнение хоть один из принципов, обязательно является коллаборационистом. Вы можете быть только “за” или “против” зла. Нормального плюрализма мнений не существует, вся оппозиция замалчивается и дискредитируется фальшивыми аргументами. Государство, ведущее войну, должно обладать монополией на всю информацию.