Белорусская мифология: что мы о ней знаем? Почти ничего. А ведь это удивительный сказочный мир, который в свое время оказал огромнейшее влияние на белорусов, на то общество, наследниками которой являемся сегодня мы. Кстати, наши предки считали, что Адам был покрыт чешуей и имел хвост, из которого бог и сотворил Еву (а вовсе не из ребра). О Шеше и Доброхвочне, Хатнике и Аржавеннике говорим с ученым, историком, мифологом, кандидатом исторических наук Игорем Угликом.

Почему мы знаем больше мифы и легенды Древней Греции, а не Беларуси?

— Благодаря голливудскому кинематографу, сейчас среди школьников и студентов в моде мифы германцев. Причиной того, что наши люди лучше знают зарубежную мифологию, чем отечественную, является историческая ситуация. Процесс изучения и презентации отечественной демонологии затянулся: в 60-80 годы прошлого века белорусские мифы почти никто не собирал. Только в последнее десятилетие стали выходить более-менее серьезные работы по обобщению и научному анализу белорусской мифологии, вышли три издания тематического словаря, учебники для вузов. Но до сих пор ряд ученых считает, что белорусской мифологии не было, только общая славянская.

250840361_288095506508964_4318567594934306823_n.jpginstagram.com/belarusian_monsters/

От Белуна до Тети

— Как и в любой другой индоевропейской мифологии боги делятся по рангу на высших и низших. Ведущим богом у белорусских язычников был Белун. Его сын – Перун. Были календарные боги: весной приходили Весновка и Ярила, летом их сменяли Купала и Тетя, осенью наступал черед Житеня и Богача, а зима – время Зюзи, Мороза, Коляды. Пласт нашей мифологии один из самых богатых в мире, даже насыщенней греческой. Если кому и уступает, так только римской и кельтской.

домовой-и-домовуха_слаук.jpgРабота белорусского художника Валерия Слаука

Особенно насыщена прослойка низшей мифологии. Всевозможные духи у нас были разделены по локализациям: жили в доме, в поле, в лесу и возле рек и озер. Между собой эти духи практически не взаимодействуют.

Под печкой – с десяток духов

— Центральный персонаж в доме – это Хатник. Он - прототип хозяина, охранник дома. Его функция в том, чтобы не пускать в дом потустороннюю нечисть. Наши предки верили, что без Хатника дом жить не может, поэтому, если переезжали, то обязательно забирали с собой несколько угольков из печки. Считалось, что Хатник живет за печкой, поэтому пойдет за угольками и вслед за ними переберется на новое местожительства семьи. Если же пребывание Хатника не ощущалось, то хозяину предписывалось его вЫносить: положить за пазуху петушиное яйцо и носить так, пока из того не вылезет змей. Это и был по поверьям Хатник.

251663420_303073371403865_8956210221619589688_n.jpginstagram.com/belarusian_monsters/

У Хатника была жена кикимора и дети. Если ночью что-то гремит в доме, то, знать, домовик дочек замуж отдает. Тут же рядом с человеком жили и другие духи. Под страхой сидел Хут – огненный змей, который мог носить золото и есть яичницу. Под печкой прятался страшный Кикать. Оттуда же бегали малые злыдни.

И это мы рассмотрели только дом. А ведь есть еще те духи, что живут в подсобных помещениях и во дворе. К примеру, Хлевник, Пунник, Гуменник, Лазник, Вазила – человек с конской головой, покровительствовавший лошадям, и его антипод Кумельган.

Наслать слепней, задушить, припорошить рытвины

— У наших мифологических персонажей развито понятие частной собственности и своей территории. Если около тына грохот – значит, чужой домовик хочет ворваться сюда, ему негде жить. Если в лесу слышен страшный шум, то это два лесуна дерутся, потому что кто-то из них нарушил чужую территорию.

дабрахожы_слаук.jpgРабота белорусского художника Валерия Слаука

Чем дальше от дома, тем опаснее персонажи. К примеру, Полевик охраняет клады в полях. Он же насылает слепней, которые безжалостно жалят людей и животных. Видя в жару марево, люди говорили, мол, Полевик идет. Если же по неосторожности заснуть в его владениях, то можно и не проснуться – задушит. Зимой он запорошивает рытвины, чтоб колесо телеги туда провалилось и сломалось.

Тут же прогуливается очень интересный трехглазый персонаж: у Житеня третий глаз на затылке, чтобы лучше видеть, кто что с полей не убрал.

Зачарованная женщина покажет горы с высоты птичьего полета

— В лесу живых существ столько, сколько и в хате. Начинается мир лесных существ с опушки: тут сидит Доброхвочень, редкий в мифологиях персонаж. Он смотрит, можно ли тебя пускать в лес. Если ты совершил перед этим плохой поступок, то в лес лучше не заглядывать. В крайнем случае можно попробовать взять с собой хорошего человека и заготовить божку хлеб-соль или еще какое-нибудь подношение.

лясун_слаук.jpgРабота белорусского художника Валерия Слаука

В глубине леса ждут Лясун, Пущавик, бог-медведь Гаюн со своими дочками. Лес набит женщинами: у водоема можно увидеть несчастную с маленьким ребенком. Она безобидная, ей просто надо дать крестик. Недалеко от болот бродит Лойма и Росомаха – злобные лесные духи. Между деревьями можно увидеть Зачарованную женщину: если ее поймать, то она покажет города и горы с высоты птичьего полета. Замечу, что половина лесных женщин в белорусской мифологии ходят в обнаженном виде, так что там в чащобе нужно быть готовым ко всему.

Русалки питались паром из горшков в печи

— Еще одно место обитания духов – водоемы, реки, болота. Азерницы водятся в глубоких черных озерах. Багник – в торфяном болоте, Аржавенник – в болоте, покрытой ржавчиной. Был и просто Болотник. Это страшные ребята, у них и пары нет. Они звуками приманивают людей и животных, чтобы затащить их в свое болото. С этими злыми духами не может справится даже Перун.

балотник_слаук.pngРабота белорусского художника Валерия Слаука

Если азерниц изображали в виде девушек с хвостом, то у белорусских русалок хвостов не было, ведь они после русалочьей недели выходили из воды и по долгу качались на деревьях. У русалок была прозрачная белая кожа, шикарные кудри черного, белого и зеленого цвета, а также застывшие зеленые глаза. Русалки желают завести себе мужа, поэтому рыщут по лесу. Кого найдут, то утопят или защекочут до смерти. Но если мужчина находил русалку, чьи волосы запутались в ветвях, и освобождал ее, то русалка шла за ним домой и становилась хорошей хозяйкой. Она вкусно готовила, а сама не ела: питалась паром из горшков в печи. Сплошная экономия! Только на русалочью неделю выламывала окна и с криком убегала к себе.

русалки_слаук.jpgРабота белорусского художника Валерия Слаука

Странно ухает и живет в заброшках

— Большинство персонажей белорусской мифологии оригинальны и нигде больше не встречаются. Например, духи низшей мифологии: шатаны, страхи, груганы. Или Шеша – мохнатое, странно ухающее существо, которое живет в заброшенных местах.

249138446_582725009709015_6893427265228471377_n.jpginstagram.com/belarusian_monsters/

Любопытны и интерпретации наших предков христианской демонологии. Белорусский черт – это целая поэма. Они любят пошутить, но наказывают за излишнее стяжательство и хитрость. Различали черта полесского и черта смоляного.

photo5260690276350014936.jpgРабота белорусского художника Валерия Слаука

Прародитель Адам в представлении наших предков был в чешуе и с хвостом. Еву создали не из его ребра, а из хвоста.

Случайности неслучайны

— В целом мифология возникла как ответ на вопрос "Как устроен мир?" С помощью мифов люди пытались ответить на вопрос, откуда произошел человек, откуда произошел мир, ландшафт. По сути мифология – это древняя наука. В мифы верили – этим они отличаются от сказки. К тому же они исполняли социально-нормативные функции: устанавливали правила социальной жизни и бытового поведения. Многие мифы живут в сознании белорусов с VI-го века нашей эры, с эпохи расселения славян.

photo5260690276350014931.jpgРабота белорусского художника Валерия Слаука

Магией был окутан весь мир белоруса. Он верил, что за каждым событием стоит какое-то существо, что случайностей в жизни нет, всему должно быть объяснение. Если мы говорим: «Повезло», то у языческого человека везение лишь результат сознательное действие определенного субъекта, который имеет цель тебе что-то показать или что-то с тобой сделать. Ничего случайного нет. Отсюда огромный мир интерпретаций любых событий. В том числе и мир примет.

Христианство персонажи вобрали черты языческих

— Христианство потеснило языческих богов, но на белорусских землях эти персонажи стали выполнять функции своих предшественников. Так апостолы Петр и Павел в Беларуси стали отвечать за скотоводство и земледелие. Святой Власий взял себе черты бога Велеса: ему поклонялись, как защитнику скота. Вместо языческих богинь-девственниц пришла Дева Мария, священных детей заменил младенец Христос, Перуна – пророк Илья, Купалу – Иоанн Креститель. Но все функции первых сохранились у вторых.

святой власий2.jpg

На кусочке земли

— Мифологические персонажи были созданы людьми. В них отразились особенности менталитета людей и народа в целом. Безусловно, мифологические образы белорусов во многом повлияли на характер современного общества. Прежде всего архетипические образы, которые сидят в подсознании многих людей.

гаюн.pngРабота белорусского художника Валерия Слаука

У белорусов главный образ – это земля. Белорусские боги привязаны к земле и не только языческие, но и христианские. Христос, Микола, Петр, Павел ходят по земле, заходят в хаты. Зюзя, Жытень, Белун заходят в деревни, ходят по полям. Идея о том, что для белорусов все тут, на этом кусочке земли. А космос и подземный мир мало интересен.

русалки_слаук.jpgРабота белорусского художника Валерия Слаука

Еще одна черта, отпечатавшаяся в менталитете – это толерантность. Среди белорусских богов нет обычной мировой мифологемы войны богов. Они у нас не воют. Только в обязанности Перуна входит уничтожение всякой нечисти. В белорусской мифологии нет жесткой иерархии. Есть высший бог Перун, все остальные живут каждый своим умом и не мешает жить другим.

вазила_слаук.pngРабота белорусского художника Валерия Слаука

В белорусской мифологии была распространена такая форма, как крест. Он был символом ростани – перекрестка. Там свершались различные магические события. Это древнейший белорусский архетип. Мы до сих пор ощущаем себя людьми перекрестка, цивилизаций и культур.


В материале использовались работы знаменитого белорусского художника Валерия Слаука, а также рисунки Артура Басака.