Белорусская мифология: что мы о ней знаем? Почти ничего. А ведь это удивительный сказочный мир, который в свое время оказал огромнейшее влияние на белорусов, на то общество, наследниками которой являемся сегодня мы. Кстати, наши предки считали, что Адам был покрыт чешуей и имел хвост, из которого бог и сотворил Еву (а вовсе не из ребра). О Шеше и Доброхвочне, Хатнике и Аржавеннике говорим с ученым, историком, мифологом, кандидатом исторических наук Игорем Угликом.

Почему мы знаем больше мифы и легенды Древней Греции, а не Беларуси?

— Благодаря голливудскому кинематографу, сейчас среди школьников и студентов в моде мифы германцев. Причиной того, что наши люди лучше знают зарубежную мифологию, чем отечественную, является историческая ситуация. Процесс изучения и презентации отечественной демонологии затянулся: в 60-80 годы прошлого века белорусские мифы почти никто не собирал. Только в последнее десятилетие стали выходить более-менее серьезные работы по обобщению и научному анализу белорусской мифологии, вышли три издания тематического словаря, учебники для вузов. Но до сих пор ряд ученых считает, что белорусской мифологии не было, только общая славянская.

От Белуна до Тети

— Как и в любой другой индоевропейской мифологии боги делятся по рангу на высших и низших. Ведущим богом у белорусских язычников был Белун. Его сын – Перун. Были календарные боги: весной приходили Весновка и Ярила, летом их сменяли Купала и Тетя, осенью наступал черед Житеня и Богача, а зима – время Зюзи, Мороза, Коляды. Пласт нашей мифологии один из самых богатых в мире, даже насыщенней греческой. Если кому и уступает, так только римской и кельтской.

Особенно насыщена прослойка низшей мифологии. Всевозможные духи у нас были разделены по локализациям: жили в доме, в поле, в лесу и возле рек и озер. Между собой эти духи практически не взаимодействуют.

Под печкой – с десяток духов

— Центральный персонаж в доме – это Хатник. Он - прототип хозяина, охранник дома. Его функция в том, чтобы не пускать в дом потустороннюю нечисть. Наши предки верили, что без Хатника дом жить не может, поэтому, если переезжали, то обязательно забирали с собой несколько угольков из печки. Считалось, что Хатник живет за печкой, поэтому пойдет за угольками и вслед за ними переберется на новое местожительства семьи. Если же пребывание Хатника не ощущалось, то хозяину предписывалось его вЫносить: положить за пазуху петушиное яйцо и носить так, пока из того не вылезет змей. Это и был по поверьям Хатник.

У Хатника была жена кикимора и дети. Если ночью что-то гремит в доме, то, знать, домовик дочек замуж отдает. Тут же рядом с человеком жили и другие духи. Под страхой сидел Хут – огненный змей, который мог носить золото и есть яичницу. Под печкой прятался страшный Кикать. Оттуда же бегали малые злыдни.

И это мы рассмотрели только дом. А ведь есть еще те духи, что живут в подсобных помещениях и во дворе. К примеру, Хлевник, Пунник, Гуменник, Лазник, Вазила – человек с конской головой, покровительствовавший лошадям, и его антипод Кумельган.

Наслать слепней, задушить, припорошить рытвины

— У наших мифологических персонажей развито понятие частной собственности и своей территории. Если около тына грохот – значит, чужой домовик хочет ворваться сюда, ему негде жить. Если в лесу слышен страшный шум, то это два лесуна дерутся, потому что кто-то из них нарушил чужую территорию.

Чем дальше от дома, тем опаснее персонажи. К примеру, Полевик охраняет клады в полях. Он же насылает слепней, которые безжалостно жалят людей и животных. Видя в жару марево, люди говорили, мол, Полевик идет. Если же по неосторожности заснуть в его владениях, то можно и не проснуться – задушит. Зимой он запорошивает рытвины, чтоб колесо телеги туда провалилось и сломалось.

Тут же прогуливается очень интересный трехглазый персонаж: у Житеня третий глаз на затылке, чтобы лучше видеть, кто что с полей не убрал.

Зачарованная женщина покажет горы с высоты птичьего полета

— В лесу живых существ столько, сколько и в хате. Начинается мир лесных существ с опушки: тут сидит Доброхвочень, редкий в мифологиях персонаж. Он смотрит, можно ли тебя пускать в лес. Если ты совершил перед этим плохой поступок, то в лес лучше не заглядывать. В крайнем случае можно попробовать взять с собой хорошего человека и заготовить божку хлеб-соль или еще какое-нибудь подношение.

В глубине леса ждут Лясун, Пущавик, бог-медведь Гаюн со своими дочками. Лес набит женщинами: у водоема можно увидеть несчастную с маленьким ребенком. Она безобидная, ей просто надо дать крестик. Недалеко от болот бродит Лойма и Росомаха – злобные лесные духи. Между деревьями можно увидеть Зачарованную женщину: если ее поймать, то она покажет города и горы с высоты птичьего полета. Замечу, что половина лесных женщин в белорусской мифологии ходят в обнаженном виде, так что там в чащобе нужно быть готовым ко всему.

Русалки питались паром из горшков в печи

— Еще одно место обитания духов – водоемы, реки, болота. Азерницы водятся в глубоких черных озерах. Багник – в торфяном болоте, Аржавенник – в болоте, покрытой ржавчиной. Был и просто Болотник. Это страшные ребята, у них и пары нет. Они звуками приманивают людей и животных, чтобы затащить их в свое болото. С этими злыми духами не может справится даже Перун.

Если азерниц изображали в виде девушек с хвостом, то у белорусских русалок хвостов не было, ведь они после русалочьей недели выходили из воды и по долгу качались на деревьях. У русалок была прозрачная белая кожа, шикарные кудри черного, белого и зеленого цвета, а также застывшие зеленые глаза. Русалки желают завести себе мужа, поэтому рыщут по лесу. Кого найдут, то утопят или защекочут до смерти. Но если мужчина находил русалку, чьи волосы запутались в ветвях, и освобождал ее, то русалка шла за ним домой и становилась хорошей хозяйкой. Она вкусно готовила, а сама не ела: питалась паром из горшков в печи. Сплошная экономия! Только на русалочью неделю выламывала окна и с криком убегала к себе.

Странно ухает и живет в заброшках

— Большинство персонажей белорусской мифологии оригинальны и нигде больше не встречаются. Например, духи низшей мифологии: шатаны, страхи, груганы. Или Шеша – мохнатое, странно ухающее существо, которое живет в заброшенных местах.

Любопытны и интерпретации наших предков христианской демонологии. Белорусский черт – это целая поэма. Они любят пошутить, но наказывают за излишнее стяжательство и хитрость. Различали черта полесского и черта смоляного.

Прародитель Адам в представлении наших предков был в чешуе и с хвостом. Еву создали не из его ребра, а из хвоста.

Случайности неслучайны

— В целом мифология возникла как ответ на вопрос "Как устроен мир?" С помощью мифов люди пытались ответить на вопрос, откуда произошел человек, откуда произошел мир, ландшафт. По сути мифология – это древняя наука. В мифы верили – этим они отличаются от сказки. К тому же они исполняли социально-нормативные функции: устанавливали правила социальной жизни и бытового поведения. Многие мифы живут в сознании белорусов с VI-го века нашей эры, с эпохи расселения славян.

Магией был окутан весь мир белоруса. Он верил, что за каждым событием стоит какое-то существо, что случайностей в жизни нет, всему должно быть объяснение. Если мы говорим: "Повезло", то у языческого человека везение лишь результат сознательное действие определенного субъекта, который имеет цель тебе что-то показать или что-то с тобой сделать. Ничего случайного нет. Отсюда огромный мир интерпретаций любых событий. В том числе и мир примет.

Христианство персонажи вобрали черты языческих

— Христианство потеснило языческих богов, но на белорусских землях эти персонажи стали выполнять функции своих предшественников. Так апостолы Петр и Павел в Беларуси стали отвечать за скотоводство и земледелие. Святой Власий взял себе черты бога Велеса: ему поклонялись, как защитнику скота. Вместо языческих богинь-девственниц пришла Дева Мария, священных детей заменил младенец Христос, Перуна – пророк Илья, Купалу – Иоанн Креститель. Но все функции первых сохранились у вторых.

На кусочке земли

— Мифологические персонажи были созданы людьми. В них отразились особенности менталитета людей и народа в целом. Безусловно, мифологические образы белорусов во многом повлияли на характер современного общества. Прежде всего архетипические образы, которые сидят в подсознании многих людей.

У белорусов главный образ – это земля. Белорусские боги привязаны к земле и не только языческие, но и христианские. Христос, Микола, Петр, Павел ходят по земле, заходят в хаты. Зюзя, Жытень, Белун заходят в деревни, ходят по полям. Идея о том, что для белорусов все тут, на этом кусочке земли. А космос и подземный мир мало интересен.

Еще одна черта, отпечатавшаяся в менталитете – это толерантность. Среди белорусских богов нет обычной мировой мифологемы войны богов. Они у нас не воют. Только в обязанности Перуна входит уничтожение всякой нечисти. В белорусской мифологии нет жесткой иерархии. Есть высший бог Перун, все остальные живут каждый своим умом и не мешает жить другим.

В белорусской мифологии была распространена такая форма, как крест. Он был символом ростани – перекрестка. Там свершались различные магические события. Это древнейший белорусский архетип. Мы до сих пор ощущаем себя людьми перекрестка, цивилизаций и культур.


В материале использовались работы знаменитого белорусского художника Валерия Слаука, а также рисунки Артура Басака.