Когда врачи разводят руками, а надежда угасает, многие в Беларуси ищут спасения у бабок-шептух. Эти женщины снимают сглаз, прогоняют неудачи и даже исцеляют тяжелые недуги. Кто они и в чем их секрет – в магии слов, вере или необъяснимой силе? Вместе с экспертами разбираем этот феномен в новой статье познавательного цикла "Беларусь сверхъестественная".
Цикл подготовлен при поддержке компании "Гедеон Рихтер".
Больше информации в нашем видео:
Феномен бабок-шептух: отголоски прошлого в современной Беларуси
Бабки-шептухи – уникальная часть белорусской культуры. И, что интересно, именно локальный феномен: шептухи жили и живут на территории современной Беларуси, в восточных областях Польши, северных – Украины, южных – Литвы… То есть там, где высок процент этнических белорусов.
Эти пожилые женщины, чаще всего из деревень, веками служили "народными докторами". К ним обращались с бедами: от испуга у ребенка до кожных болезней, от зубной боли до семейных проклятий. Их арсенал – заговоры, травы, воск, яйца, иногда – молитвы. И в разных уголках Беларуси свои обычаи: в одном селе ребёнка обводят вокруг стола, в другом – выливают воск в воду, в третьем дают заговоренный хлеб. И везде присутствуют заговоры, которые произносятся скороговоркой и обязательно шепотом.
Традиция родилась, когда славяне и балты призывали духов природы. С приходом христианства языческие ритуалы смешались и переплелись с молитвами и церковными ритуалами, и шептухи стали обращаться к Богу и святым. Сегодня, несмотря на прогресс медицины, их "услуги" остаются востребованными. Из городов, даже из Минска и Москвы, люди едут в глушь за их помощью. При этом существуют самые разные мнения и взгляды на их деятельность.
Мнение историка: древняя магия слова и энергия дохристианских шаманов
Историк Лариса Новицкая видит в шептухах продолжение древнего целительства. По её мнению, заговоры – это не просто текст, а инструмент воздействия.
– Существует ли магия слова? Психологи доказали: слово может убить или исцелить. Знахарь или бабка-шептуха читает заговор, чтобы войти в особое состояние. Этот ритуал направлен сначала на того, кто читает заговор, и лишь опосредованно – на пациента. Шептухи сами не исцеляют – они призывают Николая Чудотворца или матерь Божью, чтобы те помогли пациенту. Заговор – это код, который объясняет этим силам, что нужно сделать: изгнать болезнь, передать её ветру или болоту. И не зря ведь эти бабушки всегда подчеркивают: это не я помогла, а Боженька или Богородица, – говорит Лариса Новицкая.
Историк и этнограф Лариса Новицкая
Историк видит истоки в шаманизме.
– Шептухи – это эхо шаманов, еще дохристианских. Они прикладывались телом к больным, “высасывали” недуг или обращались к природе – земле, воде, ветру. Да и болезнь или испуг отсылали подальше, говоря, например, "хай на сухi лес iдзе" или "иди, болезнь, на нити лозы". Со временем это смешалось с христианством, – подчеркивает она.
А почему шепот? У Ларисы Новицкой есть объяснение.
– Если мы говорим о дохристианских традициях, то наши предки различали три мира: молчащий (то есть мир мертвых), мир звука (живых), а между ними – мир, в котором живут божественные силы. В этом мире нельзя громко разговаривать и молчать – поэтому и нужно говорить шепотом. Отсюда и многовековая традиция бабок-шептух, – утверждает она.
В то же время Лариса Новицкая отмечает: назвать действия бабок-шептух какой-то магией нельзя. Речь идет исключительно о народном целительстве. Более того, она утверждает, что у шептух достаточно мощная энергетика, и их даже можно было бы назвать экстрасенсами, если бы это слово в последнее время не обрело негативный оттенок.
По словам Ларисы, отличить настоящих бабок-шептух от мошенниц весьма просто: шептухи не устанавливают прейскурант и не делают лечение бизнесом. Безусловно, они могут взять плату за помощь. А часто просто просят помолиться за них в церкви или поставить свечу.
Мнение психотерапевта: дело в психологии и старинном НЛП
У психотерапевта Андрея Метельского своя точка зрения. Он пытается объяснить феномен с научной точки зрения и… ассоциирует бабок-шептух с ведьмами.
– Шептухи – это ведьмы, “ведающие матери”. Опытные женщины, много знающие о психике. Кроме того, из поколения в поколения передаются заговоры – определённая последовательность звуков, которая очень сильно влияет на нашу психику. И они срабатывают, потому что человек сам верит в то, что шептуха может ему помочь. Поэтому эти бабки довольно эффективны, – утверждает Андрей Метельский.
Психотерапевт Андрей Метельский
Психотерапевт рассказывает случай из практики: пациент с псориазом не реагировал на лекарства, но после визита к бабке, которая "пошептала" и дала травяной сбор, симптомы ушли.
– Он поверил, что “зло ушло на болото”, и организм откликнулся. Если человек решает исцелиться, слова становятся катализатором, – поясняет эксперт.
Он считает, что шептухи особенно эффективны при психосоматических болезнях, вызванных стрессом – например, псориазе, аллергиях. Заговоры, по мнению Андрея Метельского, – это древний аналог нейролингвистического программирования (НЛП).
– Звуки, ритм, интонация – всё отшлифовано веками. Кроме того, есть и элементы гипноза. По большому счету, шептухи – это самые древние психологи в нашем обществе. Кроме того, у них есть своеобразный "договор со Вселенной”: они искренне верят в то, что делают, и в свои возможности. И это тоже помогает. Современные психологи пытаются сделать то же самое, но им не хватает веры в себя и веры клиентов в их возможности, – говорит собеседник.
Психотерапевт подчеркивает: ученые доказали, что человеческий организм рассчитан на 300 лет жизни, но стресс и привычки разрушают его. А шептухи помогают перепрограммировать мышление, убирая психосоматику.
Мнение священника: успеха могут добиться только праведные бабушки, остальное – чепуха
Протоиерей Александр Шимбалёв, заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ, относится к шептухам с осторожностью. Впрочем, пусть и с оговорками, он признает их эффективность.
– Бабки-шептухи – это отдельное, очень древнее явление белорусской культуры. Я сам с этим сталкивался: одни лечат православной христианской молитвой, другие – просто какими-то скороговорками, которые идут из глубины веков, от язычества. Это есть, и это работает, – отмечает священник.
Но в то же время подчеркивает: важна молитва и искренняя вера в Бога. Заговоры, в которых используются призывы природных сил и языческих духов, – это обман, считает Александр Шимбалёв.
– Все эти языческие заклинания давно известны, обнародованы и изучены. В них обращения к природным силам, духам, даже может быть какая-то церковная составляющая – и все это сильно перемешано. Это чепуха, и никакой целебной силы она не имеет. Но когда обращаешься искренне за помощью к Богу, то в таком случае происходит исцеление. Важно, чтобы сам человек был готов принять эту благодать Божию, – отмечает протоиерей.
Протоиерей Александр Шимбалёв, заместитель председателя Синодального информационного отдела БПЦ
Александр Шимбалёв считает, что для успешного избавления от болезни при обращении к бабкам-шептухам должно сойтись много различных факторов. И многое зависит от праведности самой знахарки.
– Я встречал таких знахарок, которые лечили молитвой и имели непререкаемый авторитет у себя в деревне. Именно за свою праведность, ведь они жили правильной христианской жизнью, и в результате к ним обращались как к учителю мудрости. Бог отзывается на молитвы праведников. А если кто-то просто выучил наизусть эти тексты и бездумно их повторяет, это не работает, – говорит священник.
Бабки-шептухи – это зеркало белорусской души: в них слились шаманизм, христианство и народная мудрость. Эффективна ли эта терапия? Возможно, истина в сочетании: шептухи дают надежду, а вера запускает исцеление. Их феномен живет благодаря культуре, в которой слово – это мост между человеком и чем-то большим. Пока люди верят в шепот бабушек, он будет звучать, зачастую помогая там, где наука оказалась бессильна.
Автор: Сергей Лобко
*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.