В июне белорусскую фэшн-тусовку и всех, кто интересуется событиями из мира отечественного легпрома, взбудоражил показ Fashion Fabrique, собравший на стадионе “Динамо” 20 модных брендов, 190 моделей и порядка 600 гостей. Мероприятие активно обсуждали в соцсетях: одни хвалили стильные образы и уровень моделей, другие – ругали выбор места проведения, тайминг и гостей, одетых не по дресс-коду. Но организатор FF Ядвига Чайковская уверена: резонанс вокруг проекта только помогает его продвижению. Обсудили с Ядвигой кухню белорусских модных показов и порассуждали, можно ли поднять их на “западный” уровень.

1-Ядвига Чайковская.jpgЯдвига Чайковская, фото Смартпресс

Кто такая Ядвига Чайковская?

Ядвига – модель с 15-летним опытом работы в Беларуси и за рубежом. Дефилировала на Неделях мод в Милане, Париже и Панаме, снималась для Vogue. 

В 2022-м, в Дубае, будучи беременной, попробовала себя в роли букера – менеджера, который помогает агентствам находить моделей и организовать их работу. Опыт оказался успешным: на кастинге для Colin's из 60 моделей, которых отобрала девушка, утвердили 16, в то время как от местного топового агентства – только одну. В 2024-м Ядвига открыла модельную академию в Минске ADA Models Academy и основала бренд одежды ADA Clothes, а в 2025-м – запустила подиумный проект Fashion Fabrique.

2-Ядвига Чайковская на Fashion Fabrique во время показа коллекции своего бренда ADA Clothes.jpgЯдвига на Fashion Fabrique во время показа коллекции своего бренда ADA Clothes

– Среди моделей это довольно популярная практика – развиваться в моделинге, но уже в другой роли, – объясняет собеседница. – Все мы однажды вырастаем из этой профессии – нужно выходить на новый уровень.

Нашей героине удается охватить сразу несколько фэшн-сфер, а ее проекты логично продолжают и дополняют друг друга. Так, нашумевший Fashion Fabrique вырос из модельных выпускных – стандартного финиша обучения в любой модельной школе, – на которые в ADA Models Academy посмотрели под другим углом.  

– В большинстве модельных школ выпускной – это такой семейный вечер “для мам и пап”, – рассказывает Ядвига. – На наши выпускные мы приглашали дизайнеров и стилистов, обозначали дресс-код, организовывали фуршет – старались приблизиться к концепции закрытого модного показа. 

3-Выпускной в ADA Models Academy Джеймс Бонд Бал.pngВыпускной в ADA Models Academy “Джеймс Бонд Бал”

И однажды я подумала – а почему бы не делать полноценное шоу? В “Топ модели по-американски” участниц, близких к победе, отправляли на показы Недели моды в Нью-Йорке, чтобы они могли продемонстрировать навыки в реальных, “полевых” условиях. Для наших моделей такой площадкой стал Fashion Fabrique. 

Этот проект полезен и с точки зрения развития карьеры: после показа ко мне подходили дизайнеры и спрашивали про отдельных моделей, чтобы позвать на съемки для своих брендов. Это возможность получить обратную связь о своей работе – не только похвалу от родителей, как на обычном выпускном, но и замечания, критику. Всё, как в настоящем моделинге. 

4-Ядвига Чайковская в редакции Смартпресс.jpgЯдвига Чайковская в редакции Смартпресс

Модели “неформат”: инклюзивность или “заплатила за участие”?

Правда, порция недовольства прилетела откуда не ждали – несмотря на двухнедельную подготовку, многочасовые прогоны дефиле и теплые отзывы о моделях на Fashion Fabrique в целом. 

– Во время проходки модели плюс-сайз я обратила внимание на скептические взгляды некоторых гостей, кто-то закатывал глаза, – рассказывает девушка. – На самом деле, к профессиональным моделям плюс-сайз (в Минске их не так много) тоже строгие требования: нужно уметь позировать, правильно ходить, тело – подтянутое, несмотря на формы. Я поддерживаю участие таких девушек в проекте: покупатели хотят видеть, как одежда смотрится не только на размерах XS и S, а бывает, что на модели в размере L изделие начинает играть новыми красками. 

Но если за границей в показах обязательно задействованы модели неконвенциональных размеров (а помимо них – еще и плюс эйдж и разных национальностей, чтобы бренд не упрекнули в неполиткорректности), у нас про таких девочек сразу думают – всё понятно, взяли по блату или заплатили за участие. Публика еще незрелая. 

5-Выходы моделей плюс-сайз на Fashion Fabrique.pngВыходы моделей плюс-сайз на Fashion Fabrique

С другой стороны, “разношерстный” состав моделей на популярных белорусских проектах – практически база. Вместе с профессиональными моделями на подиум часто выходят девушки любого возраста, роста и комплекции. Ядвига уверена: такой подход организаторов – тоже не ок. 

– Большинство маленьких проектов окупаются благодаря организационным взносам моделей, которые те платят за свое участие. Как правило, это девушки, которые никогда в моделинге не работали, и только начинают свой путь – или просто хотят побыть в роли модели. Более подкованные организаторы ищут партнеров и спонсоров, которые помогают закрыть затраты на проект – и тогда появляется возможность сделать более строгую выборку моделей. 

Но бывает, что даже имея спонсорскую поддержку, организаторы всё равно экономят на моделях, не дают уроков дефиле – и по итогу мы получаем непрофессиональных моделей на подиуме и некрасивую картинку. Я лояльно отношусь к девушкам, которые выходят на подиум впервые. Но они должны стараться. А взять любую желающую… Вы видите, что она идет плохо и даете ей возможность выйти на подиум? Я считаю, это неправильно. 

6-Ядвига Чайковская.jpg

Модный показ как тусовка 

Вместе с тем, Ядвига отмечает парадоксальную штуку: мало кто ходит на такие мероприятия, чтобы посмотреть, что происходит непосредственно на подиуме. По ее словам, пока для наших людей это скорее “развлекаловка”: повод выпить бокал просекко, пообщаться с кем-то, сделать классные фотки. 

– За границей всё ровно наоборот: люди целенаправленно идут смотреть на изделия, моделей, дизайнеров. Большие бренды, вроде Prada, Miu Miu, Gucci, закладывают бюджет на проведение таких мероприятий. 

7-Показ Jacquemus Le Chouchou в Версале.pngОдно из эталонных модных шоу по мнению нашей героини – показ Jacquemus Le Chouchou в Версале: “Обожаю показы, которые не выглядят как показы. Я люблю шоу, эмоции, сложные образы” 

У нас же мало кто может себе позволить собственное шоу. Это стоит космических денег. Делить подиум с другими брендами тоже хотят не все. Локальные дизайнеры лучше будут вкладываться в крутые сюжетные съемки и раскручивать свой бренд через инфлюенсеров, потому что понимают: наша публика придет посмотреть на то, кто в чем пришел, и положили ли ему достаточно подарков, – но не на дизайнерскую одежду. 

8-Ядвига Чайковская.jpg

Дресс-код на модном показе: насколько важно его соблюдать и почему это делают не все? 

И действительно, образы гостей – буквально вторая сцена на белорусских фэшн-мероприятиях. А после Fashion Fabrique в соцсетях разгорелись горячие споры: что делали на модном показе люди, которые не удосужились собрать образ в стиле заявленного Old Money? Где в вопросах дресс-кода заканчивается зона ответственности организатора, а где – начинается личный выбор гостя?  

– На модных показах важна общая картинка: если гости одеты в едином стиле и цветовой гамме, фото и видео получатся эстетичными, – рассуждает Ядвига. – Но на мероприятиях, куда приглашается несколько сотен человек, проконтролировать, чтобы все пришли согласно дресс-коду, невозможно. 

9-Гости Fashion Fabrique.jpgГости Fashion Fabrique 

Предположим, я даю 10 пригласительных своему партнеру. Я информирую его о пожеланиях ко внешнему виду и он, как человек обязательный, передает эту информацию своим гостям. Но дальше ни он, ни я за них ответственность не несем. И если кто-то из этих гостей придет в том, в чем посчитает нужным, я не смогу ему сказать – вы не сможете посетить наше мероприятие. Этим жестом я могу оскорбить партнера или другого важного человека – и тогда хейта будет в два раза больше. 

А есть категория людей, которые игнорируют дресс код намеренно. Человек приходит в байке Balenciaga и таби: он знает, что это не соответствует дресс-коду, но он накопил на оригинальную вещь от известного бренда, и ему хочется это транслировать. Наверное, это про уважение к организаторам – пока не все у вас четко это понимают.

10-Ядвига Чайковская.jpg

Можно ли поменять ситуацию? Ядвига считает, что организаторам нужно запастись терпением, и прививать культуру модных показов постепенно. Помогать раскрываться молодым, но перспективным дизайнерам: например, бренды Le Ciel, Novy и Zima Loving Life специально для участия в Fashion Fabrique отшили полностью новые коллекции. 

11-Показ бренда Novy.jpgПоказ бренда Novy

И уходить от концепции “мода – для узкого круга избранных”. 

– Я за то, чтобы мода была доступной. Да, важно сохранить вип-зону для инфлюенсеров, медиа, людей из сферы бизнеса, партнеров – как на модных показах мирового уровня. Но при этом мне кажется правильным, чтобы каждый мог бы купить билет, как в театр или на выставку. А если человек билет купил, он, скорее всего, захочет погрузиться в происходящее на подиуме и остаться до конца. Это крутая возможность для каждого – наблюдать рост брендов, трансформацию моделей, эволюцию белорусской моды.

Автор: Вера Рогатко. Фото: Елена Таборко (Смартпресс), Слава Паталах, Ариан Яздани Черати, соцсети

*Использование и цитирование данной статьи допускается в объеме, не превышающем 20% при наличии гиперссылки. Более 20% – только с разрешения редакции.