Мог ли Франциск Скорина быть еще и автором Статута Великого Княжества Литовского? Правда ли, что, печатая книги, он рисковал своей жизнью? О каких нюансах жизни первопечатника спорят ученые по всему миру? О Франциске Скорине поговорим с историком, преподавателем образовательного центра "100 баллов" Алексеем Гришелем.
Время Великих географических открытий и идей Возрождения
Франциск Скорина родился в сложное время: конец XV-го – начало XVI-го веков стал периодом перемен, изменений. Происходили Великие географические открытия, положившие начало освоению европейцами новых континентов. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Люди все больше путешествовали. Но при этом не утихали войны.
Васко да Гама
Это время научных изменений, преобразования. Люди стали активно искать ответы на вопросы, которые их волновали и раньше, но их стремление к познанию ограничивала религия. В Европе начиналась Реформация, которая изменила представление людей о мире. Возникло множество религиозных течений, например, лютеранство и кальвинизм. Человек вдруг осознал, что он тоже чего-то стоит. Началась эпоха Возрождения.
Полочанин, ставший титаном Европы
Франциск Скорина известен, как книгопечатник, публицист, великий гуманист: в своих текстах он на первое место ставил человека. Все знают его, как первого книгопечатника в Восточной и Центральной Европе. Но нельзя ограничивать масштаб его личности только этой миссией. В конце концов, в Беларуси было много книгопечатников: Иван Федоров, Петр Мстиславец, Сымон Будный и так далее. Не было бы Скорины, занял бы его место кто-то другой.
Но Скорина – настоящий титан эпохи Возрождения. Он принес на свою родину, в Великое Княжество Литовское, идеи итальянского Возрождения. Средневековый человек считал, что все предопределено: есть бог, он создал человека, соответственно, все, что делает человек, продиктовано богом. Просветители задумались над этим: выходит, если человек совершает плохие поступки, то это бог подталкивает его на грехи?
Франциск Скорина утверждал в своей публицистике, что бог только создает человека, дальше же человек сам вершит свою судьбу. Соответственно, тому тоже надо напрягаться и действовать.
Совершил революцию в сознании людей
Франциск Скорина начал печатать книги на белорусском варианте церковнославянского языка. Он первым в Восточной и Центральной Европе стал добавлять к библейским текстам гравюры и собственные комментарии. В этих предисловиях и послесловиях он по-своему трактовал суть Священного Писания.
Книгопечатник рисковал многим. В ВКЛ инквизиция так не свирепствовала, как в Западной Европе. Тем не менее, за такое вольнодумие могли и казнить. Его не тронули, но последствия все же были. Скориновские библии не признавались ни православной, ни католической церквями. Издавая книги, Скорина рисковал своей жизнью и дальнейшей карьерой.
В Москве книги Скорины были сожжены за "латинство"
В XVI-м веке религии отводилась большая роль. Еще со времен Византийской империи православная церковь служила интересам государей. Православие всегда было ортодоксальной религией, не воспринимающей новшества.
А тут в Москву в 1534-м году приезжает Скорина и привозит Библию, которую трактует по-своему. Для Московского княжества это было в диковинку. Новатора выгнали из Москвы, а его книги уничтожили за латинские буквы, которыми они были набраны.
Православный, католик или униат?
Скориноведы не могут достоверно сказать, был наш первопечатник православным, католиком или униатом. Давайте порассуждаем. Классическое униатство возникло уже после смерти Скорины. До этого существовала Флорентийская уния, но она не получила распространения в Европе, так что вряд ли Скорина перешел бы в это вероисповедание.
В Полоцке, откуда родом Скорина, традиционно были сильны православные традиции. Скорина происходил из купеческой семьи, так что мог быть православным. А вот на учебу Франциск отправился в Краков, докторскую диссертацию защищал в Падуе. Наверно, если бы он был православным, то вряд ли смог бы защититься. Исходя из этих рассуждений, могу предположить так: скорее всего он при рождении был православным, а потом перешел в католичество, чтобы пойти по карьерной лестнице.
Кто финансировал Скорину?
На издание книг деньги Скорине давали спонсоры. Почему они финансировали эти проекты? Не все князья в XVI-м веке были сильными. Возможно, они спонсировали типографии, чтобы о них больше узнали, чтобы получить большее влияние при дворе. К примеру, чтобы в конце библии было указано: "напечатано в типографии, открытой Константином Острожским".
Долговая тюрьма и обретение "крыши"
Скорину обвинили в том, что он не расплачивается по долгам своего умершего старшего брата. Почему-то Франциск стал виноват во всем, хотя у старшего брата был сын, который как раз должен был по всем правилам наследовать долги отца. Первопечатник из-за этого попал на несколько месяцев в тюрьму в Познани.
Сигизмунд І Старый
Потом родственники Скорины добились аудиенции великого князя литовского Сигизмунда І Старого и рассказали всю ситуацию. Сигизмунд в данной ситуации поступил, как мудрый правитель: разобрался в ситуации, освободил Скорину из тюрьмы, предоставил ему множество всяческих льгот. В том числе пообещал, что любые процессы по отношению к нему будет судить только король. Сигизмунд І Старый по большому счету стал "крышей" для Франциска Скорины.
Почему у великого князя было особое отношение к Скорине? Жена Сигизмунда Бона Сфорца была родом из Италии, где и зародилось Возрождение. С собой на белорусские земли она привезла тамошних архитекторов, скульпторов, а также идеи гуманизма. Король много чего сделал, наверно, во многом благодаря влиянию своей жены.
Если Иоганн Гутенберг (немецкий первопечатник, изобретший способ книгопечатания подвижными литерами – Смартпресс), умер в нищете, то у Скорины было не все так плохо. Да, пришлось попутешествовать, но у каждого человека есть проблемы в жизни.
Скорину называют гуманистом и патриотом. Объективно ли это?
Одна из его идей повторяла золотое правило нравственности: поступай в отношении других людей так, как хотел бы, чтобы поступали в отношении тебя. Писал он немного по-другому, но смысл остается тот же. Это означает, что в центре внимания оказался человек и его проблемы. Человек как стержень, вокруг которого все должно виться. А это как раз идея гуманистов.
Что касается патриота, сложно сказать конкретно. Главной задачей для себя Скорина определял образование населения, распространение книг. В политику как таковую он не лез.
И если говорить о перемещениях Франциска, то он жил не только в ВКЛ. Его приглашали в Кенигсберг, где он задержался ненадолго, а потом вернулся. Он любил свою родину. Закончил же свою жизнь в Праге. Я бы назвал Скорину космополитом. Для него, как и для многих гуманистов того времени, важна была идея, человек, он не привязывался к какой-то конкретной стране.
Последователи
Последователей у Скорины было не так уж и мало. Прежде всего в голову приходит имя Сымона Будного. Он первый книгопечатник в Беларуси, ведь Скорина не напечатал ни одной книги на наших землях. Будный выпустил свой Катехизис в 1562-м году в Несвиже. Катехизис – это вновь религиозная книга. Никто не рисковал печатать свои измышления. Можно было напечатать и поплатиться за это жизнью.
Печатники Петр Мстиславец и Иван Федоров повторили путь Скорины в Москву. Хотели сделать карьеру. Если в приезд Франциска Ивану Грозному было только четыре года, то тут белорусов встречал полноправный царь. На Московском печатном дворе они выпустили первую точно датированную русскую печатную книгу – "Апостол". Но вскоре до книгопечатников дошли слухи, что их могут казнить. Пришлось срочно уезжать из Москвы.
Далее их дорожки разошлись: Петр Мстиславец остался в ВКЛ, а Иван Федоров уехал в Украину. Получилось, что белорус стал первым книгопечатником и в России, и в Украине. В Украине Ивана Федорова очень сильно почитают.
Автор Статута ВКЛ?
Чем дальше история, тем больше вопросов. Откуда пошли эти измышления? В Падуе Франциск Скорина познакомился с внебрачным сыном Сигизмунда І Старого Яном. Ян в скором времени стал виленским епископом, а Скорина - его секретарем. У них были хорошие отношения.
Как раз в конце 10-х - начале 20-х годов XVI-го века шла бурная работа по подготовке Статута ВКЛ. Он был готов уже 1522-м году, но еще семь лет его дорабатывали и издали в 1529-м. Всей работой занимался канцлер ВКЛ. На тот момент эту должность занимал Альбрехт Гаштольд. Возможно Скорина, будучи секретарем епископа, давал свои идеи.
Один из исследователей жизни первопечатника говорил, что в Статуте выражены идеи, которые Скорина чуть раньше излагал в своих книгах. Хотя все гуманисты того времени примерно одинаково думали. Также ученый отмечал сходство стиля Статута и скориновской публицистики. Вполне вероятно, что Франциск был одним из автором Статута. Но, скорее, мог являться редактором законодательного документа.
Улица имени первопечатника в центре Минска: нужно ли?
Мне кажется, память Франциска Скорины недостаточно увековечена нами. Те же Рогнеда или великие князья литовские были, мягко сказать, не совсем белорусами. Нам надо ценить каждого уроженца Беларуси, который сделал очень многое.
Скорине стоят памятники. Многие знают монумент у Национальной библиотеки, есть еще во внутреннем дворике БГУ, в Полоцке, Лиде. В некоторых белорусских городах названы в его честь улицы. Но в Минске улица имени первопечатника находится на окраине, где не очень-то много домов. Мне кажется, что одному из центральных проспектов или одной из улиц все-таки надо было дать имя Скорины, потому что этот человек действительно внес большой вклад в нашу национальную историю. По его имени действительно узнают Беларусь.