В 1995-м году в систему государственных наград Беларуси был введен орден Кастуся Калиновского. Он задумывался, как высшая государственная награда страны, но за десятилетие так никому и не был вручен, а в июне 2004-го года его официально упразднили. Почему имя лидера повстанцев 1863-го года так часто используется различными идеологами и политиками?
На кого больше похож Калиновский: на романтика-революционера или террориста-убийцу? Раскрыть глаза на то, кем был Константин Калиновский, попытался Вячеслав Зенькович вместе с историком, преподавателем образовательного центра "100 баллов" Алексеем Гришелем.
"Взрывной характер, из-за чего постоянно вспыхивали конфликты"
— Чтобы понять, кто такой Калиновский, необходимо прежде всего понимать, в какой исторический период он жил.
— XIX-й век — период очень противоречивый, время проб и ошибок, когда все чувствовали, что нужно что-то менять, но не понимали, что конкретно надо делать. Это эпоха революций, войн, больших перемен в жизни людей. В то время белорусские земли на протяжении более чем полувека входили в состав Российской Империи. Российская империя потерпела поражение в Крымской войне и стояла на пороге масштабных реформ, затронувших все сферы общественной жизни: царь Александр ІІ проводил преобразования судебной и образовательной систем, в военной сфере, среди крестьянства. В 1861-м году была принята главное преобразование: отменено крепостное право.
В это же время поляки хотели возродить свое государство: Речь Посполитую, которую в конце XVIII-го века разделили между собой соседи — Пруссия, Австрийская империя, Россия. Естественно, они считали, что белорусские, украинские и литовские земли должны входить в состав этого государства. В 1830-31-м годах произошло шляхецкое восстание, но оно потерпело поражение. Поляки поняли, нужно отходить от лозунга, что Речь Посполитая только для шляхты: необходимо заручиться поддержкой крестьян.
На этой волне возникло новое революционное движение, куда входила не только шляхта, но и богатые люди, зарождавшаяся буржуазия, интеллигенция. Готовилось новое восстание, которое объединило бы разные слои населения. Одним из его руководителей станет Константин Калиновский.
— Чего хотел добиться Калиновский и его сподвижники?
— В первую очередь Калиновский через восстание и крестьянскую революцию хотел добиться отделения от Российской империи. А дальше, скорее всего, воссоздания Речи Посполитой в виде какой-то федерации, в которой нашлось бы место Литве и Беларуси. Из тех документов и литературы, что я просмотрел, видно, что Константин так далеко не заглядывал. Главным для него задача — отделиться от России, а потом будь что будет.
— У верхушки революционеров не было единства в понимании будущего Речи Посполитой.
— Существовал Центральный национальный комитет, который заседал в Варшаве и состоял в основном из поляков. Они хотели перемен, но боялись крестьян, так как точно не понимали, к чему может привести в революции привлечение крестьян. К тому же крестьяне подключались к восстанию в надежде получить землю, а это в планы верхушки не входило.
Второй руководящий центр — Литовский провинциальный комитет, участником которого и был как раз Калиновский. Он заседал в Вильне. Между комитетами постоянно происходили ссоры и недопонимание. Не было даже единства в дате, когда начать восстание: оно началось в Польше, а нашим пришлось его поддерживать, иначе восстание сразу же потерпело бы поражение.
Такие недопонимания случались часто. К тому же характер Калиновского был достаточно взрывной: не со всеми из верхушки он мог дипломатично разговаривать, из-за чего постоянно вспыхивали конфликты. Есть люди, которые готовы управлять народом, а есть те, кто проводят революцию, но во главе государства встать не могут, потому что не умеют находить консенсус. Константин был человеком-революцией.
"Поляки часто использовали псевдоним Калиновского "Янка, гаспадар з-пад Вільні" для каких-то своих целей"
— Кем был Калиновский для собственно восставших? Мог ли в те времена 25-тний парень пользоваться авторитетом у широких масс?
— На картинах художников Константин Калиновский, конечно, изображается среди повстанцев. Создается иллюзия, что его все знали, все уважали. Но по факту если посмотреть на цифры участников, то не все так радостно. Восстание в основном поддержали поляки: они всем верховодили, столицей революционеров была Варшава, да и цели стояли польские. Если на территории Польши под знамена встало 400 тысяч участников, то белорусов по разным данным вышло от 6 до 70 тысяч. Среди соотечественников треть повстанцев — представители Гроденщины, но Беларусь — это не только этот регион.
Свою роль сыграла российская пропаганда, через православную церковь транслировавшая, что восстание инициировали поляки, чтобы вернуть прежние порядки, в том числе крепостное право. Батюшки страшили: участников могут и повесить. Случалось и такое, что повстанцы не очень хорошо относились к крестьянам, заставляли их принимать участие в восстании. Тогда мужики брались за вилы и отгоняли революционеров.
Плюс Константина Калиновского знали под псевдонимом "Янка, гаспадар з-пад Вільні". Это обращение было достаточно популярно среди крестьян. Поляки часто использовали этот псевдоним для своих каких-то целей: подписывались им, думая, что среди польских крестьян он тоже найдет отклик.
— Так на сколько это восстание было белорусским?
— Скорее оно было польским. Напоминаю про руководство: ключевые посты занимали поляки. Если бы восстание одержало победу, сомневаюсь, что у белорусов были бы какие-то перспективы. Поляки вряд ли бы говорили о какой-то федерации или автономии для белорусов. Сколько до этого было уний: исторически поляки так заключают договоры, что белорусы всегда остаются у разбитого корыта. Они спали и видели, чтобы Беларусь говорила по-польски и желательно Литва.
— У этого восстания были шансы на победу?
— В Европе восстания никогда не побеждали, обычно их выигрывали в Китае. Как правило, находится кто-то из ближнего окружения руководителя, кто предает его. После казни лидера остальные не знают, что делать. Так было и с Константином Калиновским.
К тому же повстанцы рассчитывали, что русская армия, переживающая переход от рекрутства к воинской повинности, будет не готова к восстанию. Они рассчитывали на эффект неожиданности. Когда же русские пришли в себя, то на земли бывшего ВКЛ стали отправлять армии. Численность войск достигла где-то 120 тысяч человек. Если посмотреть на численность восставших, становится понятно, что силы не равны. Было только делом времени, когда русские подавят волнения.
"После его ареста восстание на территории Беларуси окончательно затухло"
— Почему личность Калиновского стала популярна в ХХ-м веке?
—Во-первых, это связано с деятельностью Вацлава Ластовского. Он был первым историком, написавшим историю Беларуси на национальном языке. Именно ему приписывают возможность возникновения имени Кастусь, потому что данных, что Константина Викентия Калиновского в семье или среди повстанцев называли Кастусем, нет.
Ластовский пытался создать историю Беларуси, показать, что и у нас были люди, боровшиеся за независимость. Именно ему принадлежит один из первых проектов по созданию независимого белорусского государства в этнических границах, где проживали белорусы.
После Октябрьской революции к власти пришли большевики. Им надо было показать, что все так хотели свободы, независимости. На Константина Калиновского смотрели, как лидера крестьян, простых народных масс, хотевших свободы, возможности жить без господ. И в первом, и во втором случае это не столько была история, сколько вмешивалась идеология.
— Калиновского иногда называют журналистом, иногда даже писателем. На сколько его можно так называть?
— Ему приписывают участие в создании семи номеров первой нелегальной газеты на белорусском языке (писалась она латиницей) "Мужицкая правда". Нужно отметить, что не только Калиновский ее создавал, но еще Феликс Рожанский и Валерий Врублевский.
Также ему приписываются "Письма из-под виселицы". Когда я учился, то они входили в школьную программу, ученикам надо было их анализировать.
— Это когда Калиновский был осужден, ждал в тюрьме приговора, то якобы писал?
— Да. И приписывают Константину авторство всяких воззваний к крестьянам и участие в польском журнале "Знамя свободы". Если так смотреть, то багаж не очень большой. Он оставил несколько статей, но не литературных произведений. Если считать чисто по масштабности, я бы его не отнес к писателям. Революционер, которому нужно было общаться с народом: здесь чисто практические цели преследовались, чтобы поднять людей на восстание.
— В случае с Калиновским личность двигает историю или история личность?
— Он был человеком своего времени. На Константина повлияло то общество, где он родился, учился, жил. Он учился на юридическом факультете в Петербурге, где было очень много таких революционно настроенных людей: русских, поляков и выходцев из Беларуси. Он там мог набраться идей, они ему понравились. Плюс его происхождение: Калиновской же из обедневшей шляхты, которая мало чем отличалась от крестьян. Проблемы крестьянства ему были известны. Возможно, как молодой человек, он искренне загорелся желанием помочь людям.
И в тоже время Калиновский был человеком действительно харизматичным, неординарным. У него были свои идеи, которым он был верен, Он внес непосредственный вклад в восстание. Как мы знаем, после его ареста восстание на территории Беларуси окончательно затухло. Если бы он ничего не значил, возможно, нашлись другие бы люди.
— У Калиновского были последователи?
—Калиновский провел одно из последних классических восстаний по возрождению Речи Посполитой, когда белорусы вместе с поляками выступали за одну цель. Уже ближе к концу ХІХ-го века у белорусов появилось национальное самосознание, стали создаваться какие-то группки в Петербурге, у которых были свои взгляды на развитие белорусского народа. Потом возникли национальные партии, как БСГ в 1903-м году. Прямых последователей деятельности Калиновского я бы не назвал. Просто потому, что действовали все по другой методике и более мирными путями.
"Белорусами личность Калиновского основательно не изучалась"
— Со временем представление о Калиновском менялось в угоду политической конъюнктуры. Почему происходят такие изменения в мыслях и планах на будущее уже давным-давно похороненного повстанца?
— Мне кажется, здесь большую роль играет идеология. Белорусами личность Калиновского основательно не изучалась: это делали либо поляки, либо русские. Когда нужно, его образ служил интересам советского государства. Использовали его и националистические организации: например, Белорусский народный фронт очень часто брал его для популяризации своих идей создания национального государства.
— Почему наше государство не пыталось использовать это имя, давая некое свое видение исторического прошлого и заслуг этого человека?
— Вы меня натолкнули на мысль: мы строим союзное государство Беларусь и Россия, соответственно, мы не можем афишировать какие-то события, показывающие конфликты белорусских и русских. В данном противостоянии русские и белорусы были по разную сторону баррикад, поэтому Константин Калиновский с его восстанием не совсем вписывался в идеологию государства. Мне кажется, акцент был больше сделан на Великой Отечественной войне, где рядом сражались белорусы, русские и украинцы, чтобы показать наше единство.
— История знает немало случаев, когда яркие исторические личности трактовались различными идеологами по-разному. Примером служит и Калиновский, и кубинский Че Гевара. С точки зрения кубинской революции Че Гевара герой-революционер, с точки зрения уголовного кодекса Соединенных Штатов Америки — он террорист, преступник, причем международный. Калиновский — это террорист-убийца или романтик-революционер? На кого он похож больше?
— Мне кажется, больше второй вариант: романтик-революционер. Он реально верил в те идеи, которые продвигал, в то, что путь с организацией всенародного восстания с привлечением крестьян единственно правильный. Как оказалось, крестьяне, как позже скажет Ленин, нереволюционная сила: они не пошли за ним, потому что в большинстве своем Калиновского и не знали. Тем не менее, Константин до последнего считал, что может что-то получиться, потому сражался за свои идеи.
Почему не террорист? Он по большому счету сам лично ни в кого никакие бомбы не бросал, никого не убивал. Просто руководитель восстания. Если всех повстанцев считать террористами...
— С точки зрения закона Российской империи они террористы.
— Врагом российской власти его можно считать в какой-то степени. Но мне все-таки кажется, что это романтик. Потому что он действительно верил в то, что принесет народу добро, освобождение.
— А есть разница между этим романтиком и романтиком бен Ладеном, который тоже ради светлого какого-то будущего осуществлял террористические акты?
— Разница, конечно, есть. Потому что из-за бен Ладена в самолете умерли невинные люди. Здесь же было открытое сражение с военными людьми, противостояние российской армии. Мне это кажется более честным, чем убивать тех, кто не ожидал этого. Одно дело воевать с мирным, ни в чем не повинным населением, другое дело — с вооруженными людьми.